Деятельность ребенка, в основе которой лежит созидание и получение определенного результата является продуктивной.
К продуктивным видам детской деятельности относятся:
10.01.2024
конструирование
Изобразительная деятельность выступает как специфическое средство познания действительности и имеет большое значение для развития умственных способностей.
А умственное развитие во многом зависит от развития речи, поэтому, занятиям изобразительной деятельностью должно отводиться значительное место в деле речевого развития и воспитания детей.
10.01.2024
Изобразить с помощью красок и кисти для многих детей бывает гораздо проще чем «изобразить» с помощью слова.
Часто ребенок не может рассказать, что он нарисовал, либо его рассказ сводится к простому перечислению изображенных предметов.
10.01.2024
Дети с нормой развития
Занятия изобразительной деятельностью носят, в большей степени, художественную направленность.
Дети с нарушением речи
Основной упор во всех видах деятельности делается на устранение (коррекцию) речевых нарушений. Художественно-эстетическая направленность становится второстепенной по отношению к развитию речи.
10.01.2024
Грамотно построенное занятие по изобразительной деятельности позволяет решать задачи не только художественного характера, но и активно развивать речь детей.
Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является усвоение назывательной функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает названия.
10.01.2024
Изображение любого предмета предполагает наличие достаточных представлений о нем, знаний о его свойствах и признаках (его форме и цвете, величине, положении в пространстве и т. д.). Дети знакомятся с названиями предметов, действий, учатся различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов.
10.01.2024
Работа с бумагой, карандашами и красками — сенсорно - двигательная деятельность.
Занятия по изодеятельности способствуют овладению детьми лексико-грамматическими категориями
Наиболее распространенными и доступными для понимания детьми являются задания по подбору прилагательных к существительным. Например, перед лепкой или рисованием на тему «Пограничник с собакой» в беседе с детьми «Какие бывают собаки?», чаще всего дети отвечают: большие, маленькие, добрые, злые, старые, молодые.
Воспитатель вводит в словарь детей новые прилагательные: мохнатые, гладкошерстные, пастушьи, пожарные, охотничьи, пограничные.
10.01.2024
Интересными являются и задания по узнаванию предмета для изображения по набору слов, или описанию. Например,
Ребята, я буду называть части транспорта, а вы догадайтесь, о каком транспорте я говорю.
Кабина, хвост, лопасти, мотор. Это… вертолет. Вот сегодня мы его и будем лепить.
10.01.2024
КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений.
Речь детей обогащается новыми понятиями, терминами (брусок, куб, пирамидка м др.), которые в других видах деятельности употребляются редко.
Дети упражняются:
- в правильном употреблении понятий: высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, большой – маленький;
- в точном словесном указании направления: над – под, вправо – влево, вниз – вверх, сзади – спереди, ближе – дальше и т.д.
10.01.2024
В специально организованной продуктивной деятельности возникают естественные благоприятные ситуации, способствующие проявлению речевой активности детей
Для развития речи детей используются следующие элементы занятий; обсуждение с детьми предстоящей деятельности, её этапов, выбор способов действия, объяснение смысла каждого действия. Этим не только развиваем активную речь детей, но и учим их работать по плану, выраженному в слове.
В конце занятия дети рассказывают о том, что получилось,
Таким образом, дважды выраженная словами тема занятия варьируется в связном высказывании.
10.01.2024
Дети сооружают постройку, рисуют, лепят по заранее заготовленному образцу, а потом сравнивают свою работу с образцом. На занятиях изобразительной деятельностью используется богатый наглядный материал.
10.01.2024
Использование стихов, образных сравнений развивает не только образное восприятие, но и обогащает речь детей выразительными средствами
10.01.2024
Снег мешками валит с неба
С дом стоят сугробы снега,
То бураны и метели
На деревню налетели.
Специфические методические приёмы развития и активизации речи детей на занятиях изобразительной деятельностью и конструированием.
Создание проблемной ситуации, которая способствует формированию коммуникативной направленности речи.
Комментирующая речь педагога непосредственно в процессе работы детей. (Саша, обмакни кисточку в воду (краску).
Проговаривание детьми своих действий. Постепенно комментирующая речь педагога из монолога превращается в диалог - неспешный разговор то с одним, то с другим ребенком - не шепотом, а вслух.
Обязательное называние цели продуктивной деятельности дважды. Первый раз - перед тем как дети начнут действовать. И второй раз - после завершения действия, как его результат.
Использование в речи большого числа глаголов. Обычно у детей страдает глагольный словарь, поэтому их нужно побуждать пользоваться глаголами и точно называть свои действия.
10.01.2024
10.01.2024
Отчет ребенка о том, что он приготовил к занятию. Этот приём позволяет отработать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.
«Дорисовывание» словами своей незаконченной работы - рисунка, аппликации, постройки - действенный приём формирования речевого высказывания и повод для составления связного рассказа творческого характера.
«Похвалим работу товарища» - хороший приём для активизации в речи прилагательных.
«Почемучки» - закрепление умения задавать друг другу различные вопросы, и каверзные в том числе, по поводу изображенного на рисунке или аппликации.
Вне занятий детские работы остаются еще долгое время наглядной опорой для разнообразных речевых упражнений:
Речевые высказывания с обращением (Маша, смотри,
на Сашином рисунке...)
Придумывание названия своему рисунку и рисунку
товарища;
Сочинение рассказа или сказки к своей работе;
Интересно оформить их в виде книжки - самоделки;
Разговор от лица изображенных живых и неживых
объектов;
Сравнение двух работ.
10.01.2024
В продуктивных видах деятельности результативность речевой работы многократно усиливается за счет:
Опоры на эмоционально - интеллектуальный опыт детей, их собственные неповторимые ассоциации.
Необходимости выделять, воспринимать, воспроизводить определённые свойства и отношения предметов, выражать их в слове.
Ситуации переживания ребёнком своей деятельности, от вынашивания замысла до конечного видимого
результата.
Возможности создания проблемных
ситуаций, проясняющих значения слов и
побуждающих детей осуществлять выбор.
10.01.2024
Живая, незаученная речь зазвучит на занятиях при условии, что дети будут испытывать чувство безопасности работы. Безопасность работы и критерии эстетичности занятия включают:
10.01.2024
Дети не боятся критических замечаний и оценок (добрый совет, прежде всего).
Дети пользуются возможностью свободно передвигаться по группе во время занятия, задавать вопросы друг другу и педагогу.
Дети имеют своё мнение и умеют его высказывать.
Дети пользуются правом выбора (найти способ рисования, выбрать материал).
ВЫВОД:
Таким образом, речь и изодеятельность взаимодополняют и взаимообогащают друг друга. Это ведет к увеличению больших речевых возможностей детей, к возникновению новых продуктивных умений и навыков, образов и форм.
10.01.2024
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.