Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность ребёнка.
Управлять этим процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего, сам.
Между учебно-воспитательной работой, проводимой на уроках, и внеклассной работой существует тесная взаимосвязь. Учебные занятия, развивая у учащихся интерес к предмету, содействуют развертыванию внеклассной работы, и наоборот, внеклассные занятия, позволяющие учащимся применить знания на практике, расширяющие и углубляющие эти знания, повышают успеваемость учащихся и их интерес к учению
Проведение внеклассной работы по математике является прекрасным средством повышения квалификации учителей.
Одной из целей является расширение изучаемого материала курса математики, иногда такое расширение выходит за рамки обязательной программы.
Рассмотрение на дополнительных занятиях таких вопросов неизбежно приводит учителя к необходимости основательного знакомства с этим материалом и с методикой его изложения учащимся.
Основными целями внеклассной работы по математике являются:
Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.
Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.
Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.
Воспитание высокой культуры математического мышления.
Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике, производстве, быту; о культурно-исторической ценности математики; о ведущей роли математической школы в мировой науке.
Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.
Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике: помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими, в пропаганде математических знаний среди других учащихся.
Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
Классификация внеклассной работы
Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия по математике.
Работа с учащимися проявляющими интерес к математике.
Работа с учащимися по развитию интереса в изучении математики.
Развитие и углубление знаний по программному материалу.
Привитие им навыков исследовательской работы.
Воспитание культуры математического мышления.
Развитие представлений о практическом применении математики.
Формы внеклассной работы:
Математический кружок.
Факультатив.
Олимпиады конкурсы, викторины.
Математические олимпиады.
Математические дискуссии.
Неделя математики.
Школьная и классная математическая печать.
Изготовление математических моделей.
Математические экскурсии.
Сравнение внеклассной работы по математике с урочной формой обучения
по своему содержанию она не регламентирована программой по математике;
на внеклассных занятиях математический материал предлагается в соответствии со знаниями и умениями учащихся;
при подборе заданий по математике для внеклассных занятий непосредственная связь с текущим программным материалом желательна, но не обязательна, а сами задания по математике по форме не обязательно должны быть точно такими, какие встречаются на уроках;
внеклассные занятия в зависимости от содержания и формы проведения могут быть рассчитаны и на 30 минут, и на целый час, и на два часа;
если классно-урочная форма требует постоянного состава учащихся, объединенных в коллектив по возрастному признаку, то для внеклассной работы по математике дети из данной школы могут объединяться в группы, обучаясь либо в одном и том же классе, либо в разных классах на добровольных началах;
состав учащихся, даже при наличии одной и той же формы внеклассной работы, может меняться, например, состав редколлегии математической газеты;
внеклассная работа характеризуется многообразием форм и видов: групповые занятия, кружки, викторины, олимпиады, экскурсии и др.;
особенностью внеклассной работы по математике является занимательность предлагаемого материала либо по содержанию, либо по форме, более свободное выражение своих чувств школьниками во время работы, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них.
Значение внеклассной работы по математике состоит в следующем:
Различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
Внеклассная работа помогает формированию творческих способностей учащихся.
Некоторые виды внеклассной работы позволяют детям глубже понять роль математики в жизни:
отборе числовых данных во время экскурсии на предприятия, фабрики, заводы, фермы;
при составлении задач на основе собранного числового материала;
при непосредственном измерении площадей заданных участков, при наблюдении за различными процессами в окружающем мире.
Значение внеклассной работы по математике состоит в следующем:
Внеклассная работа по математике содействует развитию у школьников умений взаимодействовать с людьми различных возрастных категорий.
Различные виды внеклассной работы способствуют воспитанию у детей культуры чувств: чувства справедливости, чувства чести, чувства долга, чувства ответственности и вытекающими из них чувств удовольствия или неудовольствия, радости или скорби, гордости или огорчения.
Главное же значение различных видов внеклассной работы состоит в том, что она помогает усилить интерес учащихся к математике, содействует развитию математических способностей школьников.
Роль внеклассной работы в подготовке учащихся, проявляющих к изучению математики повышенный интерес и способности
Цели:
1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.
2. Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.
3. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.
4. Воспитание высокой культуры математического мышления.
5. Развитие у детей умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
6. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике и практике социалистического строительства.
7. Расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики.
8. Воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
9. Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.
10. Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса (помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими учениками, в пропаганде математических знаний среди других учащихся).
Кружковые занятия по математике
Математический кружок - одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружковой работы лежит принцип строгой добровольности. Обычно кружковые занятия организуются для хорошо успевающих учащихся.
Занятия кружка целесообразно проводить один раз в неделю, выделяя на каждое занятие по одному часу.
К организации работы математического кружка целесообразно привлекать самих учащихся (поручать им подготовку небольших сообщений по изучаемой теме, подбор задач и упражнений по конкретной теме, подготовку справок исторического характера, изготовление моделей и рисунков к данному занятию и т. д.).
Факультативные занятия по математике
Программа факультативных занятий по математике составлена так, что все вопросы ее могут изучаться синхронно с изучением основного курса математики в школе.
В тех случаях, когда в данном классе основной курс математики ведет один учитель, а факультативный - другой, изучение тем факультатива может проводиться независимо от основного курса программы.
Возможность 1-2 часа в неделю дополнительно работать со школьниками, проявляющими повышенный интерес и способности к математике, представляет собой одно из проявлений новой формы обучения математике - дифференцированного обучения.
В какой бы форме и какими бы методами не проводились факультативные занятия по математике, они должны строиться так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными, а подчас и занимательными.
Необходимо использовать естественную любознательность школьника для формирования устойчивого интереса к своему предмету.
Предметные недели
В рамках недели проводятся такие внеклассные мероприятия как, выпуски стенгазет, выступления с лекциями или докладом по математике, проведение конкурсов и олимпиад.
Материал для подготовки газет, конкурсов, КВНов подбирается из газет, журналов, книг по занимательной математике, астрономии, механике, физике; используются Интернет-ресурсы.
Внеклассная работа может быть нацелена на развитие определенных сторон мышления и черт характера учащихся, иногда не преследуя в качестве основной цели расширение или углубление фактических знаний по математике. Такое расширение происходит само собой, как результат возникшего интереса к предмету, воспитанной в ходе занятий настойчивости и как следствие обнаружившейся “легкости” математики.
Внеурочные занятия с успехом могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, пространственного воображения, исследовательских навыков, смекалки, развития правильной математической речи, привития вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики.
Нередко участие во внеклассной работе по математике может явиться первым этапом углубленного изучения математики и привести к выбору факультатива по математике, к поступлению в математический класс.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.