Презентация "Человек как духовное существо" ( 10 класс, обществознание (базовый уровень)

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 22.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока - охарактеризовать человека как духовное существо, тип урока - комбинированный. В ходе работы на уроке учащиеся выясняют, что такое духовный мир, душа, душевность; характеризуют важнейшие философско - этические категории - мораль, ценности, совесть и др.; знакомятся с типами мировоззрений.Презентация "Человек как духовное существо" 10 класс обществознание базовый уровень УМК Боголюбова Л.Н.
Иконка файла материала Человек как духовное существо.ppt
Тема: Человек. Тема урока:  Человек как  духовное существо. Обществознание 10 класс МБОУ СШ №1  г. Вилючинск Гудзишевская Н.В.
План: 1. Духовный мир и человеческое самостроительство. 2. Мораль: духовный ориентир, система норм социального  регулирования. Ценности личности и общества. Патриотизм и  гражданственность. Мировоззрение. 3. 4.
Д\задание: §  4
1. Духовный мир и человеческое самостроительство.           Духовная    сфера  деятельности  человека,  общества  в  целом  является  самой  возвышенной,  т.к.  именно  здесь  рождается  и  реализуется то, что отличает человека от других живых существ.       Духовная  жизнь,  деятельность  связана  с  созданием  идей,  образов,  научных,  художественных  ценностей.  Материальными  носителями  этих  ценностей являются книги, картины, различные произведения искусства  и  культуры.  Заключенные  в  них  идеи  и  чувства  составляют  главное  и  духовное содержание. Оноре Фрагонар «Качели».
Духовный  мир  личности  ученые  нередко  характеризуют  как  нерасторжимое  единство  разума,  чувства, воли, деятельности. потребности темперамент характер интересы интеллект способности темпераментхарактеринтересыинтеллектпотребностиспособности
В  духовной  сфере  происходит  «человеческое  самостроительство»:  • осмысление свой жизни, места в мире • усвоение моральных установок  •  формирование  стремления  руководствоваться  ими  в  своих  повседневных поступках.                      Человек  строит  самого  себя  как  существо  духовное,  осознает,  что  он  –  творец  духовной  жизни,  культуры,  носитель духа, разума.
Понятия  «  духовная  жизнь»,  «духовная  деятельность»  связаны  с  понятиями  «  душа»,  «дух».  Каково  философское  значение  этих  понятий?
Душа        понятие,  выражающее  внутренний  мир    человека;        в  религии  и  идеалистической  философии  –  особая нематериальная субстанция, независимая  то тела.
Дух – это  • высшая способность человека •  источник  личностного  самоопределения,  осмысленного  преображения действительности • возможность дополнить природную основу индивидуального  и  общественного  бытия  миром  моральных,  культурных  и  религиозных ценностей •  руководящий    и  сосредотачивающий  принцип  для  других  способностей души. Святая Троица как воплощение  духа ­ источника божественной  любви и животворящей силы. (Христианское понимание).
Свобода  Духовность  Творчество  Любовь  Вера  ДУХОВНОСТЬ  – свойство души, состоящее в преобладании  духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над  материальными.  (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой) Духовность Свобода Любовь Творчество Вера
2. Мораль: духовный ориентир, система норм социального регулирования. МОРАЛЬ  (от  лат.  moralis  —  нравственный),  ­  нравственность,  особая  форма  общественного  сознания  и  вид  общественных  отношений  (моральные  отношения);  один  из  основных  способов регуляции действий человека в обществе с помощью  норм.
Отличие морали от простого  обычая или традиции  нравственные нормы  получают идейное  обоснование в виде идеалов  добра и зла, должного,  справедливости и т. п.
Отличие морали от права исполнение требований  морали санкционируется  лишь формами духовного  воздействия (общественной  оценки, одобрения или  осуждения).           Наряду  с  общечеловеческими  элементами  мораль  включает исторически преходящие нормы, принципы,  идеалы.            Мораль  изучается  специальной  философской  дисциплиной — этикой.
Конфуций  Будда. Статуя.  Япония.  Моисей. Скульптура  Микеланджело. Христос  Пантократор. Храм  Св. Софии.  Константинополь.           сформулировал моральные нормы?   Кто,  по  вашему  мнению,
3.Ценности личности и общества. Патриотизм и гражданственность. Мораль Нормы поведения Ценностные категории Идеал Совесть Ценности  Ценностные  ориентиры: патриотизм, гражданственность МоральНормы поведенияЦенностные категорииИдеалСовестьЦенностные ориентиры:патриотизм,гражданственностьЦенности
Идеал    совершенное, высшая цель стремлений. ­  образец,  нечто  (франц.  ideal)        «Идеал —  представление высшего совершенства в  каком­нибудь  отношении.  В  этом  широком  смысле  слово идеал применяется одинаково и к отвлеченным  и конкретным предметам: идеал добра, идеал женской  красоты…и т. д.                  …общая  принципиальная  истина  ­  вся  история  лишь  постепенное  мира  и  воплощение  идеала  и  преобразование  худшей  действительности в лучшую…» человечества  есть  Вл.Соловьев. Русский философ и  историк.
Совесть  ­  понятие  морального  сознания,  внутренняя  убежденность  в  том,  что  является  добром  и  злом,  сознание  нравственной ответственности за свое поведение.  личности    самостоятельно                    Совесть  —  выражение  осу­ способности  ществлять  нравственный  само­   контроль,  формулировать  для   себя         нравственные  обязанности,  требовать  от  себя  их  вы­ полнения      и       производить        самооценку   совершаемых      поступков.
Ценность ­ положительная или отрицательная значимость  объектов  окружающего  мира  для  человека,  социальной  группы,  общества  в  целом,  определяемая  не  их  свойствами  самими  по  себе,  а  их  вовлеченностью  в  сферу  человеческой  жизнедеятельности,  интересов  и  потребностей,  социальных  отношений;                               ­ критерий и способы оценки этой значимости,  выраженные  в  нравственных  принципах  и  нормах,  идеалах,  установках, целях. Современные  «ценности»
Задание:  на  листе  бумаги  отметьте  класс,  ваш  пол  (М  или  Ж)  и  запишите  в  порядке  убывания  значимости  три  из  предложенных ценностей.
Наиболее  общими  поня­ тиями  морального  сознания,  характеризующими  положи­ отрицательные  и  тельные  нравственные  ценности,  являются добро и зло.
Патриотизм  (от  греч.  patriotes  —  соотечественник,  patris  —  родина),  любовь  к  родине;  привязанность  к  месту  своего  рождения, месту жительства.
4. Мировоззрение.           Мировоззрение  человека  формируется  под  влиянием  многовековой  и  «сегодняшней»  духовно­ теоретической  духовно­практической  деятельности.  Именно  результаты  этой  творческой  деятельности  –  духовные  ценности,  потребности,  распространение  духовных  богатств  влияют  на  воззрения  людей,  способствуют  выработке  их  взглядов на мир.  и  Мировоззрение ­ это точка зрения на мир в целом, образ  мыслей о месте человека( в том числе своем) в этом мире.
Мировоззрение присуще как отдельной личности, отдельному  индивиду,  так  и  тем  или  иным  общностям  людей  –  социумам,  этносам, конфессиям, классам, сословиям и т.д.     Часто синонимом понятия «мировоззрение» называют такие  термины,  как  «миросозерцание»,  «миропонимание». «мировосприятие»,       Можно ли согласиться с такой точкой зрения  на значение всех этих терминов?
Типы  мировоззрения Обыденное  Религиозное  Научное  Научное  мировоззрение.  Карикатура ХХ в. Типы мировоззрения
Типы  мировоззрения Прогрессивное  Реакционное  Типы мировоззренияПрогрессивное Реакционное
Типы  мировоззрения Религиозное  Атеистическое Карикатура из цикла «Религия и  атеизм в СССР» Типы мировоззренияРелигиозное Атеистическое
Типы  мировоззрения Оптимистическое  Пессимистическое  Наполовину полон или  наполовину пуст? Типы мировоззренияОптимистическое Пессимистическое
К какому типу мировоззрения вы бы отнесли  своё?    соответствует  жизни?     Насколько  оно,  на  ваш  взгляд,  современной    требованиям
Типология  мировоззрений показывает,  что в их основе лежит : • Бог (теоцентризм) • Природа(природоцентризм, космоцентризм) • Человек (антропоцентризм) • Общество(социоцентризм) • Знание (знаниецентризм).      Гелиоцентрическая  система по  Н.Копернику.
Гуманистическое  мировоззрение Признание равноправия различных мировоззрений Физическое и нравственное  здоровье Достоинство человека Созидательный труд, благосостояние Толерантность в религиозных, национальных и иных  отношениях Задание:  стр.  43­44.  Ознакомьтесь  с  мнением  мыслителей  о  роли  мировоззрения  в  жизни  человека.  Сформулируйте  свой  ответ  на  этот  вопрос. Гуманистическое мировоззрениеПризнание равноправияразличных мировоззренийФизическое и нравственное здоровьеДостоинство человекаСозидательный труд,благосостояниеТолерантность в религиозных,национальных и иных отношениях