Презентация "Дидактические игры как элемент системно-деятельностного подхода при реализациии ФГОС"
Оценка 4.9
Руководства для учителя
pptx
труд +1
Взрослым
15.10.2018
В концепции ФГОС общего образования выделен системно-деятельностный подход к образованию обучающихся и наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Системно-деятельностный подход обеспечивает системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им нового знания в интересной для него форме. Деятельностный подход к обучению предполагает наличие познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить). Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.
Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предметом выступает сама человеческая деятельность.
Дидактическая игра.pptx
Презентация "Дидактические игры как элемент системно-деятельностного подхода при реализациии ФГОС"
Дидактические
игры как элемент
системно-
деятельностного
подхода при
реализациии
ФГОС Козина Галина Александровна
учитель технологии,
МОУ «СОШ №5 УИМ»
г. Магнитогорска
Презентация "Дидактические игры как элемент системно-деятельностного подхода при реализациии ФГОС"
Игра –это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток,
понятий об
окружающем мире.
В.А.Сухомлинский
Презентация "Дидактические игры как элемент системно-деятельностного подхода при реализациии ФГОС"
Содержание:
1. ФГОС как общественный договор.
2. Формирование содержания образования.
3. Характеристика образовательных моделей.
4. Основные методические принципы современного урока.
5. Системнодеятельностный подход к
образованию. 6. Дидактическая
игра. 7.
Характеристики системнодеятельностного подхода .
8. Принципы проведения дидактических игр.
9. Типы дидактических
игр. 10. Функции
игры.
11. Алгоритм проведения дидактической игры.
12. Роль дидактических игр в
формировании универсальных учебных действий.
13. Примеры
дидактических игр.
Презентация "Дидактические игры как элемент системно-деятельностного подхода при реализациии ФГОС"
ФГОС как общественный договор
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования второго поколения утвержден приказом Минобразования и
науки РФ 17 декабря 2010 года.
Новый подход предлагает рассматривать Стандарты как общественный
договор, отражающий согласование потребностей личности ребёнка,
общества и государства в образовании, то есть стандарт базируется на
взаимодействии трёх сторон.
Презентация "Дидактические игры как элемент системно-деятельностного подхода при реализациии ФГОС"
навыкам
и
компетенциям
будут
знаниям,
Смыслом данного договора, обеспеченного необходимыми юридическими,
социальными, финансовыми и материальнотехническими условиями,
является согласованный общественный
заказ на подготовку новых
поколений граждан страны, отвечающих по своим духовнонравственным
установкам,
потребностям
инновационной экономики, правового государства, общечеловеческим и
традиционным национальным ценностным установкам. Современные
стандарты
на
совместную, а не взаимоисключающую работу семьи, общества и
государства. Поэтому и рассматривается договор как совокупность
требований к структуре образовательных программ (чему и как учить), к
результатам образования (чему научить), а также к условиям, которые
должны быть обеспечены школе, чтобы она могла добиваться необходимых
целей, интересующих семью, государство
(государственный интерес
заключается не только в обеспечении доступа к качественному образованию,
но и в применении полученных знаний на практике).
личностноориентированные,
направленными
Презентация "Дидактические игры как элемент системно-деятельностного подхода при реализациии ФГОС"
Формирование содержания образования
Цель образования изменилась: смена образовательной парадигмы (цели) –
вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе
способов деятельности.
Презентация "Дидактические игры как элемент системно-деятельностного подхода при реализациии ФГОС"
Характеристика образовательных
моделей
Презентация "Дидактические игры как элемент системно-деятельностного подхода при реализациии ФГОС"
современного
урока
субъективация
(ученик
становится равноправным участником
Основными методическими принципами
являются:
образовательного процесса);
метапредметность (формируются универсальные учебные действия);
деятельностный подход (обучающиеся самостоятельно добывают
знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);
рефлексивность
необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);
импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и
коррекции «хода урока» в процессе его проведения).
(обучающиеся становятся в ситуацию, когда
Презентация "Дидактические игры как элемент системно-деятельностного подхода при реализациии ФГОС"
общего
будут
те
технологии,
образования
которые
направлены
концепции ФГОС
системно
В
выделен
наиболее
деятельностный подход к образованию обучающихся и
эффективными
на
познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие
школьника. Системнодеятельностный подход обеспечивает системное
включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им нового
знания в интересной для него форме. Назовем основные характеристики
системнодеятельностного подхода:
Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.
Процесс обучения – всегда творческий.
Обучение деятельности на первом этапе предполагает совместную
под
деятельность
учебнопознавательную
руководством учителя.
группы
учащихся
Обучение построено на проблемных ситуациях и игровой деятельности
Презентация "Дидактические игры как элемент системно-деятельностного подхода при реализациии ФГОС"
подход
к
обучению
предполагает
Деятельностный
наличие
познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной
учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить).
Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у
детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.
Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по
имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее
предметом выступает сама человеческая деятельность. В дидактической
игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая
вплетается в игровую и соответственно приобретает черты игровой учебной
деятельности.
Таким образом, дидактическая игра – это такая коллективная
целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда
в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение
на выигрыш. Игру, организованную в целях обучения, можно назвать
учебной игрой.
Презентация "Дидактические игры как элемент системно-деятельностного подхода при реализациии ФГОС"
Технология дидактической игры – конкретная технология проблемного
обучения. Главной особенностью игровой деятельности является ее
двуплановость: с одной стороны – играющий выполняет реальную
деятельность, решает конкретную задачу, с другой стороны ряд моментов
деятельности носит условный характер, позволяет отвлечься от реальной
ситуации. Именно двуплановость обусловливает развивающий эффект игры,
помогает снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру
можно повторить несколько раз. Другие особенности игры: активность
участников,
моделирование,
проблемность, творческий характер, эмоциональная окрашенность.
занимательность,
коллективность,
Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес к
учебному предмету, создает ситуации, связанные с эмоциональными
переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. Игра позволяет
организовать деятельность детей на принципах сотрудничества и
реализовать
обучению. Учебные
(дидактические игры) вносят в обучение конструктивное изменение, новый
смысл. А природа игры – это её реальные ценности: бодрость, радостное
самочувствие, активность, импровизация, воображение, эмоциональность.
дифференцированный
подход
к
Презентация "Дидактические игры как элемент системно-деятельностного подхода при реализациии ФГОС"
На практике игра как технология проведения урока заняла прочное место, что
позволило выработать определенные принципы ее проведения:
игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием
наглядных пособий;
при выборе правил игры, необходимо учитывать особенности детей;
обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока,
содействовать их реализации;
необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно
из самых привлекательных свойств – выявление победителя;
мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы
Типы дидактических игр, основой которых является принцип
"обучения через игру", использование ролевых функций и активной
заинтересованности участников
Презентация "Дидактические игры как элемент системно-деятельностного подхода при реализациии ФГОС"
Функции игры (В.В.Петрусинский):
обучающая – закрепление знаний, формирование умений и навыков, в том
числе общеучебных, развитие памяти, внимания, мышления;
развлекательная – создание благоприятной атмосферы на занятии;
коммуникативная – объединение коллектива учащихся, установление
эмоциональных контактов;
релаксационная – снятие напряжения, вызванного нагрузкой на нервную
систему при обучении;
психотехническая – формирование навыков подготовки своего
физиологического состояния для более эффективной деятельности,
перестройка психики для усвоения больших объемов информации;
развивающая – гармоничное развитие личностных качеств для активизации
резервных возможностей личности;
воспитательная функция – психотренинг и психокоррекция проявления
личности в игровых моделях жизненных ситуаций.
Презентация "Дидактические игры как элемент системно-деятельностного подхода при реализациии ФГОС"
емкость
памяти,
большая
диалоговость,
Компьютерные игры применяются в качестве средств обучения
практически во всех областях современного образования . Обучающие игровые
программы, основанные на комплексе мотиваций заинтересованности, познания
нового, соревновательности, приобретают все большее распространение.
Быстродействие,
легкость
использования образных способов предоставления информации делают
компьютерные или, как их все чаше называют, информационные технологии
идеальным средством для дидактических игр
В ходе интерактивных игр учитель имеет уникальную возможность
сблизиться с детьми и повлиять на их настроение, отношение к себе и
окружающим. Он может помочь ребятам лучше узнать себя, свои ценности и
приоритеты. Учитель может повлиять на характер детей, сделать их более
терпимыми, внимательными, помочь им лучше справляться со стрессами,
испытывать меньше страхов, чувствовать себя менее одиноким.
При создании игр необходимо придерживаться следующих положений:
1. Простота и понятность правил игры 2. Сложность игры должна
Презентация "Дидактические игры как элемент системно-деятельностного подхода при реализациии ФГОС"
Несмотря на все многообразие вариантов интерактивных игр, способ их
проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:
1.
Педагог производит подбор конкретной интерактивной игры, которая, по его
мнению, может быть эффективной применительно к данной группе или теме.
2. Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над
решением которой им предстоит поработать, а также с целью, которую нужно
достичь.
3. Педагог информирует участников о правилах игры, дает им четкие
инструкции о том, в каких пределах они могут действовать в процессе игры.
4. Происходит
непосредственно процесс игры, в ходе которого участники активно
взаимодействуют, пытаясь достичь поставленной цели. Игра может состоять из
нескольких этапов. В зависимости от особенностей конкретной игры, педагог
может вносить определенные изменения в ее ход, если это оговорено
объявленными участникам правилами.
5. По окончании игры, после
небольшой паузы, призванной успокоить эмоции, происходит процесс
рефлексивного анализа. В ходе рефлексии участники оценивают произошедшее
с позиции участника игры, вместе с тем, стараясь абстрагироваться и
Презентация "Дидактические игры как элемент системно-деятельностного подхода при реализациии ФГОС"
Роль дидактических игр в формировании
универсальных учебных действий
Игра позволяет формировать личностные, коммуникативные, регулятивные
(планирование, контроль, коррекция, оценка и др.) действия.
Дидактическая игра это особая форма игрового обучения, когда у детей, чаще всего
непреднамеренно, формируются необходимые УУД.
Взаимосвязь основных функций дидактической игры и УУД:
Функция формирования психических новообразований (устойчивость и произвольность
внимания, памяти, развитие мышления и т.д.); функция формирования устойчивого
интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к
школьному режиму и освоение им социальных ролей – личностные УУД;
Функция формирования собственно учебной деятельности – регулятивные УУД;
Функция формирования общеучебных и логических действий, действий постановки и
решения проблем – познавательные УУД;
Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки – личностные и
регулятивные УУД;
Функция формирования адекватных взаимоотношений в классе, развитие навыков
сотрудничества, совершенствование речевых навыков – коммуникативные УУД.
Презентация "Дидактические игры как элемент системно-деятельностного подхода при реализациии ФГОС"
К. Ливингстоун (автор практических рекомендаций по подготовке,
организации и проведению ролевых игр при обучении иностранным
языкам) выделяет следующие механизмы, которые делают игры
уникальным средством педагогики в рамках новых стандартов и
системнодеятельностного подхода:
мотивация;
прикладной характер игр;
субъектность ученика (не мы его учим, а он учится сам);
овладение не только знаниями, но и способами получения знаний.
Существует огромное множество интерактивных игр для детей.
Каждый учитель может без труда придумать свою собственную игру,
направленную на развитие необходимых навыков.
Приведем некоторые из них....
Презентация "Дидактические игры как элемент системно-деятельностного подхода при реализациии ФГОС"
Квест это увлекательная приключенческая игра как для детей, так и
для взрослых, в которой участники должны решать определенные задачи
для продвижения по сюжету и для достижения конкретной цели.
Презентация "Дидактические игры как элемент системно-деятельностного подхода при реализациии ФГОС"
Структура квеста:
Этапы организации квеста:
Презентация "Дидактические игры как элемент системно-деятельностного подхода при реализациии ФГОС"
Практическое применение квесттехнологии.
Методический потенциал квесттехнологии:
Презентация "Дидактические игры как элемент системно-деятельностного подхода при реализациии ФГОС"
Презентация "Дидактические игры как элемент системно-деятельностного подхода при реализациии ФГОС"
Рассмотрим на примере порядок создания мультимедийной презентации
«Своя игра».
1. Создаём слайды с вопросами и ответами.
. Присваиваем гиперссылку каждому числу. Для этого выделяем число «10».
На вкладке Вставка выбираем Гиперссылка. Появляется окно Вставка
гиперссылки. В этом окне выбираем Связаться с «местом в документе» и
находим тот слайд на который Вы хотите перейти при нажатии кнопкой
мыши на числе «10». В нашем случае – это Слайд 2. Не забывайте нажать на
ОК после завершения операции.
Презентация "Дидактические игры как элемент системно-деятельностного подхода при реализациии ФГОС"
При переходе на слайд 2 открывается вопрос, по щелчку на слайд появляется
ответ (применение анимации – эффект «вход»)
3. Проделываем те же операции со всеми числами в таблице.
4. На каждый слайд, начиная со второго, поставить управляющую кнопку
возврата на первый слайд.
На вкладке Вставка выбираем Фигуры –
Управляющие кнопки. Выбираем кнопку: в начало
При выборе одной из управляющих кнопок курсор видоизменяется и становится
в виде крестика. С помощью этого крестика в нужном месте слайда рисуем
кнопку.
Презентация "Дидактические игры как элемент системно-деятельностного подхода при реализациии ФГОС"
Перейти по
5. Появляется окно Настройка действия.
Обращаем внимание, стоит флажок
гиперссылке – Первый слайд. Нажимаем кнопку OK.
СОВЕТ: Все управляющие кнопки должны располагаться в
строго определенном месте. Для этого надо настроить
кнопку на одном слайде и скопировать ее (правая кнопка
мыши – Копировать). Затем вставить на всех остальных
слайдах. Кнопка встанет точно на том же месте. Причем,
настройка действия тоже будет уже настроена на тот же
слайд, который был указан (в нашем случае «Слайд 1»). В
случае если переход нужен на другой слайд, то всегда в
настройках можно изменить.
Игра с гиперссылками на ту же презентацию готова!
Презентация "Дидактические игры как элемент системно-деятельностного подхода при реализациии ФГОС"
Источники:
https://itn.ru/board.aspx?
cat_no=200752&tmpl=Thread&BoardI
d=200755&ThreadId=257530&page=0
http://xnb1afankxqj2c.xnp1ai/ )
https://sites.google.com/site/vebkvestnatur
mort/home
https://drive.google.com/file/d/0B8WszET
wi2RxcHFnVnBkeFhMdVE/view?
usp=sharing :
http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c
0a65625a3ac79a5c43a89421206d27_1.ht
ml
http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c
0a65625a3ac79a5c43a89421206d27_1.ht
ml
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.