Работа с текстом: стр.94-971. Что значит во благо?2. Как вести себя, чтобы всем было хорошо (золотое правило этики)3. Какое отношение вызывает человек, который не соблюдает золотого правила этики?4. Как вести себя с таким человеком?5. Объясните первую позицию поведения.6. Объясните вторую позицию поведения.7. После чего исчерпывается критическая ситуация?8. Что такое справедливость?9. Что такое тактичность?10. Какому правилу нужно следовать в отношениях с людьми?
11. К какому выводу можно прийти, отвечая на все предыдущие вопросы?
Знакомство с понятием доброжелательная и недоброжелательная критика
-Каждый из вас слышал в свой адрес похвальные слова или, наоборот, критические замечания, высказывания?
- А как вы отреагируете, если вам по- доброму укажут на ошибку, выскажут мнение с целью, что вы поймёте ошибку и исправитесь. Прислушаетесь к совету?
-Можно сказать, что такой доброжелательный совет придётся во благо человека?
- А какие высказывания могут ранить, обидеть человека? - Можно их назвать благом для человека?
Давайте разберём на конкретных ситуациях – где доброжелательная критика и совет, а где обидное осуждение?
Вера читает наизусть стихотворение. После прочтения учитель говорит девочке: « Первое четверостишие прочитала монотонно, не выразительно. Во втором четверостишии был нарушен порядок слов, а вот последнее четверостишие прозвучало с нужной интонацией, с соблюдением пауз и логических ударений»
(Это доброжелательная критика, т.к. после критических замечаний, девочка прочитает это стихотворение выразительно, без ошибок)
У ребят было задание - нарисовать иллюстрацию к произведению. Каждый представлял свою работу, а Лариса и Настя шепотом друг другу комментировали работы одноклассников: - Фу, смотри какое у него кривое дерево! -Это точно, да ещё и птицы размером с собаку! Ха-ха-ха!
(это осуждение, т.к. недоброжелательно и скрытно высмеивают недостатки в чужих работах, может быть даже несправедливо)
Бабушка заболела и попросила Лизу принести ей малиновое варенье. Девочка заигралась с подружками и забыла про бабушкину просьбу. Пришлось бабушке самой идти за вареньем к Лизиной маме. Вернувшись домой, Лиза встретилась с бабушкой. Бабушка, горестно вздыхая, ей сказала: «Когда ты болела, мы с твоей мамой заботились о тебе, а ты даже не вспомнила о моей просьбе» Лиза покраснела от услышанных слов.
( Это критика во благо, ведь Лиза оказалась забывчивой, не чуткой, может даже равнодушной девочкой, а слова бабушки пробудили в ней сочувствие и раскаяние за нанесённую обиду)
В классе было принято на свой день приносить шоколадные конфеты и угощать своих одноклассников. Семья Жени жила небогато и мальчик принёс недорогие карамельки. Серёжа и Света , откусив кусочек, поморщились и сказали:
« Невкусные у тебя, Женя, конфеты. На, забери обратно!»
(Хотя ребята сказали прямо в лицо Жене, но сделали это нетактично, грубо. Это осуждение. Оно пользу не принесёт, а лишь глубоко ранит, обидит Женю, ведь он не может изменить ситуацию)
Чтобы не забывать о такте при критике, народ придумал меткие и мудрые пословицы. Подберите пословицу к объяснениям:
Обидное слово ранит человека, потом можно пожалеть о сказанном…
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
2. Прежде чем сделать, высказаться - подумай хорошенько, взвесь свои слова…
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
3. Поступай так, как хочешь, чтобы относились к тебе..
Как аукнется, так и откликнется.
1.Умение внимательно слушать и слышать.
2.Перебивать других людей, нетерпеливость.
3.Похвала,согласие с правом людей иметь другое мнение.
4.Стремление понять других людей.
5.Обвинение, упреки.
6.Совет, предложение.
7.Оскорбление, обзывание.
8.Утешение, подбадривание.
Разделите предложения на две колонки – что идет на благо человеку, а что во вред?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.