Данная учебная методическая презентация для учителя к использованию на занятии - это продолжение изучения выразительных средств языка текстов разных жанровых направлений. Это пособие предлагает материал (теоретический, практический - примеры из произведений разных авторов) по стилистическим фигурам - бессоюзию и многосоюзию.Первый слайд.
Презентация
Бессоюзие. Многосоюзие.
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Бессо
(греч.
зие, или
юю
ἀσύνδετον
ию
ас ндетон,
—
, лат. dissolutio)
стилистическая фигура:
построение речи,
при котором союзы,
соединяющие предложение,
опущены.
Бессоюзие или Асиндетон —
одна из стилистических фигур:
оборот поэтической речи,
который состоит в пропуске
между словами и предложениями со
единительных союзов.
Их отсутствие придаёт речи стреми
тельность, выразительность.
Литературные примеры
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
А. С. Пушкин.
Литературные примеры
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
А. Блок. Ночь, улица, фонарь, аптека
«И на Арбате мчатся, мчатся в Вечность:
пролеток черных быстротечность,
рабочий, гимназист, кадет...
Проходят, ветер взвив одежды,
глупцы, ученые, невежды».
А. Белый. Первое свидание
Н.А. Некрасов
Ее привозят и в собранье.
Там теснота, волненья жар,
музыки грохот, свеч блистанье,
мельканье, вихорь быстрых пар,
Литературные примеры
Прямо дороженька, насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
красавиц легкие уборы,
людьми пестреющие хоры,
невест обширный полукруг,
все чувства поражает вдруг.
А. Пушкин. Евгений Онегин.
Бессоюзие –
это
намеренный пропуск
с целью создания динамичной
впечатления от быстрой смены
картины,
усиления
событий.
Отсутствие союзов придает
высказыванию движение,
стремительность,
позволяет одной фразой передать
насыщенность картин:
«Я, сидя над ручьем, от жажды изнываю,
от счастья плачу я, от горестей смеюсь,
тот, кто опасен мне, того я не боюсь,
того ж, кого люблю, упорно избегаю»
Ф. Вийон. Баллада противоречий.
Бессоюзное соединение
однородных членов
создает впечатление
незаконченности, неисчерпанности
перечисляемого ряда,
а подчас
подчеркивает логическую
неоднородность соединяемых понятий:
«Повсюду под ленивым ветром вертящиеся кр
ылья мельниц. Мызы, хуторки, домики с крут
ыми
черепичными кровлями, с гнездами аистов, ря
дыневысоких ив вдоль канав».
А.Н. Толстой
«Построение фразы,
при котором слова, не будучи
связаны между собой, спешно
несутся одно за другим,
рисует состояние тревоги,
при котором человека чтото
одновременно иудерживает,
и толкает».
ПсевдоЛонгин. О возвышенном.
Многосо
юю
зие ( полисиндетон)
πολυσύνδετον
(от др. – греч.
«многосоюзие») —
стилистическая фигура,
состоящая в намеренном
увеличении количества союзов
в предложении, обычно для связи одн
ородных членов:
Я или зарыдаю, или закричу,
или в обморок упаду
А. Чехов
Многосоюзие,
замедляя речь вынужденными
паузами, подчёркивает
роль каждого из слов, создавая
единство перечисления и усиливая
выразительность речи:
И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят и о берег бьют…
М. Лермонтов. Баллада
МНОГОСОЮЗИЕ, или полисиндетон,
(от греч. многосвязное) —
построение поэтической речи,
средства.
при котором увеличено число союзов
между словами все или почти все
однородные члены предложения связаны
между собой обычно союзом «и».
Повтор союза в данном случае ощущаетс
я как избыточный и воспринимается в
качестве выразительного языкового
Пример многосоюзия:
И было взвешено и сверено
Все, что заманивало нас:
И заполярный холод Севера,
И северная щедрость касс.
И даровой билет плацкартный
До незнакомых берегов,
И простодушные плакаты
На стендах красных уголков...
А.К. Передреев
«Глядишь вокруг— и на душе легко,
И зреет мысль так вольно, широко,
И сладко песнь в честь родины поется,
И кровь кипит, и сердце гордо бьется,
И с радостью внимаешь звуку слов:
„Я Руси сын, здесь край моих отцов
».
И. С. Никитин
Многосоюзие заключается в намеренном
использовании одного и того же
союза, чтобы
выделить (логически и интонационно)
соединяемые ими члены предложения и
усилить выразительность речи.
Повторяющиеся союзы
подчеркивают незаконченность ряда,
выражают значение усиления:
Она и бояласьто его, и не смела плакать,
и прощалась с ним, и любовалась
им как в последний раз.
И. Тургенев
Удачи в работе
над языком текста!!!