Презентация "Девиантное поведение"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 05.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация для выступления педагога-психолога на родительском собрании и педагогическом совете на тему"Девиантное поведение". В презентации рассматриваются наиболее частые причины подростковой и юношеской девиации, указываются факторы риска и даётся характеристика семей, в которых чаще всего вырастают трудные подростки. Рассматриваются также формы и методы воздействия на таких подростков.
Иконка файла материала девиантное поведение причины, помощь.ppt
Девиантное поведение: причины, сущность, профилактика   Анисимова  М.В.  Педагог­психолог  «Старооскольский агротехнологический техникум»   ОГАПОУ
Детство, как почва, в которую падают  семена.  Они крохотные, их не видно, но они есть.  Потом они начинают прорастать…  Некоторые становятся чистыми и  яркими цветами, некоторые –  хлебными колосьями,  некоторые ­ злым чертополохом.        В. Солоухин «Камешки на ладони»
Девиантное  поведение – отклонение от  норм, правил. Совершение поступков,  которые противоречат социальным  нормам. Это поведение, которое не согласуется с  общественными нормами.  Социальные нормы – это определенные  правила, образцы поведения приписывающие  то, что человек должен делать в конкретных  ситуациях.
Отклоняющееся поведение ­ это чаще всего  попытка  уйти  из  общества,  убежать  от  повседневных жизненных проблем и невзгод,  преодолеть  состояние  неуверенности  и  напряжения  определенные  через  компенсаторные формы.
Классификация девиаций по В.Д. Менделевичу  (по  видам взаимодействия с реальностью) •Приспособление (норма) •Противодействие реальности •Противостояние реальности •Уход от реальности •Игнорирование реальности
 причины, связанные с психическими и  психофизиологическими  расстройствами  причины социального и психологического  характера  причины, связанные с возрастными  кризисами
Причины Причины   девиантного  поведения девиантного  поведения •низкая устойчивость к психическим перегрузкам и  стрессам; •неуверенность в себе, низкая самооценка,  завышенные требования к себе; •трудности в общении со сверстниками  в школе и на  улице; •чрезмерная зависимость от друзей, стремление к  подражанию приятелям; •навязчивые формы поведения;  азартная и  компьютерная  игромания; •отклонения в поведении в связи с травмами,  заболеваниями, мозговая патология; •принадлежность к неформальным объединениям;
Причины Причины   девиантного  поведения девиантного  поведения •наследственность (алкоголизм, наркомания), явное  неблагополучие в семье; •способ самоутверждения; •защита от беспомощности, тревоги;  •стереотипы поведения, ориентация на  «лидеров»;  •устойчивый комплекс ценностных норм; •неудовлетворённость своим положением в семье и в  учебном заведении; •неосознанного переживания своей несостоятельности; •внутренний конфликт между уровнем притязаний и   неуверенностью в себе;
Причины Причины   девиантного  поведения девиантного  поведения •неудовлетворенность процессом обучения; •сомнения в правильности выбора учебного заведения; •трудности адаптации в новом коллективе (низкая  приспособленность, гибкость); •высокий уровень тревожности; •многочисленные личные проблемы; •проблемы взаимоотношения с педагогами; •проблемы взаимоотношения с товарищами по группе; •конфликты в семьях, непонимание, неприятие старшими  ценностей подростков; •невозможность,  неумение организовать  полноценный досуг; •проблемы со здоровьем, низкая сопротивляемость организма,  высокая утомляемость, нервные перенапряжения;
Причины Причины   девиантного  поведения девиантного  поведения •недостаток знаний родителей о том, как справляться  с трудными ситуациями; •отставание в учебе; •примеры насилия, жестокости, безнаказанности,  получаемые из СМИ; •чрезмерная занятость родителей; •обилие запретов со стороны родителей (педагогов); •повышенная коммуникативность детей; •низкий уровень эмоционально­волевого контроля у  детей; •неспособность детей сопротивляться вредным  влияниям; •генетическая предрасположенность;
Причины Причины   девиантного  поведения девиантного  поведения •неравномерность психофизического и полового  созревания; •отсутствие навыков социального поведения; •снижение культуры, интеллектуального уровня; •масса свободного времени; •влияние улицы; •материальные трудности в семье (плохая  обеспеченность, безработица родителей); •стремление получить сильные впечатления; •повышенная возбудимость, неумение контролировать  свои эмоции и поведение.
Факторы риска: деградация  и  1. Семья •интеллектуальная  невоспитанность взрослых, •эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, •тунеядство и пьянство, •неправильное  семейного воспитания, •снижение интереса к воспитанию, •удручающий образ жизни, •насилие над ребенком, •раздоры, конфликты в семье. родителями  понимание  роли
Характеристики семей, вызывающих Характеристики семей, вызывающих   девиантное  поведение детей: девиантное  поведение детей:   семьи,  члены  которых  имеют  психические  или  другие  тяжелые  заболевания;  пристрастие  к  наркомании,  алкоголю  или  асоциальное  поведение.    семьи,  в  которых  во  взаимоотношениях  между  родителями  непонимание,  дефицит  любви,  враждебность,  доминирующее  влияние  одного из родителей, проявление насилия семьи  с  дефицитом  заботы  и  любви  у  одного  или  двух  родителей  к  ребенку;    семьи  с  авторитарным  воспитательным  воздействием  направленным  на формирование строгого послушания и дисциплины у ребенка;    семьи  с  чрезмерной  опекой  над  ребенком;  воспитание  ребенка  в  духе  неуважения к общественным нормам и формам социального контроля.
Факторы риска: 2. Наследственность ­ нарушения в физическом и  психологическом здоровье вследствие  конституционной предрасположенности: •Поражение нервной системы при родах; •Проблемы с психическим и физическим  здоровьем – разного рода психопатии; •Физические дефекты; •Наследственность – рождение от наркомана  или алкоголика
Факторы риска: 3. Проблемы в подростковом возрасте •Конфликтное отвержение со стороны сверстников; •Вымогательства денег, давление, шантаж; •Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы,  запугивания, унижения; •Принуждение  совершать поступки против воли
Факторы риска: 4. Отсутствие прочных социальных связей •Негативное отношение учителя к ребенку высокой  степени выраженности; •Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку  негативных характеристик; •Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с  другими детьми; •В разных ситуациях ребенок обвиняется во всех  проблемах и трудностях; •Чувство брошенности и ненужности
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ АНТИСОЦИАЛЬНОЕ АСОЦИАЛЬНОЕ АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ противоречащее  правовым нормам уклоняющееся от  выполнения  морально­ нравственных норм отклоняющееся от  медицинской и  психологической нормы противоречащее правовым нормамуклоняющееся от выполнения морально­нравственных нормотклоняющееся от медицинской и психологической нормы
хулиганство хулиганство
кражи кражи
грабежи грабежи
вандализм вандализм
физическое насилие физическое насилие
Антисоциальное поведение  (делинквентное)­  поведение, противоречащее правовым нормам и  угрожающее социальному порядку и  благополучию окружающих Поступки: •Насилие над более младшими и слабыми  сверстниками, животными; •Воровство; •Мелкое хулиганство; •Вандализм; •Порча чужого имущества; •Торговля наркотиками
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ АНТИСОЦИАЛЬНОЕ АСОЦИАЛЬНОЕ АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ противоречащее  правовым нормам уклоняющееся от  выполнения  морально­ нравственных норм отклоняющееся от  медицинской и  психологической нормы противоречащее правовым нормамуклоняющееся от выполнения морально­нравственных нормотклоняющееся от медицинской и психологической нормы
уход из дома, бродяжничество уход из дома, бродяжничество
лживость лживость
агрессивное   поведение агрессивное  поведение
граффити граффити
субкультуральные девиации субкультуральные девиации
Асоциальное поведение  (аморальное) ­  уклонение от выполнения морально­нравственных норм,  принятых в обществе, угрожающее благополучию  межличностных отношений Поступки: •Побеги из дома; •Систематические пропуски в учебном заведении; •Агрессивное поведение; •Ложь; •Вымогательство; •Беспорядочные половые связи; •Настенные надписи и рисунки непристойного характера; •Ненормативная лексика
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ АНТИСОЦИАЛЬНОЕ АСОЦИАЛЬНОЕ АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ противоречащее  правовым нормам уклоняющееся от  выполнения  морально­ нравственных норм отклоняющееся от  медицинской и  психологической нормы противоречащее правовым нормамуклоняющееся от выполнения морально­нравственных нормотклоняющееся от медицинской и психологической нормы
наркозависимость наркозависимость
компьютерная зависимость компьютерная зависимость
пищевые аддикции пищевые аддикции
суициды суициды
Аутодеструктивное поведение  (саморазрушительное)–  поведение, отклоняющееся от медицинских и  психологических норм, угрожающее целостности и  развитию личности Поступки: •Курение; •Токсикомания; •Наркомания; •Вскрытие вен; •Алкоголизм; •Суицид
В психолого­педагогической  литературе выделяют: •Агрессивное поведение (деструктивное) •Делинквентное поведение  (противоправное,  антиобщественное)  •Зависимое (аддиктивное) поведение  •Суицидальное поведение
Делинквентное    поведение  ­  не  наказуемые  с  точки  зрения  Уголовного  кодекса  РФ  правонарушения  (мелкое  хулиганство,  хищение  продуктов  в  магазине,  мелкое  воровство,  драки  без  нанесения  тяжких  телесных  повреждений,  обман  (обсчет)  покупателя  продавцом,  обман  налогового  инспектора, переход улицы или курение в неположеном месте и др.  В  перечень  делинквентного  поведения  школьников  обычно  входят  такие  проступки,  как:  не  вернуться  ночью  домой,  употребить  алкоголь,  приставать к взрослым, драться, незаконно хранить оружие, нанести тяжкие  телесные повреждения кому­либо холодным оружием, воровать, прогулять  занятия,  курить  марихуану,  уйти  из  школы,  отбирать  карманные  деньги  у  других школьников, нарушать порядок в общественных местах, испортить  общественное имущество, писать или рисовать краской на стенах и др.
Самоубийство, суицид  —  целенаправленное лишение себя жизни,  как правило, добровольное (хотя бывают  и случаи вынужденного самоубийства) и  самостоятельное.
Профилактическая  работа с обучающимися Диагностическая  работа Взаимодействие с  ОВД и др.  ведомствами Система  профилактической  работы Мониторинговые  исследования Работа в социуме Методическое  обучение  классных  руководителей Педагогическое  просвещение и  взаимодействие с  родителями
Формы работы Совета профилактики ­ заседания Совета профилактики (1 раз в месяц); ­ закрепление общественных воспитателей; ­ индивидуальная работа с  обучающимися; ­ посещение семей обучащихся;
Совет профилактики председатель председатель   инспектор инспектор соц. педагог,   психолог,педагоги соц. педагог,   психолог,педагоги распределение обязанностей распределение обязанностей Работа с состоящими  Работа с состоящими  на учёте  в  на учёте  в  ПДН, КДН ПДН, КДН Работа  Работа  со склонными  со склонными  к пропускам к пропускам Работа с обучающимися Работа с обучающимися из неблагополучных  из неблагополучных  семей семей Работа с состоящими Работа с состоящими   на внутртехникумовском на внутртехникумовском учете учете Совет профилактики
Формы и методы  воздействия: •просмотр видеофильмов с последующим  обсуждением; •   просмотр кинофильмов, которые отражают  ситуации борьбы людей с собственными пороками и  пути их преодоления;  • встречи с людьми, выжившими в трудных  ситуациях жизни;  • встречи со специалистами;  • изучение отношения взрослых к проблемам  учащихся; • чтение и обсуждение журнальных публикаций о  силе и стойкости в самых трудных жизненных  ситуациях; •  тематические викторины, устные журналы;  • создание антирекламных роликов по проблеме;
Формы и методы  воздействия: •создание антирекламных роликов;  • конкурсы на лучшее художественное  произведение, направленное против вредных  привычек человека;  • конкурсы  рекламных щитов по проблеме;  • выставки рисунков, акции в защиту человека  от влияния вредных привычек;  • нравственные классные часы;  • интерактивные игры; •дискуссии; пресс ­ конференции, брифинги
Как предотвратить развитие девиантного поведения Укрепление физического и психического здоровья
Обучение жизненно важным умениям и навыкам
Воспитание нравственно-волевых качеств
≫ ≪ Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр Академия , 2003. — 288 с. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. — М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» 2001.-160 с. Психология девиантного поведения: Методические рекомендации для студентов специальности 050706.65 «Педагогика и психология». - Н. Новгород: ННГАСУ, 2009 г. – 32 с. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков Серия: Психологические технологии Издательства: Академический проект, Гаудеамус, 2007 г. Твердый переплет, 336 стр. Хомич А.В. Психология девиантного поведения [Текст]: учеб. пособие / А.В. Хомич. – Ростов н/Д: Издательство ЮРГИ, 2008. – 234с.