Прочитайте тексты, определите их тип речи
и докажите своё мнение.
На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки.
(А. Толстой)
Во-первых, здесь описываются лохматые, ослепительные потоки солнца, синее небо, по которому плыли облака и к ним можно задать вопрос какой?
Во-вторых, здесь нет движения, картина статичная, словно фотография, только словесная, есть эпитеты, метафоры, сравнение.
ОПИСАНИЕ
Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном : “Весна пришла!” (А. Толстой)
Здесь есть сюжет, развивается действие: рассказывается о том, как Никита распахнул дверь, сел на крыльцо, потом опустил кораблик в ручеёк и долго смотрел ему вслед, а потом резко встал и улыбнулся солнышку - к этим словом можно задать вопрос что делал?
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы.
а) 1) Моя собака.
2) Зачем мне нужна собака?
3) Как мы однажды с собакой…
б) 1) Зачем нужно ходить в школу?
2) Мой счастливый школьный день.
3) Как я прогулял уроки.
в) 1) Как я играл в футбол.
2) Моя любимая игрушка.
3) Почему я люблю играть в футбол?
Повествование
Описание
Рассуждение
Описание
Рассуждение
Повествование
Рассуждение
Описание
Повествование
СЛЕДУЯ ЛОГИКЕ, СФОРМУЛИРУЙТЕ ЗАДАЧИ УРОКА, СОЕДИНИВ ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЙ КОЛОНКИ С РЕЗУЛЬТАТОМ ВТОРОЙ
1. Вспомнить | 2. По алгоритму написания рассуждения |
2. Учиться работать | 1. Доказательства и делать выводы |
3. Применять | 4. Компоненты сочинения-рассуждения |
4. Устанавливать | 3. Клише для написания рассуждения |
ИЗ СКОЛЬКИХ ЧАСТЕЙ СОСТОИТ
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ?
– положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения, или, другими словами, это основная мысль текста, которую нужно доказать.
– подтверждение какого-нибудь положения фактами или доводами, или, другими словами, это примеры, доказывающие основную мысль текста.
– итог рассуждения. Обычно вывод совпадает с той мыслью, которая была высказана в начале текста. Иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден и его может сделать сам читатель.
СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ТЕКСТА-РАССУЖДЕНИЯ
От количества и качества аргументов;
от порядка изложения аргументов;
от формы их изложения.
Вступление.
Тезис, то есть основная мысль, утверждение, которое будет доказываться.
Аргументы, то есть доказательства, доводы, мотивы, обоснования.
Вывод, то есть итог, к которому пришёл
автор рассуждения
Мама – самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом. Хлебороб благодарно произносит: "Спасибо, кормилица-мать". Солдат, смертельно раненный, шепчет: "За Родину-мать!" Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.
НАХОДИТЕ В ТЕКСТЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ РАССУЖДЕНИЯ
Тезис
Мама – самое священное слово на земле!
Комментарий
Человек рождается и умирает с этим словом.
Аргументы
Хлебороб благодарно произносит: "Спасибо, кормилица-мать".
Солдат, смертельно раненный, шепчет: "За Родину-мать!"
Вывод
Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.
РАЗГОВОР С ДОЧКОЙ
— Мне не хватает теплоты, —Она сказала дочке.Дочь удивилась: — Мерзнешь тыИ в летние денечки?
— Ты не поймешь, еще мала, —Вздохнула мать устало.А дочь кричит: — Я поняла! -И тащит одеяло.
Агния Барто
Какова тема стихотворения?
Какова идея стихотворения?
Отношения дочери и матери.
Дети, не всегда понимают своих матерей, недостаточно уделяют им внимания, мало делятся душевным теплом, заботой.
Почему дочь не поняла маму?
Ее смутило многозначное слово «теплота».
О значениях слова ТЕПЛОТА
Сергей Иванович Ожегов
(1900-1964)
Теплота - 1. Форма движения материи, представляющая собою беспорядочное движение образующих тело микрочастиц (молекул, атомов, электронов и т.п.). Энергия, создаваемая таким движением.
2. Нагретое состояние кого-л., чего-л.; тепло. Ощущение внутреннего тепла.
3. перен. Доброе, сердечное отношение к кому-л.
- Какой теплоты, на самом деле, не хватало маме?
Доброго сердечного отношения
- Как называется средство художественной выразительности, с которым поиграла Барто в стихотворении?
Метафора
- Барто, используя метафору, подняла очень важную проблему, она и будет темой нашего сочинения. О чем будет наше сочинение?
О наших мамах, о близких, о тех, кто рядом с нами
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.