Презентация для выступления педагога-психолога на родительском собрании и педагогическом совете на тему"Девиантное поведение". В презентации рассматриваются наиболее частые причины подростковой и юношеской девиации, указываются факторы риска и даётся характеристика семей, в которых чаще всего вырастают трудные подростки. Рассматриваются также формы и методы воздействия на таких подростков.
Девиантное
поведение:
причины, сущность,
профилактика
Анисимова М.В. Педагогпсихолог
«Старооскольский агротехнологический техникум»
ОГАПОУ
Детство, как почва, в которую падают
семена.
Они крохотные, их не видно, но они есть.
Потом они начинают прорастать…
Некоторые становятся чистыми и
яркими цветами, некоторые –
хлебными колосьями,
некоторые злым чертополохом.
В. Солоухин «Камешки на ладони»
Девиантное поведение – отклонение от
норм, правил. Совершение поступков,
которые противоречат социальным
нормам.
Это поведение, которое не согласуется с
общественными нормами.
Социальные нормы – это определенные
правила, образцы поведения приписывающие
то, что человек должен делать в конкретных
ситуациях.
Отклоняющееся поведение это чаще всего
попытка уйти из общества, убежать от
повседневных жизненных проблем и невзгод,
преодолеть состояние неуверенности и
напряжения
определенные
через
компенсаторные формы.
Классификация девиаций по В.Д. Менделевичу
(по видам взаимодействия с реальностью)
•Приспособление (норма)
•Противодействие реальности
•Противостояние реальности
•Уход от реальности
•Игнорирование реальности
причины, связанные с психическими и
психофизиологическими
расстройствами
причины социального и психологического
характера
причины, связанные с возрастными
кризисами
Причины
Причины
девиантного поведения
девиантного поведения
•низкая устойчивость к психическим перегрузкам и
стрессам;
•неуверенность в себе, низкая самооценка,
завышенные требования к себе;
•трудности в общении со сверстниками в школе и на
улице;
•чрезмерная зависимость от друзей, стремление к
подражанию приятелям;
•навязчивые формы поведения; азартная и
компьютерная игромания;
•отклонения в поведении в связи с травмами,
заболеваниями, мозговая патология;
•принадлежность к неформальным объединениям;
Причины
Причины
девиантного поведения
девиантного поведения
•наследственность (алкоголизм, наркомания), явное
неблагополучие в семье;
•способ самоутверждения;
•защита от беспомощности, тревоги;
•стереотипы поведения, ориентация на «лидеров»;
•устойчивый комплекс ценностных норм;
•неудовлетворённость своим положением в семье и в
учебном заведении;
•неосознанного переживания своей несостоятельности;
•внутренний конфликт между уровнем притязаний и
неуверенностью в себе;
Причины
Причины
девиантного поведения
девиантного поведения
•неудовлетворенность процессом обучения;
•сомнения в правильности выбора учебного заведения;
•трудности адаптации в новом коллективе (низкая
приспособленность, гибкость);
•высокий уровень тревожности;
•многочисленные личные проблемы;
•проблемы взаимоотношения с педагогами;
•проблемы взаимоотношения с товарищами по группе;
•конфликты в семьях, непонимание, неприятие старшими
ценностей подростков;
•невозможность, неумение организовать полноценный досуг;
•проблемы со здоровьем, низкая сопротивляемость организма,
высокая утомляемость, нервные перенапряжения;
Причины
Причины
девиантного поведения
девиантного поведения
•недостаток знаний родителей о том, как справляться
с трудными ситуациями;
•отставание в учебе;
•примеры насилия, жестокости, безнаказанности,
получаемые из СМИ;
•чрезмерная занятость родителей;
•обилие запретов со стороны родителей (педагогов);
•повышенная коммуникативность детей;
•низкий уровень эмоциональноволевого контроля у
детей;
•неспособность детей сопротивляться вредным
влияниям;
•генетическая предрасположенность;
Причины
Причины
девиантного поведения
девиантного поведения
•неравномерность психофизического и полового
созревания;
•отсутствие навыков социального поведения;
•снижение культуры, интеллектуального уровня;
•масса свободного времени;
•влияние улицы;
•материальные трудности в семье (плохая
обеспеченность, безработица родителей);
•стремление получить сильные впечатления;
•повышенная возбудимость, неумение контролировать
свои эмоции и поведение.
Факторы риска:
деградация
и
1. Семья
•интеллектуальная
невоспитанность взрослых,
•эгоизм и низкий уровень нравственности семьи,
•тунеядство и пьянство,
•неправильное
семейного воспитания,
•снижение интереса к воспитанию,
•удручающий образ жизни,
•насилие над ребенком,
•раздоры, конфликты в семье.
родителями
понимание
роли
Характеристики семей, вызывающих
Характеристики семей, вызывающих
девиантное поведение детей:
девиантное поведение детей:
семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые
заболевания; пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное
поведение.
семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями
непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние
одного из родителей, проявление насилия
семьи с дефицитом заботы и любви у одного или двух родителей к
ребенку;
семьи с авторитарным воспитательным воздействием направленным
на формирование строгого послушания и дисциплины у ребенка;
семьи с чрезмерной опекой над ребенком; воспитание ребенка в духе
неуважения к общественным нормам и формам социального контроля.
Факторы риска:
2. Наследственность нарушения в физическом и
психологическом здоровье вследствие
конституционной предрасположенности:
•Поражение нервной системы при родах;
•Проблемы с психическим и физическим
здоровьем – разного рода психопатии;
•Физические дефекты;
•Наследственность – рождение от наркомана
или алкоголика
Факторы риска:
3. Проблемы в подростковом
возрасте
•Конфликтное отвержение со стороны сверстников;
•Вымогательства денег, давление, шантаж;
•Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы,
запугивания, унижения;
•Принуждение
совершать поступки
против воли
Факторы риска:
4. Отсутствие прочных социальных связей
•Негативное отношение учителя к ребенку высокой
степени выраженности;
•Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку
негативных характеристик;
•Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с
другими детьми;
•В разных ситуациях ребенок обвиняется во всех
проблемах и трудностях;
•Чувство брошенности и ненужности
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
АНТИСОЦИАЛЬНОЕ
АСОЦИАЛЬНОЕ
АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ
противоречащее
правовым нормам
уклоняющееся от
выполнения
морально
нравственных норм
отклоняющееся от
медицинской и
психологической нормы
противоречащее правовым нормамуклоняющееся от выполнения моральнонравственных нормотклоняющееся от медицинской и психологической нормы
физическое насилие
физическое насилие
Антисоциальное поведение
(делинквентное)
поведение, противоречащее правовым нормам и
угрожающее социальному порядку и
благополучию окружающих
Поступки:
•Насилие над более младшими и слабыми
сверстниками, животными;
•Воровство;
•Мелкое хулиганство;
•Вандализм;
•Порча чужого имущества;
•Торговля наркотиками
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
АНТИСОЦИАЛЬНОЕ
АСОЦИАЛЬНОЕ
АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ
противоречащее
правовым нормам
уклоняющееся от
выполнения
морально
нравственных норм
отклоняющееся от
медицинской и
психологической нормы
противоречащее правовым нормамуклоняющееся от выполнения моральнонравственных нормотклоняющееся от медицинской и психологической нормы
уход из дома, бродяжничество
уход из дома, бродяжничество
агрессивное
поведение
агрессивное поведение
субкультуральные девиации
субкультуральные девиации
Асоциальное поведение
(аморальное)
уклонение от выполнения моральнонравственных норм,
принятых в обществе, угрожающее благополучию
межличностных отношений
Поступки:
•Побеги из дома;
•Систематические пропуски в учебном заведении;
•Агрессивное поведение;
•Ложь;
•Вымогательство;
•Беспорядочные половые связи;
•Настенные надписи и рисунки непристойного характера;
•Ненормативная лексика
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
АНТИСОЦИАЛЬНОЕ
АСОЦИАЛЬНОЕ
АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ
противоречащее
правовым нормам
уклоняющееся от
выполнения
морально
нравственных норм
отклоняющееся от
медицинской и
психологической нормы
противоречащее правовым нормамуклоняющееся от выполнения моральнонравственных нормотклоняющееся от медицинской и психологической нормы
наркозависимость
наркозависимость
компьютерная зависимость
компьютерная зависимость
пищевые аддикции
пищевые аддикции
Аутодеструктивное поведение
(саморазрушительное)–
поведение, отклоняющееся от медицинских и
психологических норм, угрожающее целостности и
развитию личности
Поступки:
•Курение;
•Токсикомания;
•Наркомания;
•Вскрытие вен;
•Алкоголизм;
•Суицид
В психологопедагогической
литературе выделяют:
•Агрессивное поведение (деструктивное)
•Делинквентное поведение (противоправное,
антиобщественное)
•Зависимое (аддиктивное) поведение
•Суицидальное поведение
Делинквентное поведение не наказуемые с точки зрения Уголовного
кодекса РФ правонарушения (мелкое хулиганство, хищение продуктов в
магазине, мелкое воровство, драки без нанесения тяжких телесных
повреждений, обман (обсчет) покупателя продавцом, обман налогового
инспектора, переход улицы или курение в неположеном месте и др.
В перечень делинквентного поведения школьников обычно входят такие
проступки, как: не вернуться ночью домой, употребить алкоголь,
приставать к взрослым, драться, незаконно хранить оружие, нанести тяжкие
телесные повреждения комулибо холодным оружием, воровать, прогулять
занятия, курить марихуану, уйти из школы, отбирать карманные деньги у
других школьников, нарушать порядок в общественных местах, испортить
общественное имущество, писать или рисовать краской на стенах и др.
Самоубийство, суицид —
целенаправленное лишение себя жизни,
как правило, добровольное (хотя бывают
и случаи вынужденного самоубийства) и
самостоятельное.
Профилактическая
работа с обучающимися
Диагностическая
работа
Взаимодействие с
ОВД и др.
ведомствами
Система
профилактической
работы
Мониторинговые
исследования
Работа в социуме
Методическое
обучение
классных
руководителей
Педагогическое
просвещение и
взаимодействие с
родителями
Формы работы Совета профилактики
заседания Совета профилактики (1 раз в месяц);
закрепление общественных воспитателей;
индивидуальная работа с обучающимися;
посещение семей обучащихся;
Совет профилактики
председатель
председатель
инспектор
инспектор
соц. педагог, психолог,педагоги
соц. педагог, психолог,педагоги
распределение обязанностей
распределение обязанностей
Работа с состоящими
Работа с состоящими
на учёте в
на учёте в
ПДН, КДН
ПДН, КДН
Работа
Работа
со склонными
со склонными
к пропускам
к пропускам
Работа с обучающимися
Работа с обучающимися
из неблагополучных
из неблагополучных
семей
семей
Работа с состоящими
Работа с состоящими
на внутртехникумовском
на внутртехникумовском
учете
учете
Совет профилактики
Формы и методы воздействия:
•просмотр видеофильмов с последующим
обсуждением;
• просмотр кинофильмов, которые отражают
ситуации борьбы людей с собственными пороками и
пути их преодоления;
• встречи с людьми, выжившими в трудных
ситуациях жизни;
• встречи со специалистами;
• изучение отношения взрослых к проблемам
учащихся;
• чтение и обсуждение журнальных публикаций о
силе и стойкости в самых трудных жизненных
ситуациях;
• тематические викторины, устные журналы;
• создание антирекламных роликов по проблеме;
Формы и методы воздействия:
•создание антирекламных роликов;
• конкурсы на лучшее художественное
произведение, направленное против вредных
привычек человека;
• конкурсы рекламных щитов по проблеме;
• выставки рисунков, акции в защиту человека
от влияния вредных привычек;
• нравственные классные часы;
• интерактивные игры;
•дискуссии; пресс конференции, брифинги
Как предотвратить
развитие девиантного
поведения
Укрепление физического и
психического здоровья
Обучение жизненно важным умениям и
навыкам
Воспитание нравственно-волевых качеств
≫
≪
Змановская Е. В.
Девиантология: (Психология
отклоняющегося поведения):
Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений. — М.: Издательский
центр Академия , 2003. — 288 с.
Клейберг Ю.А.
Психология девиантного поведения:
Учебное пособие для вузов. — М.: ТЦ
Сфера, при участии «Юрайт-М»
2001.-160 с.
Психология девиантного поведения:
Методические рекомендации для
студентов специальности 050706.65
«Педагогика и психология». - Н.
Новгород: ННГАСУ, 2009 г. –
32 с.
Шнейдер Л. Б.
Девиантное поведение детей и
подростков Серия: Психологические
технологии Издательства:
Академический проект, Гаудеамус,
2007 г. Твердый переплет, 336 стр.
Хомич А.В.
Психология девиантного
поведения [Текст]: учеб.
пособие / А.В. Хомич. – Ростов н/Д:
Издательство ЮРГИ, 2008. – 234с.