Презентация "Употребление местоимений в речи"

  • pptx
  • 29.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Употребление местоимений в речи.pptx

Современный урок
русского языка
в контексте ФГОС ООО

Предмет: Русский язык
Класс: 6
Тема: Употребление местоимений в речи.
Место урока в системе уроков по данной теме: предпоследний урок в теме «Местоимение».
Цель деятельности учителя: организовать деятельность учащихся для изучения роли местоимений в речи через исследовательскую работу с текстом.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Планируемые результаты:
Предметные: определяют роль местоимений в тексте.
Метапредметные:
Регулятивные:
с помощью учителя формулирует цели деятельности;
умеет планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: 
на основе исследования делает выводы и обобщения; 
определяет основную мысль научного текста по ключевым словам в высказываниях ученых-лингвистов;
редактирует текст.
Коммуникативные:
связно высказывает своё мнение и аргументирует свою точку зрения;
умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
умеет вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
 
Личностные:
формирует волевое усилие преодоление затруднений в ходе работы с текстом.

I. Орг. момент. (1-2 мин)
II. Мотивация к учебной деятельности (1 мин.)
Мы продолжаем изучать часть речи, которая нескромно заявляет:

Я о себе такого мненья:
Огромна роль местоименья!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.
 

III. Проблематизация (7 мин)
Изучая местоимения, вы заметили, что не так уж просты эти маленькие словечки – местоимения.
1.Прочитайте высказывания о местоимениях учёных – лингвистов.
Если допустить невероятное, что местоимения исчезли вдруг из языка, речь стала бы невозможной. Человек бы не смог обозначить себя как говорящего, собеседника, лицо, о котором идёт речь. (Г. Солганик)

Местоимения удобны… Они, «как за­пасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в теа­тре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова. (А. Реформатский)

Как длинна, как нудна была бы наша речь, если бы в ней не было местоимений. Местоимения создают нам ре­чевое удобство, так как экономят время и пространство.
(В. Иванов, 3. Потиха.Д. Розенталъ)

4) Являясь заменителями имен, местоимения служат средством связи между предложениями, частями текста, исключая тем самым неоправданные повторы и внося разнообразие в речь. (М. Орёл)

IV. Целеполагание (3 мин)
-Какая мысль объединяет эти высказывания?
Сформулируйте тему урока. (Употребление местоимений в речи)
 
- Постановка целей урока:
Определить роль местоимений в речи.
Научиться правильно употреблять местоимения в речи.
 
Запишите в тетрадях : число, классная работа, тема, цель

VI Моделирование (7 мин)
Работа в группах (по высказываниям).
Прочитайте еще раз высказывание. По ключевым словам в этих высказываниях определить роль местоимений в речи.
1 группа – Обозначают себя как говорящего, собеседника.
2 группа – Освобождают (заменяют) знаменательные слова.
3 группа – Экономят время и пространство.
4 группа – Устраняют повторы, являются средством связи.
Выступление групп, в ходе которого появляется схема:

Роль местоимения в речи

Обозначать себя и собеседника

Создают удобство

Экономят время и пространство

Связывают предложения в тексте

Физминутка под первый куплет «Родина моя» (2 мин) – определить роль употребляемых местоимений.
Я, ты, он, она
Вместе – целая страна…

Исследовательская работа в группах с текстом (10 мин)
1. Прочитайте текст.
2. Определите функциональную роль местоимения в тексте.
1 группа
Нам дан огромный дар. Это наш дивный и могучий язык. В нем все дары России. В нем вся поющая русская душа… И народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть духовно той высоты, на которую зовёт его его язык. (И.Ильин) – рус. философ, писатель…
 
2 – 3 группы
В воскресенье бабушка и внук отправились по грибы. Рано утром бабушка и внук пришли в лес. Была чудесная погода. В чудесную погоду не хочется сидеть дома. За день бабушка нашла пять белых грибов. Пять белых грибов нашел и внук.
 
 
 

4 группа
Когда над головой замелькали звёзды, я понял, что вышел на большую поляну. Наткнувшись на камень, я сел на него поудобней и стал дожидаться утра. Сижу на камне и слушаю ночь. Мне бы сейчас уснуть, да сидишь на камне, как петух на насесте. Когда открыл глаза — рядом стояли олени! Вот когда я по-настоящему окаменел. Передо мной редкостные тугайские олени... Когда-то их было много, и они украшали леса. Теперь увидеть их так же трудно, как тигра или барса. (Н. Сладков)


Выступление групп (8 мин)
 
Подведение итогов. Рефлексия ( 5 мин)
Самым лучшим в занятии было.., а самым худшим…
Самым интересным было.., а самым скучным…
Самым веселым было, а самым серьезным…
Мне бы хотелось, чтобы… Мне бы не хотелось, чтобы…
 
Домашнее задание

Повторить морфологические признаки местоимения, выучить роли местоимения в речи.

Упр. 64 (все задания) или Благодарственное письмо местоимению
 

Литература Учебник русского языка. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. (Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева. Е.С. Антонова). Ч.2. Москва: «Русское слово», 2013 г.