Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ.
Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Понятие «современный урок»
неразрывно связано с понятием современный учитель.
“Урок – это зеркало общей ипедагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора, эрудиции”.
В. А. Сухомлинский
«Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»! А.М.Кондаков
Система требований к уроку включает:
Целеполагание.
Мотивация.
Практическая значимость знаний и способов деятельности.
Отбор содержания.
5. Интегративность знаний.
6. Построение каждого этапа урока по схеме
Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
8. Подведение обучающимися итогов каждого этапа урока
9. Наличие блоков самостоятельного получения знаний
обучающимися
10. Организация парной или групповой работы
11. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля
12. Рефлексия
13. Качественная положительная оценка
14. Минимализация и вариативность домашнего задания.
15. Организация психологического комфорта
В структуру современного урока внесены новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата.
Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала.
Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания.
Новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.
На этапе рефлексии учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности
Домашнее задание на современном уроке учащиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей.
1. Мотивационно – целеполагающий аспект .
Цель современного урока должна быть конкретной, понятной, побуждающей к действию и измеряемой.
Современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.
Основные категории учебных целей | Характеристика целей | Ключевые слова для постановки задач |
Образовательная | Формирование программных знаний и умений на уровне знания, понимания, применения. | Повторить, дать определение, познакомить, описать, объяснить, демонстрировать, использовать, проконтролировать, обеспечить, закрепить, перечислить, выполнить, систематизировать... |
Развивающая | Формирование обще учебных и специальных умений; совершенствование мыслительных операций; развитие эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществление самоконтроля и самооценки | Обеспечить развитие, способствовать формированию умений, |
Воспитательная | Формирование эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формирование идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретение опыта адекватного поведения в любом обществе. | Обеспечить, содействовать формированию, стимулировать, вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение… прививать, укреплять... навыки; |
Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.
Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:
Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;
Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;
Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения. Индивидуальные и групповые виды деятельности
Второй важный аспект
современного урока –
деятельностный аспект
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.