В ходе урока учащиеся формируют научное представление об обществе как социальной системе, способной создавать все необходимые условия для своего существования; раскрывают понятие социального института как устойчивой формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества; анализируя схемы и таблицы развивают навыки работы с социальной информацией.Презентация " Общество как сложная динамическая система" 10 класс обществознание (базовый уровень)
Тема: Общество.
Тема:
Общество.
Тема урока: Общество как
Общество как
Тема урока:
сложная динамичная система.
сложная динамичная система.
Обществознание 10 класс
МБОУ СШ № 1
г. Вилючинск.
Гудзишевская Н. В.
План:
План:
1. Общее понятие системы.
2. Характерные черты общества как системы.
3. Социальные институты.
Д\задание:
Д\задание:
§ 2.
Задачи урока:
Задачи урока:
дать научное представление об обществе как социальной
дать научное представление об обществе как социальной
системе, способной создавать все необходимые условия для
системе, способной создавать все необходимые условия для
своего существования;
своего существования;
раскрыть понятие социального института как устойчивой
раскрыть понятие социального института как устойчивой
формы организации совместной деятельности людей,
формы организации совместной деятельности людей,
направленной на удовлетворение фундаментальных
направленной на удовлетворение фундаментальных
потребностей общества;
потребностей общества;
заложить основу целостного понимания общества и процесса
заложить основу целостного понимания общества и процесса
его развития.
его развития.
продолжить формирование навыков работы с научным
продолжить формирование навыков работы с научным
текстом, выделять главное.
текстом, выделять главное.
1. Общее понятие системы.
Система (от греч. sysntema — целое, составленное из частей;
Система
соединение) множество элементов, находящихся в отношениях и
связях друг с другом, образующих определенную целостность,
единство.
Виды систем
Абстрактные
системы:
• понятия,
• гипотезы,
• теории,
• научные знания
о системах,
Материальные
системы
Системы
неорганической
природы:
• физические,
• геологические,
• химические, др.
Живые системы:
• простейшие
биологические сисмы,
• организмы,
• популяции,
• виды,
• экосистемы
Социальные системы
От простейших социальных объединений до
социальноэкономической структуры общества
Человеческое сердце.
Л. да Винчи.
Часы.
Рыцарское
войско. Столетняя
война.
Что общего между изображениями?
В чем их отличие?
Любая система имеет непростую структуру, включает в себя
разнородные элементы. Все эти элементы связаны между собой,
взаимодействуют друг с другом. Система функционирует лишь
благодаря этому взаимодействию.
! Свойства системы
принадлежат не её отдельным
частям, а только системе в целом!
Солнечная система.
2. Характерные черты общества как
2. Характерные черты общества как
системы.
системы.
Комплекс взаимодействующих элементов
Подсистемы –
«промежуточные» комплексы, более сложные, чем
элементы, но менее сложные, чем сама система
Экономическая
Политическая
Социальная
Духовная
Элементы неразложимый компонент системы,
принимающий непосредственное участие
в её создании
Материальное
производство
Классы,
социальные слои,
нации
Государство.
Политика. Право.
Общественное
сознание
Общественные
отношения
Общественные отношения – многообразные
формы взаимодействия людей, связи,
возникающие между различными социальными
группами
Материальные
Практическая
деятельность
! Деление
условно!
Духовные
Теоретическая
деятельность,
«проходящая через
Сознание»
проанализируйте
Задание:
определение
термина «общество». Можно ли считать
общество системой? Вывод аргументируйте.
Общество – это обособившаяся от природы, но
тесно связанная с ней часть мира, которая
включает в себя способы взаимодействия людей и
формы их объединения.
Общество как система
Динамическая система
Целое, составленное
из частей, совокупность
Система, допускающая различные
изменения, а также развитие,
возникновение новых и отмирание
старых частей и связей между ними
Общество – это открытая динамическая система,
которая может жить и развиваться только во
взаимодействии с окружающей средой.
Общество – это самоорганизующаяся система:
развиваются различные формы
в
соответствии с потребностями общества.
управления
Общество отличается огромным количеством
информации, которая сохраняется, передается из
поколения к поколению, преумножается.
Муравейник
Пирамида Хеопса
Стеклянная
пирамида
внутри
Лувра
Небоскребы
Чикаго
Социальный
институт
3. Социальные институты.
права,
1. В узком смысле совокупность
регулирующих
норм
социально правовые отношения в
различных
общества
(напр., институт брака, семьи)
сферах
2.
В широком смысле — элемент
социальной
структуры,
исторической формы организации и
регулирования общественной жизни
— совокупность учреждений, норм,
ценностей, культурных образцов,
устойчивых форм поведения.
Социальные институты.
Социальные институты.
Основные виды
деятельности
Главные социальные
институты
Важнейшие жизненные
потребности
Потребность в
воспроизводстве рода
Потребность в
безопасности и социальном
порядке
Потребность в средствах
существования
Потребность в получении
знаний, социализации
подрастающего поколения,
подготовке кадров
Потребность в решении
духовных проблем смысла
жизни
Важнейшие жизненные
потребности
Потребность в
воспроизводстве рода
Основные виды
деятельности
Семейнобытовая
деятельность
Главные социальные
институты
Институт семьи и
брака
Федотов. Сватовство
майора.
П.Брейгель.
Крестьянская свадьба.
Решетников.
Опять двойка.
Петров – Водкин.
1918г в Петрограде.
Важнейшие жизненные
потребности
Потребность в
безопасности и социальном
порядке
Основные виды
деятельности
Политическая,
управленческая,
государственная
деятельность.
Главные социальные
институты
Политические
институты, особенно
государство.
Укрепление СНГ
Конфликт в Цхинвали в 90е гг.
В В. Путин.
Экспрезидент РФ,
Председатель
Правительства РФ.
Важнейшие жизненные
потребности
Потребность в средствах
существования
Основные виды
деятельности
Экономическая
деятельность
Главные социальные
институты
Экономические
институты, в первую
очередь
производство.
Плахов. В кузнице.
Рубль Петра I/
Сорока. Гумно.
Важнейшие жизненные
потребности
Потребность в получении
знаний, социализации
подрастающего поколения,
подготовке кадров
Основные виды
деятельности
Научная,
воспитательная,
образовательная
деятельность
Главные социальные
институты
Институты науки,
образования и
культуры
Анатомическая
студия.
Средневековый
университет.
Сократ с учениками.
Летописец
Важнейшие жизненные
потребности
Потребность в решении
духовных проблем смысла
жизни
Основные виды
деятельности
Религиозная
деятельность
Главные социальные
институты
Институт религии.
Мечеть
Султана
Ахмеда.
Турция.
Аутодафе Жанны
Д`Арк
Итог:
Итог:
Социальный институт представляет собой :
Социальный институт представляет собой :
совокупность обычаев,
совокупность обычаев,
• ролевую систему, в которую включены также нормы
ролевую систему, в которую включены также нормы
и статусы;
и статусы;
•
поведения;
поведения;
• формальную и неформальную организацию;
формальную и неформальную организацию;
• совокупность норм и учреждений, регулирующих
совокупность норм и учреждений, регулирующих
определенную сферу общественных отношений;
определенную сферу общественных отношений;
• обособленный комплекс социальных действий.
обособленный комплекс социальных действий.
традиций и правил
традиций и правил