Базовые учебные действия (БУД) – элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с ОВЗ.
БУД обеспечивает становление учебной деятельности ребенка с ОВЗ в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
БУД (в отличие от УУД) не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях.
БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
Разработка программы формирования базовых учебных действий предусматривается Стандартами для следующих вариантов АООП: 1.3 и 1.4 АООП глухих обучающихся; 2.3 АООП слабослышащих обучающихся; 6.3 и 6.4 АООП обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 8.3 и 8.4 АООП обучающихся с расстройствами аутистического спектра; варианты 1 и 2 АООП обучающихся с умственной отсталостью (ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью).Презентация для проведения консультации с педагогами начальной школы по организации работы с детьми с ОВЗ.
Базовые
учебные
действия (БУД)
Составитель
Михеева Светлана Васильевна,
преподаватель
ГБПОУ СО «Северный педагогический
колледж»
Базовые учебные действия
(БУД)
– элементарные и необходимые
единицы учебной деятельности,
формирование которых обеспечивает
овладение содержанием
образования обучающимися с ОВЗ.
БУД обеспечивает становление
учебной деятельности ребенка с ОВЗ
в основных ее составляющих:
познавательной, регулятивной,
коммуникативной, личностной.
БУД (в отличие от УУД) не обладают
той степенью обобщенности,
которая обеспечивает
самостоятельность учебной
деятельности и ее реализацию в
изменяющихся учебных и внеучебных
условиях.
БУД формируются и реализуются
только в совместной деятельности
педагога и обучающегося.
Разработка программы
формирования базовых
учебных действий
предусматривается
Стандартами для следующих
вариантов АООП:
1)1.3 и 1.4 АООП глухих обучающихся;
2)2.3 АООП слабослышащих обучающихся;
3) 6.3 и 6.4 АООП обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата;
4) 8.3 и 8.4 АООП обучающихся с
расстройствами аутистического спектра;
5) варианты 1 и 2 АООП обучающихся с
умственной отсталостью (ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью).
Функции базовых учебных
действий:
1) обеспечение успешности (эффективности)
изучения содержания любой предметной
области;
2) реализация преемственности обучения на
всех ступенях образования;
3) формирование готовности обучающегося с
умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) к дальнейшей трудовой
деятельности;
4) обеспечение целостности развития
личности обучающегося.
Структура базовых учебных
действий
• мотивационный компонент учебной
деятельности;
• операционный компонент учебной
деятельности, состоящий из комплекса БУД,
обеспечивающих реализацию различных
видов учебной деятельности;
• регулятивный компонент учебной
деятельности, включающий умения
принимать цель и готовый план
деятельности, планировать знакомую
деятельность, контролировать и оценивать ее
результаты в опоре на организационную
помощь педагога
БУД включают четыре группы:
• Личностные БУД;
• Коммуникативные БУД;
• Регулятивные БУД;
• Познавательные БУД.
Соотнесение образовательных
результатов и базовых учебных
действий представлено следующим
образом:
Личностные результаты – личностные и
коммуникативные БУД.
Предметные результаты – регулятивные и
познавательные БУД.
Личностные БУД направлены на
осознание, исследование и принятие
жизненных ценностей. Они позволяют
сориентироваться в нравственных нормах
и правилах, выработать свою жизненную
позицию в отношении мира.
Для формирования личностных
базовых учебных действий можно
использовать следующие виды заданий:
– участие в проектах, исследованиях;
– мысленное воспроизведение картины,
ситуации, творческие задания;
– подведение итогов урока; самооценка
события, происшествия;
Коммуникативные учебные действия включают в себя умение оценивать себя
и друг друга. В конце уроке ученики оценивают свою работу и работу друг друга
-Кому бы вы поставили такую отметку? Кому не поставили? Почему?
Для формирования коммуникативных универсальных учебных
действий можно предложить следующие виды заданий:
– составь задание партнеру;
– представь себя в роли учителя и составь задание для класса;
– составь рассказ от имени героя;
– составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени
школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);
– отзыв на работу товарища;
Игра в слова. Дети работают в паре.
Задание 1.Используя буквы с, а, м, ш, у, а составь разные слова из 3 букв; 4
букв;
Задание 2. Один ученик пишет буквы гласные, второй — согласные и потом
проверяют работу друг друга.
Дети учатся планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь
договариваться.
Задание 3. Работа в паре
-Ребята, как жужжит жук? [ж-ж-ж] Наберите воздух и покажите, как жужжит
жук, как воет волк
(Владение определёнными вербальными и не вербальными средствами общения)
Регулятивные учебные
действия
• Целеполагание
• Планирование
• Осуществление учебных действий
• Прогнозирование
• Контроль и самоконтроль
• Коррекция
• Оценка
• Саморегуляция
Задания, формирующие
регулятивные БУД
Задание 1. На доске заглавные буквы: С Ш А М Х
- Что вы можете сказать об этих буквах? Какая лишняя? Напишите
эти буквы. (Учащиеся письменно выполняют работу в тетрадях.)
- Подчеркните в своих работах те буквы, которые вы считаете
удачно написанными. Расскажите: какие буквы не получились, что
не получилось?
(Дети рассматривают буквы, проверяют написание букв на доске,
рассказывают о том, что в них не получилось, адекватно
воспринимают оценку учителя. (Осуществление учебных действий,
коррекция, самоконтроль)
Задание 2. Подчеркни гласные буквы красным карандашом,
согласные - синим. Проверь свою работу с образцом на доске.
Ма-ма, са-ма, ма-шу, Са-ша, о-са. (Умение контролировать
результат работы с эталоном на доске)
Познавательные базовые
учебные действия
• действия исследования,
• поиска,
• отбора,
• структурирования необходимой
информации,
• моделирования изучаемого
содержания.
Формирование
познавательных БУД
• сравни;
• найди отличия (можно задать их
количество);
• на что похоже?;
• поиск лишнего;
• лабиринты;
• работа с разного вида таблицами;
• работа со словарями;
• различный дидактический материал.