Методическая разработка "Изучение строения и физиологии растительных и животных клеток"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка «Изучение строения и физиологии растительных и животных клеток» разработана в соответствии с ФГОС СПО и рассчитана на одно практическое занятие. Данная тема входит в изучение ОДБ. 10 Биология. На его проведение по программе выделено 90 мин. Из клеток состоит всё живое. Ткани и органы живых существ состоят из клеток. Живым веществом является содержимое клеток. Клетки размножаются делением. Эволюция пошла двумя путями, создав клетки, не обладающие типичным клеточным ядром и хромосомным аппаратом (прокариоты), и имеющие ядро (эукариоты). К прокариотам относят бактерии и сине-зеленые водоросли. Все остальные живые организмы относятся к эукариотическим. В ядре клетки локализованы молекулы ДНК. Ядро погружено в цитоплазму. В цитоплазме содержатся образования, называемые органеллами, они выполняют различные функции. Организм человека состоит из 1015 клеток. Именно клетка является важнейшей структурной и функциональной единицей. Вне клетки нет жизни. Целью данной разработки является правильное понимание студентами принципов строения и жизнедеятельности эукариотической клетки. Методическая разработка предусматривает устный опрос студентов, работу с микроскопом, выполнение заданий, тест-контроль. Учебно-методический материал может быть рекомендован преподавателям медицинских колледжей для обучения обучающихся специальности Сестринское дело.
Иконка файла материала МЕТРАЗРАБОТКА изучение строения.docx

 

 

Содержание

1.     Пояснительная записка

2.     Цели практического занятия

3.     Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи

4.     Структурно-логическая схема занятия

5.     Контроль исходного уровня знаний

6.     Блок самостоятельной работы обучающихся

7.     Контроль итогового уровня знаний и умений

8.     Задания по внеаудиторной самостоятельной работе по теме

9.     Список использованной литературы

10.  Дидактический материал

11. Эталоны ответов к контролирующему блоку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

     Методическая разработка «Изучение строения и физиологии растительных и животных клеток» разработана в соответствии с ФГОС СПО и рассчитана на одно практическое занятие. Данная тема входит в изучение ОДБ. 10 Биология. На его проведение по программе выделено 90 мин.

     Из клеток состоит всё живое. Ткани и органы живых существ состоят из клеток. Живым веществом является содержимое клеток. Клетки размножаются делением. Эволюция пошла двумя путями, создав клетки, не обладающие типичным клеточным ядром и хромосомным аппаратом (прокариоты), и имеющие ядро (эукариоты). К прокариотам относят бактерии и сине-зеленые водоросли. Все остальные живые организмы относятся к эукариотическим. В ядре клетки локализованы молекулы ДНК. Ядро погружено в цитоплазму. В цитоплазме содержатся образования, называемые органеллами, они выполняют различные функции. Организм человека состоит из 1015 клеток. Именно клетка является важнейшей структурной и функциональной единицей. Вне клетки нет жизни.

     Целью данной разработки является правильное понимание студентами принципов строения и жизнедеятельности эукариотической клетки. Методическая разработка предусматривает устный опрос студентов, работу с микроскопом, выполнение заданий, тест-контроль.

     Учебно-методический материал может быть рекомендован преподавателям медицинских колледжей для обучения обучающихся специальности Сестринское дело. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип учебного занятия: практическое занятие «Изучение строения и физиологии растительных и животных клеток»

 

Цели занятия:

1. Учебная:

   Систематизировать и закрепить знания студентов по данной теме, овладеть умениями и навыками.

2. Развивающая:

     Развивать у студентов сознательное восприятие учебного материала, познавательный интерес, мышление, внимание. Способствовать развитию умения анализировать, выделять главное.

3. Воспитательная:

     Воспитать ответственное отношение к обучению; внимательность, аккуратность, понимание необходимости знаний в области биологии.

Мотивация

     Тема «Изучение строения и физиологии растительных и животных клеток» имеет важное значение в профессиональной деятельности медицинских специалистов. Необходимо обладать знаниями в области цитологии поскольку клетка является той ареной, на которой разыгрываются события, имеющие значение для судьбы организма в целом. Органоиды клетки ответственны за питание, выделение, размножение. В клетке происходит синтез белка, протекают химические реакции, которые обеспечивают энергетические циклы в клетках. Развитие любого организма начитается с оплодотворенной яйцеклетки.

     Занятие будет проводиться следующим образом: просмотр фильма, устный опрос, работа с микроскопом, выполнение заданий и контроль при помощи тестовых заданий.

Методическое оснащение:

     - интерактивная доска, презентация преподавателя, фильм «Правила работы с микроскопом», микроскопы, лабораторное оборудование, набор микропрепаратов «Левенгук», рисунки «Бактериальная клетка», «Животная клетка», «Растительная клетка», тесты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню усвоения учебного материала

Обучающий должен иметь практический опыт:

    - работать с микроскопом;

    - готовить временные препараты;

    - использовать терминологию темы; 

    - отличать бактериальные, растительные и животные клетки;

    - объяснять принципиальное единство строения растительных и животных клеток.

Обучающий должен знать:

   - устройство микроскопа и правила работы с ним;

   - морфологию клеток, физиологические процессы, протекающие в клетке.

Настоящее практическое занятие дает возможность получить информацию об освоении соответствующих ОК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Междисциплинарные связи:

ОП.02. Анатомия и физиология человека

ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики

ОП.06. Основы микробиологии и иммунологи

Внутридисциплинарные связи:

Темы: «Прокариотическая клетка», «Эукариотическая клетка», «Мембранные структуры клетки», «Немембранные структуры клетки», «Ядро, строение, функции».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структурно-логическая схема занятия

 

Этап

Действия преподавателя

Действия студента

Время /примечания

Организационный

момент

Отмечает отсутствующих.

Отмечает готовность аудитории и студентов к занятиям (наличие формы, учебников, тетрадей).

Готовиться к занятию

2 мин

Введение, актуализация изучаемой темы

Дает целевую установку занятия: тема, цель, план лекции, мотивация изучения темы.

Записывает тему занятия

3 мин

Основная часть

Включает фильм, проводит устный опрос; объясняет назначение основных конструктивных частей микроскопа и правила работы с микроскопом, контролирует выполнение рисунков и проверяет выполнение заданий.

Студенты отвечают на вопросы, по очереди работают с микроскопами, выполняют рисунки,  выполняют задания

80 мин

(приложения № 1, № 2)

Заключение

Подводит итог занятия, выставляет оценки, объясняет домашнее задание

 

Записывает домашнее задание

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

Контроль исходного уровня знаний данной темы

Контрольные вопросы для проведения опроса:

 

1. Как в настоящее время формулируется клеточная теория?

2. Почему бактерии нельзя отнести к эукариотам?

3. Чем отличаются клетки одноклеточных организмов от клеток многоклеточных организмов?

4. Какие функции выполняет ядро в клетке?

5. Как функционирует лизосома?

6. Каковы различия в наборе органоидов в клетках растений и животных?

7. Назовите черты сходства митохондрий с прокариотами.

8. Какова роль биологических мембран в клетке?

9. Каково строение и функции оболочки ядра?

10. В чем проявляется сходство хлоропластов и митохондрий?

11. Какие органоиды образуют единую мембранную систему клетки?

12. Опишите молекулярное строение наружной плазматической мембраны животных клеток.

13. Как различаются органоиды и включения клетки?

14. Какие функции выполняет аппарат Гольджи?

15. В чем проявляется целостность клетки?

16. Какая взаимосвязь существует между ЭПС, комплексом Гольджи и лизосомами?

17. В каких частях клетки расположены внеядерные ДНК?

18. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.

 

Эталоны ответов

 

1) Все живые организмы состоят из клеток. Клетки животных и растений сходны по строению, химическому составу, принципам обмена веществ.

Клетка — единица строения, функции, развития, размножения организмов.

Клетка — функциональная часть многоклеточного организма.

Клетка способна к самообновлению, саморегуляции и самовоспроизведению

2) В их клетках ядерное вещество не отделено от цитоплазмы;

они имеют одну кольцевую хромосому;

не имеют митохондрий, комплекс Гольджи, ЭПС;

у них не происходит мейоз и оплодотворение.

3) Клетки всех организмов представляют собой самостоятельные живые системы, сходные по химическому составу и строению, осуществляющие обмен веществ и энергии и способные к саморегуляции. Однако между клетками одноклеточных и многоклеточных организмов имеются и существенные различия. Клетки одноклеточных организмов представляют собой самостоятельные организмы. Они осуществляют все функции, присущие организму: добывание пищи, движение, размножение и др. Клетки одноклеточных — это одновременно и клеточный, и организменный уровни организации жизни. У многоклеточного организма клетка является его частью. Клетки многоклеточных специализируются по выполняемым функциям. Существовать самостоятельно клетки многоклеточных не способны, но все вместе они обеспечивают существование организма.

4) Функции ядра:

В ядре содержится основная наследственная информация, которая необходима для развития целого организма с разнообразием его признаков и свойств.

В нем происходит воспроизведение (редупликация) молекул ДНК, что дает возможность при мейозе двум дочерним клеткам получить одинаковый в качественном и количественном отношении генетический материал.

Ядро обеспечивает синтез на молекулах ДНК различных и-РНК, т-РНК, р-РНК.

5) Лизосома функционирует следующим образом:

Лизосома перемещается к пищевой частице, сливается с ней, образуя пищеварительную вакуоль.

Частицы пищи или отмершие части клетки окружаются ферментами и перевариваются, при этом сложные органические вещества превращаются в менее сложные, например, биополимеры в мономеры.

Мономеры проступают в цитоплазму и используются клеткой.

6) В клетках растений, но не в клетках животных, имеются пластиды;

В клетках растений, но не в клетках животных, имеются цитоплазматические вакуоли с клеточным соком;

В клетках животных, но не в клетках растений, имеются центриоли.

7) Наличие кольцевой хромосомы, сходной с бактериальной.

Наличие собственной системы биосинтеза белка, которая близка по своим свойствам к прокариотической. Способность размножаться делением.

8) Биологические мембраны выполняют защитную и транспортную функции, разделяют клетку на отделы, обеспечивают межклеточные контакты, избирательное поступление в клетку веществ и выведение из нее продуктов обмена.

9) Отграничивает содержимое ядра от цитоплазмы. Состоит из наружной и внутренней мембран, сходных по строению с плазматической мембраной. Имеет многочисленные поры, через которые происходит обмен веществ между ядром и цитоплазмой.

10) Двумембранные органоиды; содержат собственную ДНК; имеют рибосомы.

11) Эндоплазматическая сеть; комплекс Гольджи; лизосомы.

12) Молекулы липидов образуют двойной слой. Молекулы   белка   пронизывают   толщу   плазматической мембраны   или   располагаются   на   ее   внешней   или внутренней поверхности. Снаружи к белкам и липидам могут присоединяться углеводы, образуя гликокаликс.

13) Органоиды являются постоянными структурными компонентами клетки, обеспечивающими ее функционирование. Включения — это временные образования, не являющиеся для клетки жизненно важными

14) В комплексе Гольджи накапливаются продукты синтетиче­ской деятельности клетки; участвует в образовании лизосом; участвует в обновлении и росте плазматической мембраны.

15) Каждый органоид в клетке выполняет определенные функции. Отдельный органоид не может функционировать без связи с другими структурами клетки. Взаимосвязь органоидов в процессе их функционирования -основа целостности клетки.

16) Синтезированные на мембранах ЭПС белки. Полисахариды, жиры транспортируются к комплексу Гольджи, конденсируются внутри его структур и «упаковываются» в виде секрета, готового к выделению. Здесь же формируются и лизосомы, участвующие во внутриклеточном пищеварении.

17) В митохондриях; в пластидах; в цитоплазме.

18) Фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты; по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых не происходит фотосинтез.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок самостоятельной работы обучающихся

 

Задание 1

Рассмотрите под микроскопом микропрепараты (см. приложения № 1, № 2). Зарисуйте в тетради клетки, наблюдаемые при микроскопии.

 

 

 

Рис. 1. Эпителиальные клетки полости рта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Клетки крови человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Сердечная ткань

 

                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Клетки пробкового дерева

 

 

 

Рис. 5. Клетки кожицы лука

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6. Плесень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2

 

Приготовьте и рассмотрите препарат листа комнатного растения, плодов груши, яблок и т.д. при малом и большом увеличении. Зарисуйте строение клеток.

Методика приготовления временных препаратов
· Предметное стекло держа за боковые грани положить на стол.
· Положить в центр стекла объект исследования.
· Нанести на препарат 1-2 капли красителя - раствор йода в водном растворе йодида калия (или в растворе Люголя).
· Положить покровное стекло сверху на предметное стекло.
· Препарат готов. Положить его на предметный столик микроскопа. Можно рассмотреть и зарисовать увиденное.

 

 

Рис.7. Приготовление микропрепарата.
Накрывание объекта покровным стеклом

 

Задание 3

 

Закончить предложения (работать предлагается устно):

1. Все клетки живых организмов покрыты…

2. К одномембранным органоидам относят…

3. Функцию синтеза органических веществ выполняют органоиды - …

4. Транспортную функцию выполняет…

5. Внутри ядра находятся…

6. В состав плазматической мембраны входят…

7. К двухмембранным органоидам относятся…

8. Функцию пищеварения в клетке выполняют органоиды - …

9. Клеточный центр отвечает за …

10. В ядрышке происходит синтез…

 

 

 

 

 

Эталоны ответов:

 

1. плазматической мембраной.

2. аппарат Гольджи, лизосомы, ЭПС

3. рибосомы, ЭПС

4. ЭПС

5. ядрышко, ядерный сок, хроматин

6. белки и фосфолипиды

7. митохондрии, пластиды, ядро

8. лизосомы

9. образование нитей веретена деления

10. сборка рибосом и синтез РНК

      

Задание 4

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их (работать предлагается устно):

1. Бактерии относятся к эукариотам, так как не имеют оформ­ленного ядра.

2. В цитоплазме бактерий имеются рибосомы, митохондрии и эндоплазматическая сеть.

3. На поверхности мембраны бактериальной клетки имеется плотная клеточная стенка.

4. Некоторые бактерии имеют жгутики.

5. Размножают­ся бактерии с помощью спор.

6. Большинство бактерий выполня­ет в экосистемах функцию редуцентов.

7. Эукариотическая клетка содержит различные мембранные органоиды.

8. Важнейшими мембранными органоидами являют­ся рибосомы, т. к. они осуществляют синтез белка.

9. Многие синтезированные белки накапливаются в клеточном центре, упаковываются в секреторные пузырьки и выводятся из клетки.

10. Другой важный органоид - лизосома - обеспечивает внутрикле­точное переваривание.

11. Энергетическими станциями клетки называют митохондрии.

12. Как и другие мембранные органоиды, митохондрии имеют одну мембрану.

 

Эталоны ответов:

 

Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 5, 8, 9, 12.

 

1. Бактерии относятся к прокариотам, т. к. не имеют оформленного ядра.

2. В цитоплазме бактерий имеются рибосомы, но отсутствуют митохондрии, эндоплазматическая сеть и другие мембран­ные органоиды.

5. Бактерии размножаются путем деления.

8. Важнейшими немембранными органоидами являются рибосомы, т. к. они осуществляют синтез белка.

9. Многие син­тезированные белки накапливаются в аппарате Гольджи, упаковываются в секреторные пузырьки и выводятся из клетки.

12. Митохондрии имеют двой­ную мембрану.

Задание 5

 

1. Установите соответствие между типом клетки и ее особенностями (работать предлагается устно):

ОСОБЕННОСТИ КЛЕТКИ

ТИП КЛЕТКИ

А) есть ядро

Б) есть одна хромосома, расположенная в ци­топлазме

В) есть митохондрии

Г) есть аппарат Гольджи

Д) нет мембранных органоидов

Е) роль ЭПС выполняют внутренние выросты

плазматической мембраны

1) прокариотическая

2) эукариотическая

 

2. Установите соответствие между типом клетки и ее особенностями:

ОСОБЕННОСТИ КЛЕТКИ

ТИП КЛЕТКИ

А) имеет клеточную стенку из целлюлозы

Б) не имеет пластид

В) не имеет больших вакуолей

Г) запасает крахмал

Д) запасает гликоген

Е) имеет пластиды

1) растительная клетка

2) животная клет­ка

3. Установите соответствие между названием органоида и его    особенностями:

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОИДА

ОРГАНОИД

А) осуществляет синтез АТФ

Б) образует лизосомы

В) осуществляет накопление белков, их сорти­ровку и подготовку к выделению из клетки

Г) имеет собственный аппарат для синтеза белка

Д) имеет двойную мембрану

Е) имеет простую мембрану

1) митохондрия

2) аппарат Гольджи

 

4. Установите соответствие между названием органоида и его особенностями:

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОИДА

ОРГАНОИД

А) осуществляет фотосинтез

1) хлоропласт

Б) не имеет мембраны

2) рибосома

В) осуществляет синтез белка

 

Г) отсутствует в животных клетках

 

Д) имеет собственную ДНК

 

Е) связывается с иРНК

 

 

5. Установите соответствие между органоидами и их особенностями:

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОИДА

ОРГАНОИД

А) синтезирует АТФ

1) лизосома

Б) образуется в аппарате Гольджи

2) митохондрия

В) осуществляет внутриклеточное переваривание

 

Г) новые органоиды образуются путем деления

 

Д) не имеет ДНК

 

Е) имеет внутренние выросты - кристы

 

 

 

6. Установите соответствие между частью эукариотической клетки и ее функциями:

 

ФУНКЦИИ

ОРГАНОИД

А) регуляция всех клеточных процессов

1) ядро

Б) хранение наследственной информации

2) гладкая эндоплазматическая сеть

В) транспорт веществ

 

Г) синтез углеводов

 

Д) синтез липидов

 

Е) передача наследственной информации при размножении

 

 

 

7. Установите соответствие между особенностями строения, функцией и органоидом клетки:

 

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ, ФУНКЦИИ                           

ОРГАНОИД

А) Различают мембраны гладкие и шероховатые                 

1) Комплекс Гольджи

Б) Образуют сеть разветвленных каналов и полостей           

2) ЭПС

 

В) Образуют уплощенные цистерны и вакуоли

 

Г) Участвует в синтезе белков, жиров

 

Д) Формируют лизосомы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Установите соответствие между особенностями строения, функцией и органоидом клетки:

 

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ, ФУНКЦИИ                           

ОРГАНОИД

А) Содержит пигмент хлорофилл                                         

1) Митохондрия

 

Б) Осуществляет энергетический обмен в клетке                

2) Хлоропласт

В) Осуществляет процесс фотосинтеза

 

Г) Внутренняя мембрана образует складки - кристы

 

Д) Основная функция – синтез АТФ

 

 

 

Эталоны ответов

 

1) 212211

2) 122121

3) 122112

4) 122112

5) 211212

6) 112221

7) 22121

8) 21211

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные задания для определения итогового уровня знаний студентов

Тесты

 

  Выбрать один правильный ответ

Вариант 1

 

1. Наука, изучающая клетку, называется…

А) Физиологией     

Б) Анатомией      

В) Цитологией     

Г) Эмбриологией

2. Какой впервые ученый увидел клетку с помощью своего микроскопа?

А) М. Шлейден     

Б) Р. Гук              

В) Т. Шванн        

Г) Р. Вирхов

3. Плазматическая мембрана состоит из молекул

А) Липидов           

Б) Углеводов    

В) Фосфолипидов и белков      

Г) Белков

4.  Транспорт в клетку твердых веществ называется

А) Диффузия   

Б) Пиноцитоз    

В) Фагоцитоз     

Г) Осмос

5. Главным структурным компонентом ядра является

А) Хромосомы     

Б) Ядрышки       

В) Рибосомы      

Г) Нуклеоплазма

6. Выросты внутренней мембраны митохондрий:

А) граны            

Б) кристы   

В) тилакоиды     

Г) вибрионы

7. Какой органоид принимает участие в делении клетки?

А) Цитоскелет     

Б) Клеточный центр      

В) Центриоль       

Г) Вакуоль

8. Выберите три верных ответа:

Дайте характеристику хлоропластам?

А) Состоит из плоских цистерн                          

Б) Имеет одномембранное строение                  

В) Имеет двумембранное строение                   

Г) Содержит свою молекулу ДНК

Д) Участвуют в синтезе АТФ

Е) На гранах располагается хлорофилл

9. Выберите три верных ответа:

Чем растительная клетка отличается от животной клетки?

А) Имеет вакуолиь с клеточным соком

Б) Клеточная стенка отсутствует

В) Способ питания автотрофный

Г) Имеет клеточный центр

Д) Имеет хлоропласты с хлорофиллом

Е) Способ питания гетеротрофный

10. Выберите три признака прокариотической клетки:

А) Имеется ядро

Б) Клеточная стенка представлена муреином или пектином

В) Наследственный аппарат располагается в цитоплазме клетки

Г) Имеет клеточный центр

Д) Имеет хлоропласты с хлорофиллом

Е) В цитоплазме располагаются рибосомы

 

 

Выбрать один правильный ответ

Вариант 2

 

1. Создателями клеточной теории являются…

А) Ч. Дарвин и А. Уоллес                                  

Б) Г. Мендель и Т. Морган                                

В) Р. Гук и Н. Грю

Г) Т. Шванн и М. Шлейден        

2. Цитология – это наука, изучающая

А) Тканевый уровень организации живой материи

Б) Организменный уровень организации живой материи

В) Клеточный уровень организации живой материи

Г) Молекулярный уровень организации живой материи

3. Синтез энергии происходит в:

А) митохондрии 

Б) лейкопласте 

В) Аппарате Гольджи  

Г) рибосоме

4. Бесцветные пластиды называются

А) хлоропласты  

Б) хромопласты 

В) хромосомы  

Г) лейкопласты

5. Полость в цитоплазме, заполненная клеточным соком называется:

А) вакуоль 

Б) пластида

В) хромосома

Г) лизосома

Д) рибосома

6. Клеточная стенка состоит из целлюлозы или клетчатки у:

А) растений 

Б) животных 

В) грибов 

Г) вирусов

7. Защиту клетки и избирательную проницаемость осуществляет

А) цитоплазма 

Б) мембрана 

В) ядро 

Г) ЭПС  

8. Выберите три верных ответа:

Выберите особенности строения, характерные ТОЛЬКО для эукариотической клетки:

А) кольцевая ДНК

Б) наличие митохондрий

В) рибосомы на мембранах эндоплазматической сети

Г) цитоплазматические включения

Д) плазматическая мембрана

Е) наличие ядерной оболочки
9. Выберите три верных ответа:

Дайте характеристику комплексу Гольджи

А) Состоит из сети каналов и полостей

Б) Состоит из цистерн и пузырьков

В) Образуются лизосомы

Г) Участвует в упаковке веществ

Д) Участвует в синтезе АТФ

Е) Участвует в синтезе белка

10. Выберите три верных ответа:

Выберите структуры и функции, относящиеся к ядру клетки.

А) Имеет двумембранную оболочку с порами

Б) Отвечает за синтез АТФ

В) Хранит наследственную информацию и участвует в ее передаче

Г) Содержит ядрышко, в котором собираются рибосомы

Д) Осуществляет процессы пластического и энергетического обмена

Е) Обезвреживает продукты распада в клетке

 

 

 

 

 

 

 

Внеаудиторная самостоятельная работа по теме:

Тема: Изучение строения и физиологии растительных и животных клеток

 

Виды работ:

1. Повторить основные термины: мембранные и немембранные органоиды, строение и функции ЭПР, комплекса Гольджи, лизосом, митохондрий, пластид, рибосом, клеточного центра, ядра, органоидов движения.

2. Изучить материал учебника по теме:

Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология 10 кл.: учебник/ В.И. Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2017., стр. 74-87

3. Подпишите названия органоидов бактериальной, растительной и животной клеток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

Основной источник

 

1. Сивоглазов В.И., Агафонова И.В., Захарова Е.Т. Общая биология. 10 кл. Базовый уровень: учебник / В.И. Сивоглазов, И.В. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2017.

 

Дополнительные источники

 

1. Бугеро Н.В., Ильина Н.А. Общая биология: учебное пособие. // Бугеро Н.В., Ильина Н.А. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2017. – 238 с.

2. Гниломедова Л.П. Общая биология: методические указания/ сост. Л.П. Гниломедова. – Кинель: ИБЦ Самарского ГАУ, 2021. – 56 с.

3. Грошева Л.В. Биология: учеб. пособие/ Л.В. Грошева, В.Н. Данилов; Воронеж. гос. ун-т инж. технол. – Воронеж: ВГУИТ, 2020. – 119 с.

4. Коровин В.В., Брынцев В.А., Романовский М.Г. Введение в общую биологию. Теоретические вопросы и проблемы: Учебное пособие. – 2-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань», 2021. – 536 с

5. Кузнецова Т.А. Общая биология: учебное пособие для СПО/ Т.А. Кузнецова, И.А. Баженова. – 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2021. – 144 с.

 

Справочная литература:

 

1. Богданова Т.Л., Солодова Е. А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. / Т.Л. Богданова, Е. А. Солодова . - М.: АСТ-Пресс СКД, 2016.

2. Джамеев В.Ю. Биология. ЕГЭ. Супермобильный справочник / В.Ю. Джамеев. – М.: Эксмо, 2019.

3. Железняк М.В. Биология в кармане. Справочник для 7-11 классов /  М.В. Железняк, Г.Н. Дерипаско. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2019.

4. Колесников С.И. Биология. 6-11 классы. Карманный справочник / С.И. Колесников. - Ростов-на-Дону.: Легион, 2019.

5. Садовниченко Ю. А. ЕГЭ. Биология. Универсальный справочник / Ю. А. Садовниченко. – М.: Эксмо, 2018.

6. Тейлор Д. Биология / Д. Тейлор, У. Стаут, Н. Грин. – М.: Лаборатория знаний, 2019.

7. Яценко Т. Краткий справочник по биологии / Т. Яценко. - СПб.: Питер, 2016.

 

 

 

 

 

 

 

Интернет источники

 

1. Справочник по биологии

mirbiologii.ru/tag/spravochniki-po-biologii

2. Биологический словарь On-line

http://www.bioword.narod.ru

3. Учебные материалы, занимательные статьи, новости биологии.

http://xn--90aeobapscbe.xn--p1ai/

4. Зоопортал Экзотика

http://www.ekzotika.com/

5. Образовательный проект «Естествознание»

http://www.nscience.ru/

6. Институт цитологии и генетики, Сибирское отделение РАН

http://www.bionet.nsc.ru/public/

7. База знаний по биологии человека. Генетика

http://humbio.ru/humbio/genetics.htm/

8. Медико-генетический научный центр РАМН

http://www.med-gen.ru

9. Наука – это жизнь!

http://nauka.relis.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

Требования к оформлению отчетов по лабораторным работам

 

В отчете по лабораторной работе указывают тему, цели работы, материальное обеспечение, фиксируют основные этапы исследования.

Если есть необходимость, то перед началом работы делают небольшой конспект теоретического материала.

Таблицы и рисунки оформляют согласно требованиям. Рисовать можно только простым карандашом, желательно на одной стороне листа, так как рисунки, сделанные на обеих сторонах, накладываются друг на друга и со временем портятся.

1. До начала зарисовки вверху страницы следует записать название темы, а для рисунка его название.

2. Рисунок должен быть крупным, детали хорошо различимыми. На одной странице не должно быть более 3–4 рисунков, если объекты простые; если объект сложный и крупный, делают только один рисунок на странице.

3. Главное требование к рисунку — правильное отображение формы, соотношения объема и размеров (длина, ширина и др.) отдельных частей и целого. Чтобы легче добиться этого, сначала нарисуйте общий контур объекта (крупно), затем внутри контура слегка наметьте контуры остальных деталей и лишь после этого вырисовывайте их четко.

4. Правильное отражение соотношения размеров изучаемого объекта позволит выполнить и второе требование — показать индивидуальные особенности объекта, т. е. зарисовать не абстрактную, а конкретную клетку, организм и т. д. Контуры объекта и отдельных частей передаются контурными линиями. Необходимо следить за пропорциональностью толщины контурных линий. Наименее заметные детали строения изображаются тонкими линиями, наиболее существенные — толстыми. Фон цитоплазмы клеток и отдельных включений изображаются с помощью тонировки этих мест рисунка точками. Правильно подобранное соотношение густоты точек хорошо передает фактуру изображаемого объекта.

5. Вокруг рисунка не нужно рисовать контуров поля зрения микроскопа.

6. К каждому рисунку обязательно должны быть сделаны обозначения его отдельных частей. Надписи к рисунку выполняются простым карандашом или авторучкой.

Обозначения можно делать двумя способами:

а) к отдельным частям объекта ставят стрелочки и против каждой пишут название. Все надписи должны быть расположены параллельно друг другу;

б) к отдельным частям объекта ставят стрелочку и против каждой пишут определенную цифру, затем сбоку от рисунка или под ним столбиком по вертикали пишут цифры, а против цифр — название.

7. В конце занятия правильно выполненная работа подписывается преподавателем.

 

 

 

Приложение 2

 

Устройство микроскопа. Правила работы с микроскопом

 

В микроскопе (рис. 7) различают механическую и оптическую части. Механическая часть представлена штативом (состоящим из основания и тубусодержателя) и укрепленным на нем тубусом с револьвером для крепления и смены объективов. К механической части относятся также: предметный столик для препарата, приспособления для крепления конденсора и светофильтров, встроенные в штатив механизмы для грубого (макромеханизм, макровинт) и тонкого (микромеханизм, микровинт) перемещения предметного столика или тубусодержателя.

 

 

 

Рис. 7. Устройство светового микроскопа

 

 

Оптическая часть представлена объективами, окулярами и осветительной системой, которая в свою очередь состоит из расположенных под предметным столиком конденсора Аббе и встроенного осветителя с низковольтной лампой накаливания и трансформатором.

Объективы ввинчиваются в револьвер, а соответствующий окуляр, через который наблюдают изображение, устанавливают с противоположной стороны тубуса.

К механической части относится штатив, состоящий из основания и тубусодержателя. Основание служит опорой микроскопа и несет всю конструкцию штатива. В основании микроскопа находится также гнездо для зеркала или встроенный осветитель. Тубусодержатель служит для крепления тубуса микроскопа — встроенные в штатив механизмы для грубого (макромеханизм, макровинт) и тонкого (микромеханизм, микровинт) вертикального перемещения предметного столика или тубусодержателя.

В большинстве современных микроскопов фокусировка осуществляется путем вертикального перемещения предметного столика с помощью макро- и микромеханизма при неподвижном тубусодержателе. Это позволяет установить на тубусодержатель различные насадки (микрофото и т. п.). В некоторых конструкциях микроскопов, предназначенных для работы с микроманипулятором, фокусировка осуществляется вертикальным перемещением тубусодержателя при

неподвижном предметном столике.

Тубус микроскопа — узел, служащий для установки объективов и окуляров на определенном расстоянии друг от друга. Он представляет собой трубку, в верхней части которой находится окуляр или окуляры, а в нижней — устройство для крепления и смены объективов. Обычно это револьвер с несколькими гнездами для быстрой смены объективов различного увеличения. В каждом гнезде револьвера

объектив закреплен таким образом, что он всегда остается центрированным по отношению к оптической оси микроскопа. В настоящее время конструкция тубуса существенно отличается от прежних микроскопов тем, что части тубуса несущие окуляры и револьвер с объективами, конструктивно не связаны. Роль средней части тубуса может выполнять штатив.

Механическая длина тубуса биологических микроскопов обычно составляет 160 мм. В тубусе между объективом и окуляром могут располагаться призмы, изменяющие направление хода лучей и промежуточные линзы, изменяющие окулярное увеличение и оптическую длину тубуса.

Помимо тубусодержателя с тубусом к механической части микроскопа относятся:

• кронштейн для крепления предметного столика;

• предметный столик, служащий для размещения препаратов и горизонтального перемещения в двух перпендикулярных направлениях относительно оси микроскопа. Конструкция некоторых столиков позволяет вращать препарат. Вертикальное перемещение предметного столика осуществляется макро- и микромеханизмом.

• приспособления для крепления и вертикального перемещения конденсора и его центрировки, а также для помещения светофильтров.

 

Порядок действий при работе с микроскопом

 

1. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2–3 см от края стола. Во время работы его не сдвигать.

2. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения — объектива 8.

3. Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом. Глядя сбоку, опускать объектив при помощи макровинта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4–5 мм.

4. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт грубой наводки на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта. Нельзя смотреть в окуляр и опускать объектив. Фронтальная линза может раздавить покровное стекло.

5. Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа.

6. Если изображение не появилось, то надо повторить все операции пунктов 3 и 4.

7. Для изучения объекта при большом увеличении, сначала нужно поставить выбранный участок в центр поля зрения микроскопа при малом увеличении. Затем поменять объектив на 40, поворачивая револьвер так, чтобы он занял рабочее положение. При помощи микрометрического винта добиться хорошего изображения объекта.

8. По окончании работы выключить осветительную лампу, установить малое увеличение, снять с рабочего столика препарат, накрыть его полиэтиленовым пакетом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эталоны ответов к контролирующему блоку

 

Вариант 1

1. в

2. б

3. в

4. в

5. а

6. б

7. б

8. в, г, е

9. а, в, д

10. б, в, е

 

Вариант 2

1. г

2. в

3. а

4. г

5. а

6. а

7. б

8. б, в, е

9. б, в, г

10. а, в, г


 

Скачано с www.znanio.ru