Презентация рассказывает о жизни и творчестве Бориса Житкова. Предварительно учащиеся дома читают рассказы Б.Житкова "Морские истории" о людях морских профессий. В презентации предоставлены вопросы к рассказам для обсуждения в классе. Итог занятия - вывод о трудной профессии моряка, о том, что капитан отвечает и за судно, и за свою команду.
Евгений Пермяк родился на Урале 31 октября в 1902г.
Там он прожил более тридцати
лет. В рабочем Воткинске он
познакомился с жизнью
заводов, рудников, приисков
Урала.
В школе он изучил пять
ремёсел: столярное,
слесарное, сапожное,
кузнечное и токарное.
В 1930г. окончил
педагогический факультет
Пермского университета.
А с 1924г.начал печатать свои
первые произведения.
Большую часть своего детства и юности Женя прожил с
бабушкой и дедом.
Очень рано он поверил в то, что
начнёт свой трудовой путь
рабочим, сначала мальчиком,
нагревающим заклёпки, а затем и
самостоятельным рабочим,
мастером, техником и , может
быть, инженером.
В мартеновскую печь он заглянул
раньше, чем в букварь.
С топором, молотом, зубилом, с
инструментом вообще подружился
до знакомства с таблицей
умножения.
Чтобы Женя не скучал, тётушка
находила ему различные занятия.
Однажды он строил корабль.
В каком произведении говорится о постройке парохода?
Эта повесть о мальчике, выросшем в краю заводов,
рудников и приисков, в краю, где рабочий класс
корень, ствол и цвет дерева жизни, где
своеобразно, самобытно и детство рабочей
детворы.
Писатель не скрывает: ему хотелось, чтобы детство
Маврика было похоже на его собственное
детство. Евгений Пермяк отдал своему герою все
лучшее, что было в нем и товарищах его детства,
заставил жить активными общественными
интересами, большими революционными
событиями, которые пришли в тихую рабочую
Мильву, на Мильвенский завод. Вместе со
старшими и своими юными друзьями Маврик
сбрасывает корону с монумента горбатого
медведя, стоявшего у мильвенского пруда и
олицетворявшего самодержавие. Герой повести,
как и сам писатель, смело и радостно идет
навстречу еще таинственному, но прекрасному
будущему.
В детские годы Жени было бесспорным, что
работающему на заводе вовсе не обязательно знать, какие
звери населяют Австралию.
Куда важнее понять, как закаляется
токарный резец, чем узнать, что
кенгуру –сумчатое животное.
Конечно, радостно было правильно
решить задачу по арифметике, но
всё таки большим счастьем было
сделать чтото самому: смастерить
лук из можжевельника, выковать
нож, переплести в школьной
мастерской книгу.
Евгений начинает пробовать себя в литературе.
Сначала появляется псевдоним
«Мастер Непряхин», а
позднее «Пермяк».
Он пишет небольшие статьи,
корреспонденции, изредка
печатает стихи в местных
газетах.
И это стало его будущей
профессией.
Как вы думаете, кто
может стать писателем?
«Писатель живёт в каждом из нас, не лишённом образного
выражения своей души».
Про иного рассказчика говорят:
«Уши вянут от того, что он
мелет».
И наоборот: «Он так
рассказывает, что ты
начинаешь видеть ушами».
Рассказы Пермяка способны
увлечь как взрослых, так и
детей. Среди его произведений
есть сказки, рассказы, повести
и романы. Его произведения не
только увлекают нас, но и учат.
Как вы думаете, чему они
учат?
Добрым учителем и другом Пермяка стал П.П.Бажов,
великий сказочник земли уральской.
Эта дружба помогла создать
сказки, которые
рассказывали о труде,
украшающем жизнь, несущем
счастье, о талантливых
русских умельцах.
Одна из самых популярных современных сказок, сказка
"Как огонь воду замуж взял", впервые была рассказана
автором у самого синего моря.
Сказка сказывалась так, словно
сочинялась сию минуту, глядя на
огненное зарево заката, на совсем
притихшее к ночи море:
"Затосковал Огонь, загоревал. По
лесам, по деревням пожарами
загулял.
Так и носится, только рыжая грива
по ветру развевается. Гулял так
Огонь, горевал Огонь да
встретился с ….»
- С кем встретился огонь?
«Как огонь воду замуж взял».
Что начал делать мастеровой человек Иван, чтобы сыграть свадьбу Огня и
Воды?
( Строить терем)
Кто пришёл на свадьбу со стороны жениха?
(огневая родня: тётка Молния, двоюродный брат Вулкан)
Кто пришёл со стороны невесты?
(старший брат Густой Туман, средний брат Косой Дождь,
младшая сестра Ясноглазая Роса)
Кто из родни уживался в туче?
(Косой Дождь и Молния)
Кто родился у Огня и Воды? Как назвали ребёнка?
(сынбогатырь Пар)
Как и где сгодился сынбогатырь?
(на телеге – паровозом повезёт, на корабле – паруса убирай,
на заводе – колёса вертит сто человек заменяет)
Кому воспевает славу в этой сказке Пермяк?
( мастеровому человеку)
В какой ещё сказке Пар помогает человеку?
«Как самовар запрягали».
Кто рассказал автору эту сказку?
(бабушка)
Когда и в связи с чем пришла Фоке Фокичу мысль
самовар запрягать?
(когда пил чай, а из самовара пар валил)
Куда пристроил Фока Фокич самовар?
(хлеб молотитьпаровая машина,
телегу возитьпаровоз, за море товары возитьпароход)
А чем же самовар занимался до этого?
(кипяток кипятил, чайник грел,
душу песней веселил, на столе красовался)
С каким подарком Деда Мороза связан рассказ Пермяка?
В чём заключалось волшебство
красок?
(нарисованное оживало)
Кому приносил такие краски Дед Мороз?
(самому доброму ребёнку)
Что вышло из рисунков мальчика?
(вещи, которыми нельзя было
воспользоваться)
Как из простых красок мальчик сделал
волшебные?
(рисовал, не разгибаясь, весь день)
Кем и благодаря чему стал мальчик?
( Художником. Трудолюбие и усидчивость)
Как люди оживили картины?
(кино)
Некрасивая ёлка.
Где и с кем происходят события, описанные в рассказе?
(в датском говорящем лесу)
О каких деревьях говорится в рассказе?
(Осина, берёза, ясень, дуб, клён, ёлка)
За что не любили ёлку в лесу?
(считали некрасивой, сказочник садился писать сказки под ёлку)
Какую сказку рассказал сказочник деревьям в лесу?
( Сказка о завтрашнем дне: дуб стал потолком, сосна – мачтой, осина –
корытом, берёза –полкой, Ясень – шкафом)
Какую судьбу предрекали деревья ёлке и что с ней произошло?
( стать поленьями, а стала бумагой –красивой книгой на полке)
О чём же была сказка?
(О бессмертии прекрасного)
(быть добрым, великодушным, уметь прощать)
В чём же счастье по мнению автора?
Про дедушку Само.
Что приносил Дедушка Само?
(особенное трудовое счастье)
В чём секрет дедушки Само?
(инструмент сам работать начинает)
Какое тайное слово было у
дедушки Само?
(«будь как я»)
Какие названия достались нам в
наследство от дедушки Само?
(самосвал, самолёт, самокат и
т.д.)
Каким людям открывалось тайное
слово дедушки Само?
(головастым, любознательным)
«Только труд делает маленького человека большим».
Е.А.Пермяк
«Мир труда так прекрасен и так
многообразен, что временами
становится стыдно за тех, кто не
видит его, хотя он и рядом, за
оградой школы…
Не надо забывать о своих
способностях и склонностях.
Лучше своим лемехом глубоко
пахать, чем на чужом крыле низко
летать. Пусть они ещё маленькие.
Вырастут, если им дать расти…
Бесталанных людей на свете нет.
Есть люди, пренебрегавшие своим
дарованием, своими
наклонностями…»
У каждого свой лемех способностей, свои крылья возможностей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.