«Одарённость человека –
это маленький росточек, едва
проклюнувшийся из земли и
требующий к себе огромного
внимания. Необходимо холить
и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Выявление одаренных детей
В среднем и старшем звене вовлечение в исследовательскую и проектную деятельность.
Для выявления одаренности важно вовлекать ребенка в те формы активности, которые соответствуют его склонностям и интересам.
В раннем возрасте желательно включение в игровые ситуации.
Что такое олимпиада?
Олимпиадное движение, конкурсы – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности.
С точки зрения педагогов олимпиада, конкурс – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету.
С точки зрения одаренных детей – это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией.
Возможные цели при подготовке учащихся к олимпиадам
Цели работы:
Развитие познавательной активности учащихся
Формирование интереса к изучению предмета (предметов)
Выявления уровня подготовки учащихся по предметам
Развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления
Формирование творческой активности обучающихся
Развитие способности к нахождению аналогий
Развитие коммуникативных способностей учащихся и умения работать командой (группой)
Система подготовки участников олимпиад:
базовая школьная подготовка по предмету;
подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективы, …);
самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством тренера-наставника, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Этапы работы:1.Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников
наблюдения в ходе уроков;
организация исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;
оценка способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам (с помощью других учителей-предметников, классного руководителя, педагога-психолога)
2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет
реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников
уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших и новых участников группы могут взять на себя более опытные участники (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания)
3.Планируем работу
при планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности
оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника
предусмотреть возможность отдыха, релаксации
не превращать работу группы в пустое времяпровождение
наличие группы школьников не означает преобладания групповых форм работы: такие формы должны быть возможно более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих.
4.Расширяем кругозор:
читаем книги, журналы
работаем в Интернете
http://contest.uni-smr.ac.ru/
https://informatics.mccme.ru/
http://algolist.manual.ru/
http://codeforces.com/
http://acm.timus.ru/
…)
общаемся дистанционно
5. Постоянное совершенствование!
Диагностика работы
Предметные олимпиады (1-3 этапа)
Всероссийская олимпиада по информатике и программированию
Всероссийская командная олимпиада по информатике и программированию
Всероссийская акция «Урок цифры» («Час кода»)
Командный чемпионат по информатике, программированию и математике среди школьников Самарской области
НПК (1-3 этапа)
Открытый региональный конкурс пользователей ПК «Прима – Мастер»
Межрегиональный образовательный проект по информатике «Новое поколение»
Городская Олимпиада NetCraker по тестированию программного обеспечения
Городской фестиваль компьютерного творчества «ИНФО-МИР»
Городские командные и индивидуальные Scratch-хакатоны
Дистанционные предметные олимпиады и конкурсы
Конкурсы во время декады информатики
Индивидуальная проверка работы (в том числе дистанционно)
…
Всероссийская предметная олимпиада
школьный этап
5-6 классы – материалы будут присланы через АСУ РСО(последняя неделя сентября)
7-11 классы – дистанционно в on-line режиме http://contest.uni-smr.ac.ru(28 сентября)
окружной этап (городской)(ноябрь) – дистанционно в on-line режиме http://contest.uni-smr.ac.ru
9-11 классы
НЕ допускаются учащиеся:
не принимавшие участие в школьном этапе олимпиады
или
получившие в школьном этапе 0 баллов
7-ми и 8-ми -классники оцениваются как 9-ти -классники. В регистрации: 9 (7) (фактический класс обучения 7)
региональный этап(январь) – очный
Олимпиада по информационным технологиям: 2, 7 декабря
Олимпиада по Web-программированию и Web-дизайну: 15-24 января
Конкурс творческих проектов: сдать работы до 28 января очный этап: 3-12 февраля
Олимпиада по программированию «CODEUP»: 29 февраля
Фестиваль компьютерного творчества
«ИНФО-МИР»
Городской чемпионат юных программистов: декабрьучастники соревнуются в умении программировать на алгоритмических онлайн-тренажерах.
Хакатон «Cоздание 3D-миров и компьютерных игр средствами Kodu Game Lab» (ТГУ):
декабрь январь
Конкурсы
по алгоритмическому программированию
Номинация «Виртуальное программирование» конкурса творческих проектов фестиваля «ИНФО-МИР»
Городской конкурс по визуальному программированию «Scratch-мастер»: апрель
Международная Scratch-Олимпиада по креативному программированию: март - апрель
Конкурсы
по программированию в Scratch
Уровень: межрегиональный
Участники: команды учащихся 7-10 классов
Сроки проведения в 2019 г.: 23 сентября – 25 октября
30 сентября – День интернета – on-line игра – для всех желающих
Дистанционный образовательный проект
по информатике «Новое поколение»
Региональный конкурс пользователей ПК «Прима-Мастер»: апрель
Всероссийский онлайн-чемпионат «Изучи интернет – управляй им»: 7-28 ноября 2019 г.
Межрегиональный дистанционный конкурс «ТРИЗформашка»: 22-23 марта 2020
Международный конкурс по применению ИКТ в естественных науках, технологиях и математике «Конструируй, Исследуй, Оптимизируй» (КИО): февраль-март
Открытая олимпиада школьников «Информационные технологии» (http://olymp.ifmo.ru/): с 1 сентября по 31 марта в два этапа – дистанционный отборочный и очный заключительный
88 олимпиад по информатике https://olimpiada.ru/activities
13 олимпиад по информатике, которые дадут льготы при поступлении https://postupi.online/journal/novosti-olimpiad/olimpiadi-po-informatike-kotorie-dadut-lgoti-pri-postuplenii/
Конкурсы по информатике
Спасибо за внимание!
В целом, возможны различные методы подготовки к олимпиадам. Наиболее оптимальный вариант – сочетать все способы, это значительно ускорит прогресс. Читать книги, решать задачи на сайтах, посещать факультативы и участвовать в образовательных лагерях.
Самое главное – много заниматься!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.