Актуальность данной задачи очевидна: способные, талантливые люди всегда нужны государству, именно они, одарённые, разрабатывают новые технологии, покоряют Космос, создают шедевры искусства.
Сегодня информационное общество требует ускорения технологического и гуманитарного развития, поэтому не случайно внимание государства к созданию системы выявления и поддержки одарённых детей.
То, что каждый ребёнок обладает огромным потенциалом способностей и возможностей, которые не раскрываются и не развиваются в полной мере, это тоже известно. Тогда в чём же проблема?
Ответ на этот вопрос тоже очевиден: легко сказать, но нелегко сделать, особенно при нынешнем положении дел в образовании. Известно, что воспитывать талантливых детей могут только талантливые педагоги… Безусловно, проблема не только в практике, но и в науке: педагогика не может с полной уверенностью дать «рецепты по выращиванию гениев». До сих пор феномен человека, его роль во Вселенной, его потенциальные возможности – это великая тайна. Но будем оптимистичны.
Пётр Ильич Чайковский
Это, прежде всего, яркая увлеченность работой, творческий характер деятельности и наличие воображения и фантазии, позволяющих предвидеть, предвосхищать результаты этой деятельности.
Сальвадор Дали
Пожалуй, все перечисленные особенности можно наблюдать у ребёнка уже в дошкольном возрасте.
Из воспоминаний о детстве многих музыкантов, художников мы знаем, что они с ранних лет проявляли своё желание заниматься той или иной творческой деятельностью.
создание предметно - развивающей среды, накопление опыта художественно-творческой деятельности в различных её видах.
Важно предоставить ребёнку возможность делать то, что ему хочется: танцевать, петь, рисовать, лепить, сочинять сказки и т.д. Поэтому первым условием для выявления и развития одаренности у детей
Это идея великолепно представлена Е.Е.Кравцовой в книге «Разбуди в ребёнке волшебника». Е.Е.Кравцова убедительно показала, что многие ученые, конструкторы «получали свои звания и правительственные награды за своё… воображение. Они были волшебниками!» Автор книги, ссылаясь на известного психолога В.В.Давыдовы, показала особенности проявления и развития воображения у детей. Во- первых «воображение имеет место там, где ребёнок видит целое раньше частей…Это же качество - видеть целое раньше частей – лежит в основе способности детей оживлять разные игрушки предметы, разговаривать, дружить или ссориться с ними, бояться или любить их».
Другим важным свойством воображения, по мнению В.В.Давыдова, является способность детей переносить функции с одного предмета на другой. Это второе свойство воображения лежит в основе развития человеческой цивилизации (это можно проследить на примере появления огромного мира полезных предметов: чашек ручек, колёс и др.).
По мнению Е.Е.Кравцовой , «умение переносить функции с одного предмета на другой тесно связано со способностью ребёнка ставить себя в позицию другого», принимать на себя различные роли. (Отсюда понятна роль игры в театральной деятельности).
Перечисленные свойства воображения возникают и развиваются у детей постепенно.
Профессиональный педагог должен владеть методикой развития воображения у детей в различных видах игровой и художественно- творческой деятельности.
Итак, педагог должен широко использовать различные виды театрализованных игр, поскольку театрализация – один из самых универсальных, доступных и любимых видов детской деятельности, позволяющих решать практически все задачи воспитания и коррекции развития ребёнка.
К сожалению сегодня, в образовательных учреждениях используют театрализацию не столько как средство воспитания и развития детей, сколько как форму отчёта о работе педагогов перед родителями.
Сегодня в основном педагоги сами подбирают или разрабатывают сценарий, затем разучивают его с детьми, тщательно репетируют, и выступают перед родителями, показывая им «шоу».
Костюмы и декорации тоже готовят взрослые. Таким образом, дети в такой деятельности – исполнители. Это можно увидеть по тому, как артисты ищут глазами взрослого, подсказывающего им текст, движение танца или другое. Основная польза таких представлений – приобретения детей опыта публичного выступления, опыта коллективной работы.
Однако очень жаль, что огромный потенциал театрализованной деятельности не использован для таких важных задач, как развитие воображения, рефлексивного мышления, речи и др.. При нынешнем подходе дети вряд ли станут Волшебниками!
Хорошо бы пойти с детьми в настоящий Театр, на концерт, на выставку. Затем – обсудить, обменяться впечатлениями. (Понравилось? Да! Это было здорово!... А хотите, мы с вами тоже устроим настоящее представление или выставку? Да!!!) Очень важно мотивировать детей на любую деятельность, преподнести ваш педагогический замысел таким образом, чтобы дети почувствовали свою заинтересованность в нём.
И вдруг начинаются проблемы. Ведь любое творчество начинается с проблемы: чего- то нет – значит, нужно придумать и сделать!
Нет сценария, предложите детям придумать его самим!
Нет артистов, режиссёра - сами распределите роли! Нет декораций – нарисуем! Нет костюмов – подберём одежду. Изготовим детали и т.д..
Для того, чтобы дети «включили» своё воображение и увидели, как оно «работает», важно осознать творческий процесс и его результаты.
(В начале ничего не было - ни сценария, ни костюмов, ни декораций. Мы вместе это всё придумали, а затем – сделали! Вот оно, волшебство!).
Конечно, чтобы стать настоящим Волшебником, нужна тренировка и уверенность в своих силах. Поэтому педагог использует любую возможность, чтобы подчеркнуть волшебные свойства воображения в различных играх и деятельности.
Таким образом, дети приобретают собственный опыт созидательной деятельности, у них вырабатываются такие важные качества, как довести дело до конца, объективно оценить результат. (Если что – то не так получилось. То педагог всегда может успокоить детей «ничего страшного, ведь мы не волшебники, а только учимся…»).
Процесс «превращения детей в волшебников» очень ответственный, так как на всю жизнь закладываются способности к творчеству, раскрывается эмоциональная сфера, даётся толчок к развитию сознания.
При этом чрезвычайно важно воспитывать на только Умных Волшебников, но в первую очередь и Добрых. Злой Волшебник – это ужасно! К сожалению, в нашем мире их не мало. Важно чтобы дети знали и верили, что Добро всегда побеждает Зло.
Детям важно внушать, что для добрых дел нужно значительно больше усилий, чем для дурных, что овладение «волшебной палочкой» (творческим воображением) накладывает огромную ответственность на человека. Настоящий Волшебник ответственен за свои Мысли, Слова и Поступки!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.