Проблемы преемственности детского сада и школы - копия.docx
Проблемы преемственности детского сада и
школы.
Пути их решения
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием
актуальна во все времена. По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и
младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития,
именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же
имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема
преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии
детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей
можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой?
Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги .
Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре
дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных
Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования –
важный этап преемственности детского сада и школы. Мы проанализировали
программу детского сада: цели, основные принципы и формы
образовательной деятельности, интегративные качества, которые
развиваются у дошкольника в результате освоения программы и проследили
развитие личностных качеств ребёнка в начальной школе.
Предлагаю вам рассмотреть более подробно интегративные качества
дошкольника:
▪ Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими
навыками - сформированы основные физические качества и потребность в
двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту
гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового
образа жизни.
▪ Любознательный, активный - интересуется новым, неизвестным в
окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своём
внутреннем мире). Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать.
Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных
видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью
к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном
процессе.
▪ Эмоционально отзывчивый - откликается на эмоции близких людей и
друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально
реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и
художественные произведения, мир природы.
▪ Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками - ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и
конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми
(договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при
сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или
сверстником, в зависимости от ситуации.
▪ Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на
основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные
общепринятые нормы и правила поведения - Поведение ребёнка
преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и
потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными
ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
Ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение
конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные
правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре
и др.).
▪ Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),
адекватные возрасту - может применять самостоятельно усвоенные знания и
способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как
взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать
способы решения задач (проблем). Ребёнок способен предложить
собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
▪ Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве,
мире и природе - имеет представления о себе, собственной принадлежности и
принадлежности других людей к определённому полу; о составе семьи,
родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных
обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях;
о государстве и принадлежности к нему; о мире.
▪ Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умеет
работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его
инструкции.
▪ Овладевший необходимыми умениями и навыками - у ребёнка
сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных
видов детской деятельности.
Развитие интегративных качеств дошкольника служит основой для
формирования компетенций, необходимых для начала обучения в
школе:
▪ познавательной компетенции (способный решать интеллектуальные и
личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту);
▪ регуляторной компетенции (способный управлять свои поведением и
планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений,
соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;
овладевший необходимыми умениями); ▪ коммуникативной компетенции (овладевший средствами общения и
способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками);
▪ личностной компетенции (любознательный, активный; эмоционально
отзывчивый)
Новый стандарт начального образования провозглашает ориентацию на
новые ценности образования. В центре внимания должны быть сам ребенок,
его способности, его развитие. При этом слово развитие не исчерпывается
стандартным школьным набором знаний, умений, навыков. Ответственное
отношение к слову развитие неизбежно предполагает индивидуализацию
образования, обеспечения таких условий, чтобы каждый ребенок не только
мог, но и хотел учиться. Новый стандарт утверждает именно так, школа
должна создать условия для развития ребенка, его способностей,
необходимых ему для успешного будущего. Какие это способности? Их список
достаточно конкретно определен в новом стандарте. Скажем лишь, что
важнейшие из них обеспечивают ключевую способность личности к
самообучению, самосовершенствованию, а значит к самореализации.
Наша школа разработала образовательную программу начального общего
образования в соответствии с требованиями ФГОС, и начала реализовывать ее
с 1 сентября 2011 года.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
начального общего образования составляет четыре года.
Итогом обучения должна будет стать совокупность результатов:
- личностных (готовность и способность к саморазвитию, желание учиться и
др.);
- метапредметных (универсальные учебные действия, обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения
учиться, и межпредметные понятия);
предметных (освоенный опыт специфической для данной предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения,
система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе
научной картины мира).
Обобщенный результат освоения обучающимися основной образовательной
программы начального общего образования может быть представлен в
следующих личностных характеристиках выпускника:
портрет выпускника начальной школы»
lЛюбознательный, интересующийся, активно познающий мир
lВладеющий основами умения учиться
lЛюбящий родной край и свою страну
lУважающий и принимающий ценности семьи и общества lГотовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед
семьей и школой
lДоброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,
lУмеющий высказать свое мнение
lВыполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и
окружающих
Вот таким мы хотим видеть выпускника начальной школы
С какими же проблемами мы, педагоги и психологи, сталкиваемся при
обеспечении преемственности детского сада и школы?
1. Одной из проблем является выбор школы для обучения ребенка и выбор
программы обучения. Среди сегодняшнего разнообразия
общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, которые предлагают широкий
спектр образовательных услуг, множество программ (что, в принципе,
положительный момент), определиться родителям с выбором очень непросто.
Ведь необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние
ребенка (“зону его ближайшего развития”), специфику предлагаемых
программ, личностные качества будущего учителя и многое другое.
В процессе пятилетнего психологического сопровождения ребенка в детском
саду уже определился его психологический портрет, который, как потом
оказывается, никому не нужен, нигде не учитывается. И при переходе в
начальную школу ребенок опять неоднократно обследуется. Упущенное время
“работает” против него, а возможные проблемы, затянувшаяся адаптация,
потеря любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе
сверстников, проблемы в общении с взрослыми, ведут к неуспешности в
последующем обучении.
Непосредственный контакт психологов детского сада и школы, встречи
родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными
программами до поступления ребенка в школу, помогут определиться с
выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.
2. Тревожит и проблема завышенных требований к готовности ребенка к
школьному обучению в части школ . При поступлении в такую школу
требуется, чтобы ребенок бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и
многое другое. Отсюда и потребность родителей соответствовать
требованиям высокого уровня развития ребенка без учета его
индивидуальных особенностей. И приходится содержание дошкольного
образования выстраивать в “школьной” логике – практикуется раннее
обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложненной
математике, вместо развития познавательных процессов.
Игра и другие, специфичные для этого возраста виды деятельности,
вытесняются поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление,
ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учебе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие
нежелательные явления при переходе к школьному образованию.
3. Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования
игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена
основного вида деятельности ведет к стрессу и к дезадаптации детей.
В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и
приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать
игра, она по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в
основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем
он может использовать в практике. Использование игровых технологий в
первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению
интереса, ускорению обучения.
4. Решение проблемы преемственности часто невозможно из-за
недостаточного количества специалистов-психологов в образовательном
учреждении.
5. Нельзя не сказать и о проблеме недостаточной обеспеченности учебно-
воспитательного процесса методическими материалами, дидактическими
пособиями и несоответствии существующих пособий новым целям и
требованиям обучения в системе преемственного образования.
Эти и некоторые другие проблемы предстоит решать нам в аспекте
психологической преемственности непрерывного образования.
Механизмом решения данной проблемы является последовательное
выполнение следующих этапов:
составление проекта совместной деятельности по обеспечению
преемственности;
проведение мероприятий, таких как: "День открытых дверей", "День Знаний",
совместные спортивные праздники, развлечения и т.д.;
работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и
коррекция развития детей);
проведение методических заседаний , с участием специалистов детского
сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-
психологи, социальные педагоги, медицинские работники, завучи);
планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
Подводя итог, хочется сказать, что вся работа с детьми дошкольного и
младшего школьного возраста должна исходить из принципа "не навреди” и
быть направлена на сохранение физического здоровья, эмоционального
благополучия и индивидуального развития каждого ребенка, чему
способствует организация всей работы учителя начальных классов,
ориентирующегося на осуществление преемственности с ДОУ.
Презентация "Беречь здоровье учащихся - задача каждого учителя
Презентация "Беречь здоровье учащихся - задача каждого учителя
Презентация "Беречь здоровье учащихся - задача каждого учителя
Презентация "Беречь здоровье учащихся - задача каждого учителя
Презентация "Беречь здоровье учащихся - задача каждого учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.