Готовность к обучению в школе – это такой уровень физического, психологического и социального развития ребёнка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.
Готовность ребёнка к школе
Мотивационная готовность
- наличие познавательных интересов (ребёнку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);
- понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;
Минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности;
- эмоционально-благополучное отношение к школе.
В помощь родителям
1.Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребёнок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
2.Старайтесь показывать необходимость приобретённых знаний в жизни ребёнка, приводите примеры.
3.Связывайте новые знания с уже усвоенными.
4.Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.
5.Пусть ребёнок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.
6.Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только с самим собой (своими прошлыми достижениями). Такой подход будет ориентировать ребёнка на собственное достижение.
Определить отношение ребёнка к школе помогут вопросы:
1.Хочешь ли ты идти в школу?
2.Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
3.Как ты думаешь, с кем лучше учиться – в школе с учительницей или дома с мамой?
4.Что делает учитель в школе?
5.Для чего нужны парта и звонок в школе?
О сложившемся правильном отношении к школе свидетельствуют ответы, в которых упоминаются занятия-уроки, получение новых знаний, предпочтение школьного обучения домашнему.
Эти вопросы можно задать ребёнку сейчас и в конце учебного года.
Психологическая готовность
Познавательная потребность означает привлекательность самого содержания получаемых в школе знаний, интерес к процессу познания.
Психологическая готовность включает в себя развитие всех познавательных процессов:
- восприятие
- внимание
- память
- мышление
- воображение
Развиваем восприятие
Надо учить не просто видеть, но и наблюдать, не просто слышать, но и слушать.
«Какого цвета не стало?»
Кладём перед ребёнком цветные карандаши, просим посмотреть на них и запомнить цвета, один убираем.
«Найди такую же форму»
Предлагаем детям посмотреть на круг, треугольник, квадрат, прямоугольник или овал. Надо найти в квартире, комнате предметы такой же формы.
«Разноцветные очки»
Ребёнку предлагается надеть «волшебные очки» (невидимые), которые различают только один цвет, например, красный. Надо назвать предметы красного цвета.
«Холодно-горячо», «Направо - налево»
Развиваем мышление
Включает в себя умение сравнивать – находить общие признаки и отличия, классифицировать.
«Разрезные картинки»,
«Что лишнее?» - назвать три предмета, например: огурец, яблоко, помидор. Можно использовать группы: «Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Деревья», «Цветы» и др.
Загадки,
Головоломки.
Задачки на логику
Жили-были три девочки:Таня, Лена и Даша.Таня выше Лены, Лена выше Даши.Кто из девочек самая высокая,а кто самая низкая?Кого из них как зовут?
Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок?
Развиваем речь, слуховую память, внимание, фонематический слух:
- «Что изменилось?»
- «Запутанные линии»
- «Кто спрятался на картинке»
-«Телефон» ( не менее трёх человек)
- Рассказы по картинкам (комиксы), по памяти (м/ф)
- «Слова» (зонт – танк -…), (весёлый – грустный),
( стул – стулья) и др.
-«Рифмы»
- Графические диктанты по клеточкам
Интеллектуально - волевая готовность
умение выполнять последовательность действий
умение действовать по устной инструкции взрослого
умение подчинять свои действия правилам
умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительному образцу
умение сдерживать свои чувства и действия, противоречащие требованиям окружающих
-делать не только то, что занимательно, интересно, но и то, что неинтересно, но необходимо.
уметь занять себя и заниматься в течение длительного времени.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.