Цель урока - охарактеризовать человека как духовное существо, тип урока - комбинированный. В ходе работы на уроке учащиеся выясняют, что такое духовный мир, душа, душевность; характеризуют важнейшие философско - этические категории - мораль, ценности, совесть и др.; знакомятся с типами мировоззрений.Презентация "Человек как духовное существо" 10 класс обществознание базовый уровень УМК Боголюбова Л.Н.
План:
1. Духовный мир и человеческое самостроительство.
2.
Мораль: духовный ориентир, система норм социального
регулирования.
Ценности личности и общества. Патриотизм и
гражданственность.
Мировоззрение.
3.
4.
1. Духовный мир и человеческое
самостроительство.
Духовная сфера деятельности человека, общества в целом
является самой возвышенной, т.к. именно здесь рождается и
реализуется то, что отличает человека от других живых существ.
Духовная жизнь, деятельность связана с созданием идей, образов,
научных, художественных ценностей. Материальными носителями этих
ценностей являются книги, картины, различные произведения искусства
и культуры. Заключенные в них идеи и чувства составляют главное и
духовное содержание.
Оноре Фрагонар «Качели».
Духовный мир личности ученые нередко
характеризуют как нерасторжимое единство разума,
чувства, воли, деятельности.
потребности
темперамент
характер
интересы
интеллект
способности
темпераментхарактеринтересыинтеллектпотребностиспособности
В духовной сфере происходит «человеческое
самостроительство»:
• осмысление свой жизни, места в мире
• усвоение моральных установок
• формирование стремления руководствоваться ими в своих
повседневных поступках.
Человек строит самого
себя как существо духовное,
осознает, что он – творец
духовной жизни, культуры,
носитель духа, разума.
Дух – это
• высшая способность человека
• источник личностного самоопределения, осмысленного
преображения действительности
• возможность дополнить природную основу индивидуального
и общественного бытия миром моральных, культурных и
религиозных ценностей
• руководящий и сосредотачивающий принцип для других
способностей души.
Святая Троица как воплощение
духа источника божественной
любви и животворящей силы.
(Христианское понимание).
Свобода
Духовность
Творчество
Любовь
Вера
ДУХОВНОСТЬ – свойство души, состоящее в преобладании
духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над
материальными.
(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой)
Духовность Свобода Любовь Творчество Вера
2. Мораль: духовный ориентир, система
норм социального регулирования.
МОРАЛЬ (от лат. moralis — нравственный), нравственность,
особая форма общественного сознания и вид общественных
отношений
(моральные отношения); один из основных
способов регуляции действий человека в обществе с помощью
норм.
Отличие морали от простого
обычая или традиции
нравственные нормы
получают идейное
обоснование в виде идеалов
добра и зла, должного,
справедливости и т. п.
Отличие морали от права
исполнение требований
морали санкционируется
лишь формами духовного
воздействия (общественной
оценки, одобрения или
осуждения).
Наряду с общечеловеческими элементами мораль
включает исторически преходящие нормы, принципы,
идеалы.
Мораль изучается специальной философской
дисциплиной — этикой.
Конфуций
Будда. Статуя.
Япония.
Моисей. Скульптура
Микеланджело.
Христос
Пантократор. Храм
Св. Софии.
Константинополь.
сформулировал моральные нормы?
Кто, по вашему мнению,
3.Ценности личности и общества.
Патриотизм и гражданственность.
Мораль
Нормы поведения
Ценностные категории
Идеал
Совесть
Ценности
Ценностные
ориентиры:
патриотизм,
гражданственность
МоральНормы поведенияЦенностные категорииИдеалСовестьЦенностные ориентиры:патриотизм,гражданственностьЦенности
Идеал
совершенное, высшая цель стремлений.
образец, нечто
(франц.
ideal)
«Идеал — представление высшего совершенства в
какомнибудь отношении. В этом широком смысле
слово идеал применяется одинаково и к отвлеченным
и конкретным предметам: идеал добра, идеал женской
красоты…и т. д.
…общая принципиальная истина вся история
лишь постепенное
мира и
воплощение идеала и преобразование
худшей
действительности в лучшую…»
человечества
есть
Вл.Соловьев. Русский философ и
историк.
Совесть понятие морального сознания, внутренняя
убежденность в том, что является добром и злом, сознание
нравственной ответственности за свое поведение.
личности
самостоятельно
Совесть — выражение
осу
способности
ществлять нравственный само
контроль,
формулировать для себя
нравственные
обязанности,
требовать от себя их вы
полнения и производить
самооценку совершаемых
поступков.
Ценность положительная или отрицательная значимость
объектов окружающего мира для человека, социальной
группы, общества в целом, определяемая не их свойствами
самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой
жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных
отношений;
критерий и способы оценки этой значимости,
выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах,
установках, целях.
Современные
«ценности»
4. Мировоззрение.
Мировоззрение человека формируется под
влиянием многовековой и «сегодняшней» духовно
теоретической
духовнопрактической
деятельности. Именно результаты этой творческой
деятельности – духовные ценности, потребности,
распространение духовных богатств влияют на
воззрения людей, способствуют выработке их
взглядов на мир.
и
Мировоззрение это точка зрения на мир в целом, образ
мыслей о месте человека( в том числе своем) в этом мире.
Мировоззрение присуще как отдельной личности, отдельному
индивиду, так и тем или иным общностям людей – социумам,
этносам, конфессиям, классам, сословиям и т.д.
Часто синонимом понятия «мировоззрение» называют такие
термины,
как
«миросозерцание»,
«миропонимание».
«мировосприятие»,
Можно ли согласиться с такой точкой зрения
на значение всех этих терминов?
Типология мировоззрений показывает,
что в их основе лежит :
• Бог (теоцентризм)
• Природа(природоцентризм, космоцентризм)
• Человек (антропоцентризм)
• Общество(социоцентризм)
• Знание (знаниецентризм).
Гелиоцентрическая
система по
Н.Копернику.
Гуманистическое
мировоззрение
Признание равноправия
различных мировоззрений
Физическое и нравственное
здоровье
Достоинство человека
Созидательный труд,
благосостояние
Толерантность в религиозных,
национальных и иных
отношениях
Задание: стр. 4344. Ознакомьтесь с мнением мыслителей о роли
мировоззрения в жизни человека. Сформулируйте свой ответ на этот
вопрос.
Гуманистическое мировоззрениеПризнание равноправияразличных мировоззренийФизическое и нравственное здоровьеДостоинство человекаСозидательный труд,благосостояниеТолерантность в религиозных,национальных и иных отношениях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.