Презентация для педагогических работников О.О. на тему : "Создание атмосферы психологической поддержки в классе"

  • Повышение квалификации
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 26.12.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1. Что такое психологическая атмосфера на уроке? Как мы это для себя определяем? Психологическая атмосфера указывает на эффективное либо неэффективное взаимодействие участников учебного процесса, которое зависит как от компетенции учителя, так и от эмоционального благополучия детского коллектива. 2. По каким признакам мы можем судить: благоприятная или неблагоприятная атмосфера на уроке: - Что мы переживаем на эмоциональном уровне (когда неблагоприятная атмосфера - раздражение, волнение, отчаяние, гнев, желание убежать; когда благоприятная атмосфера - спокойствие, благодарность за внимание и понимание, вдохновение). - Как мы себя чувствуем физически (когда все хорошо на уроке - ничего не болит, находимся в тонусе; когда атмосфера неблагоприятная - болит голова, появляется усталость и т. д.)Создание атмосферы психологической поддержки в классе. Важность и необходимость поддержания положительной психологической атмосферы в ходе учебного процесса.
Иконка файла материала Создание атмосферы психологической поддержки в классе.docx
Создание атмосферы психологической поддержки в классе. Важность и  необходимость поддержания положительной психологической атмосферы в ходе  учебного процесса.                                                                                                                    Преподаватель­организатор ОБЖ Дегтярев А.И. 1. Что такое психологическая атмосфера на уроке? Как мы это для себя определяем?           Психологическая атмосфера указывает на эффективное либо неэффективное  взаимодействие участников учебного процесса, которое зависит как от компетенции  учителя, так и от эмоционального благополучия детского коллектива.                                     2. По каким признакам мы можем судить: благоприятная или неблагоприятная атмосфера  на уроке:                                                                                                                                             ­ Что мы переживаем на эмоциональном уровне (когда неблагоприятная атмосфера ­  раздражение, волнение, отчаяние, гнев, желание убежать; когда благоприятная атмосфера ­ спокойствие, благодарность за внимание и понимание, вдохновение).                                        ­ Как мы себя чувствуем физически (когда все хорошо на уроке ­ ничего не болит,  находимся в тонусе; когда атмосфера неблагоприятная ­ болит голова, появляется  усталость и т. д.)                                                                                                                               ­ Как мы себя ведем (вербально и невербально) (когда атмосфера неблагоприятная ­  повышаем голос, упрекаем, требуем, ругаем, можем сказать ученику обидное слово,  выгнать ученика из класса; стучим кулаком по столу, хмуримся, сжимаем челюсти,  скрещиваем руки на груди, отворачиваемся к окну или доске, можем подойти и дернуть  ученика за рукав, развернуть к себе, постучать указкой по столу). Какое мы испытываем  желание? (Чтобы скорее кончился урок.) Какое желание испытывают при этом  дети? (Чтобы скорее кончился урок.)                                                                                             Риторический вопрос: как часто это происходит?                                                                         ­ К чему может привести такая атмосфера, если она повторяется? К стрессовому  состоянию как учителя, так и учеников. Выделим факторы, нарушающие благоприятную атмосферу в классе и приводящие к стрессу учащихся:                                                                                                                           A) Когда ученикам не ясно, каких результатов работы ждет от них учитель.                            Б) Недостаточное использование или недооценка возможностей детей, когда им  поручается выполнение задач, которые по сложности ниже способностей.                                B) Перегрузка, когда работа слишком сложная или ставит перед учениками слишком много задач.                                                                                                                                                  Г) Недостаточность ресурсов или данных для использования в работе, то есть отсутствие  наглядных материалов, инвентаря (физкультура или труд), инструментария (химия,  физика, биология), отсутствие убедительности, скудность материала, однообразные и  неинтересные формы подачи материала.                                                                                        Д) Неучастие, когда у детей нет возможности для выражения своего мнения.                          ­ Как мы себя ведем, когда в классе благоприятная атмосфера: улыбаемся, жесты  спокойны, мы обращены лицом к детям, нам интересно на этом уроке, мы чаще хвалим  успешных детей, подбадриваем менее успешных... Какое желание мы при этом  испытываем? (Желание учить.) Какое желание при этом испытывают дети? (Желание  учиться.) Риторический вопрос: как часто это происходит?                                                                         3. При каких отношениях учителя и учеников возможна эффективная атмосфера в классе?­ Отношения партнерства, сотрудничества, сотворчества.                                                           4. Какие созидающие приемы ­ приемы, улучшающие отношения, ­ мы используем? ­ Проявление доброты, внимания, заботы; просьба, поощрение, одобрение, похвала;  доверие, авансирование личности; прощение, проявление огорчения, поручение важного  дела и т. д.                                                                                                                                          5. Какими принципами должен руководствоваться учитель, чтобы создать в классе нужную  атмосферу? Психолог Карл Роджерс, один из основателей гуманистического направления в  современной психологии, выделяет следующие принципы: 1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен  демонстрировать детям свое полное к ним доверие.                                                                     2. Он должен помогать учащимся формулировать и уточнять цели и задачи, стоящие как  перед классом, так и перед каждым учащимся в отдельности.                                                    3. Учитель должен выступать в качестве источника разнообразного опыта, к которому  ученик может всегда обратиться за помощью.                                                                               4. Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой детского  коллектива и принимать его.                                                                                                            5. Он должен быть активным участником взаимодействия.                                                          6. Он должен уметь выражать в группе свои чувства.                                                                   7. Он должен стремиться к достижению эмпатии (понимать чувства и переживания  каждого школьника).                                                                                                                         8. Наконец, он должен хорошо знать самого себя, чтобы удерживать благоприятную  психологическую атмосферу, уметь отслеживать свои состояния и вовремя  корректировать свои действия. Вот наиболее типичные ошибки учителя при опросе учащихся:                                           ­ Обращение к ученикам не по имени или фамилии, а во втором или третьем лице: “Ты иди  к доске”, “Кто заметил у него ошибку?”.                                                                                       ­ Приказной, административный тон распоряжений: “Откройте тетради!”, “Пишите!”.           ­ Невнимание и безразличие к результату ответа учащегося, прерывание его, беседа или  перепалка в это время с другими учениками.                                                                                ­ Субъективизм во всех предъявляемых к учащимся требованиях: “Ты мне расскажи”, “Ты  мне напиши”, “Я тебе поставлю отметку”.                                                                                     ­ Игнорирование психологических особенностей детей (проявление темперамента,  нервного напряжения, индивидуальных особенностей). Каких правил эффективного взаимодействия необходимо придерживаться на уроке?  1. Проводить опрос, не нагнетая обстановку в классе. Вызывать ребят по имени и             фамилии. При неудачном ответе не отчитывать ученика в присутствии всего класса.             2. Чувство юмора поможет убрать напряжение в классе.                                                             3. Необходимо поддерживать ситуацию успеха.                                                                            4. Постараться проявлять искренний интерес к каждому ученику (хотя бы периодически).   5. Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица.                            6. При возникновении учебных трудностей обязательно четкое прояснение материала.          7. Классному руководителю обратить внимание на межличностные отношения, выявить  лидеров, отверженных.                                                                                                                     8. На агрессивное поведение детей давать “обратную связь” в виде “Я­высказывания”,  выражая собственное отношение к поступку.                                                                                9. Сотрудничество — наиболее приемлемая форма построения отношений взрослых сдетьми.                                                                                                                                               Уверенность детей в своих силах, в том, что они хорошие, необходимы как воздух для  построения положительных отношений с другими и успехов в учебе. Это зависит от  родителей и педагогов. Благоприятная психологическая атмосфера урока служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных  школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье. В  настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя­практики говорят и  пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе  обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы  психологического комфорта. Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. В статье  56.3 говорится “о прекращении трудового договора с педагогом в случае применения, в  том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или)  психологическим насилием над личностью обучающегося”.                                                        Статья 32.3 “Образовательное учреждение несет ответственность за качество образования  своих выпускников”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает  влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его  успеваемость. К сожалению, сегодня в образовательном процессе присутствуют негативные тенденции явления: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности,  пропуски уроков учащимися, жалобы родителей и учащихся на поведение учителей,  конфликтные ситуации, возникающие на уроках. Постоянное состояние повышенной  тревожности учащихся на уроках приводит к нервным срывам. Все это приводит к тому,  что в школе ребенок не чувствует себя безопасно и комфортно, а ведь задача школы ­  создать такое психологическое пространство, чтобы в нем было хорошо каждому ребенку.  Психологическая атмосфера. Задумаемся, что ее составляет? Пожалуй – это та атмосфера  или «погода в соответствующем окружении»: коллективе взрослых или детей. Дома, в  школе, на уроке, вне его... ЗДОРОВАЯ атмосфера и благоприятный климат на уроке,  многое решают в сложном деле обучения и воспитания…  Среда, обстановка и атмосфера  урока должны благоприятствовать обучению и учению. Педагог воспитывает каждым  своим жестом, интонацией голоса, направленностью своих интересов, Отношением к делу,  выражением своего лица, улыбкой и т. д.  Обучение, воспитывающее любовь к познанию, к  труду, мышлению, творчеству, самостоятельности, к учебному предмету, науке и учителю  — возможно лишь в атмосфере мажорного, полного радостями открытия труда учителя и  учащихся.                                                                                                      Как создается такая атмосфера? Прежде всего влиянием на учащихся своей личности — личности учителя,  влюбленного в свою работу, в детей. На ребят завораживающе действует пример личности  людей, много знающих, разносторонних, глубоких и волевых. Умный, обладающий  психологической культурой учитель всегда обеспечит возможность каждому школьнику  пережить радость успеха вне зависимости от способностей и степени его подготовки. Это  обеспечивается искусством чуткого, внимательного подхода к каждому ученику.  Необходимо знать индивидуальные особенности учеников, нужна умная, гибкая система  педагогических воздействий на их психику. Всякая попытка учить бесстрастно, буднично,  серо, воздействовать на мышление и память в обход чувств приводит к тому, что урок идет с ничтожным коэффициентом полезного действия. Эмоциональность не может не быть  существенной чертой нормальной атмосферы урока. Ни один ответ ребят нельзя оставлять  без какой­либо, хотя бы краткой рецензии, какого­либо оценочного суждения. Например,  школьник недоумевает, отчего, недовольно поджала губы учительница и, не сказав ни  слова, вызвала отвечать на тот же вопрос другого ученика. И этот другой старается уже не  понять суть дела, а догадаться, какой формулировки ждет и добивается от них  учительница. Чтобы не было такого положения, на уроке важна объективная оценка работыдетей учителем, например:«Точно», «Правильно», «Молодец», «А вот этого решения и  я не знал — обсудим на занятиях кружка», «Здорово», «Неправильно», «Подумай, в  каком звене рассуждений ошибка», «Вот пример, факт, опровергающий такое мнение, найди­ка более правильное объяснение» и т. д. И все это — без упреков, нотаций,  выговоров и обвинений. И все это — доброжелательно, с искренним признанием права  каждого на ошибку.  Тактичное, справедливое обращение с учениками помогает создать на уроке ситуацию  успеха каждому ребенку, вселить в него уверенность в своих силах и желание учиться.  Даже разовый успех влияет на психологическое состояние ребенка, может вселять в него  уверенность. Иногда жеста, взгляда, интонации достаточно, чтобы успокоить неугомонных, поддержать неуверенных и наградить знающих и думающих учеников – все это и  способствует созданию положительных эмоций во время урока.                                         2. Формы обращения учителя к ученикам                                                                                  1) Деловая форма обращения (приглашение к деловым отношениям): “Займемся, ребята,  делом, общим для всех и очень нужным для каждого, а сначала договоримся, как  будем работать, хорошо?”, “Кто может предложить другое?”.                                        2) Личностно­доверительное обращение: “Я уверен, что вы это для меня сделаете, ведь  это вам совсем не трудно”; “Ты мог бы помочь мне во многом, и я тебе буду  благодарен, если исполнишь мою просьбу” и т.п. Особенно такая форма обращения  полезна в общении с подростками и старшими школьниками, когда у них выражена  потребность сотрудничать с взрослыми на равных, а при таком обращении подчеркивается  их взрослость, так как к ним обращаются за помощью.                       3) Эмоционально­ личностное обращение: “У меня ребята был сегодня тяжелый день, и вы устали к  шестому уроку – побережем друг друга” или “я знаю у вас сегодня была контрольная  по математике, как справились, трудная?.. Тогда на уроке займемся интересным  делом, спрашивать вас не буду.” Таким путем устанавливается взаимное понимание,  бережное отношение друг к другу, а ученики постигают разные формы обращения к  другому человеку. Главное здесь – зафиксировать общие переживания всего класса и  показать, что присоединяешься к ним. То же возможно и по отношению к отдельному  ученику. Ученики ценят в учителе доброжелательность, честность, принципиальность,  ответственность, деловитость. Но более всего они ценят в нем человечность. Человечность  же учителя вызывает ответную человечность учеников, которые начинают понимать, что  учитель так же, как и они переживает, радуется и огорчается. Однако благоприятная  психологическая атмосфера урока необходима не только для развития ребенка и усвоения  им знаний. От этого зависит и физическое состояние детей. Адаптация к конкретным  условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы  доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье  детей.                                                            Рассмотрим рекомендации по созданию  психологического комфорта психологами Карла Роджерса и Дейл Карнеги.                            Создание атмосферы психологической поддержки в классе (психолог­гуманист Карл  Роджерс):                                                                                                                                           1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен  демонстрировать детям свое полное к ним доверие.                                                                     2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих  как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.                                           3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к  учению.                                                                                                                                               4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которомувсегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или  иной задачи.                                                                                                                                       5) Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика.                                               6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и  принимать его.                                                                                                                                   7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия.                                     8) Он должен открыто выражать группе свои чувства.                                                                 9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и  переживания каждого школьника.                                                                                                   10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.                                                                     Технология, приемы общения (Д. Карнеги):                                                                             1) Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!        2) Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в  человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.                    3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.                                                         4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить  вашими словами, помнить их в течении всей жизни.                                                                     5) Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.                                          «Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова...»  слова из песни Булата Окуджавы                                                                                                    В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут  чувствовать себя «как дома». Успешное проведение урока, следовательно и  психологическую атмосферу урока создаёт сам педагог.                                                             Старайтесь:                                                                                                                                      Видеть в каждом ученике уникальную личность. «Все дети талантливы».                                 Создавать ребёнку ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.  "Учиться победно!".                                                                                                                          Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки  ребенка. "Ребенок хорош, а плох его поступок". Предоставлять возможности и помогать  детям. "В каждом ребенке – чудо, ожидай его".                                                                        Запомните:                                                                                                                                        Золотые правила психологической атмосферы на уроке 1 Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только  отрицательные мотивы. 2 Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в  преподавании своего предмета. 3 Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при  опосредованном способе воздействия. 4 Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности. 5 Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она  хорошо организована). 6 Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в  общении.И небольшая памятка для учителя:                                                                                 Памятка учителю.                                                                                                               – Уважай детей! Защити их любовью и правдой.                                                               – Не навреди! Ищи в детях хорошее.                                                                                  – Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети  озлобляются                          7  – Не приписывай успех себе, а вину ученику.                                                                   – Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.             – На уроке создавай ситуацию успеха.                                                                                – Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.                                 – Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.                                                     – Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.     – Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в  общении с детьми.                                                                                                                 – Оценивай поступок, а не личность.                                                                                   – Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о  нем, несмотря на его оплошность.                                                                                       Пути, способствующие повышенную эффективность обучения.  Одним из путей повышения эффективности урока (по любому учебному предмету)  является создание на каждом уроке таких условий, чтобы основами изучаемого  материала учащиеся овладевали на самом уроке, но усваиваться эти основы должны не  механически, а осознанно. Поэтому при подготовке к уроку учитель должен не только  продумать объем информации, с которой будет знакомить учащихся, но главным образом  те методы, приемы, средства, которые позволят учащимся овладеть основами изучаемого  материала уже на самом уроке. Необходимо добиваться того, чтобы новый материал  осмысливался и частично запоминался именно на уроке. Это достигается прежде всего  умением учителя выделять главное, чтобы учащиеся поняли и усвоили суть (главную  идею, закон и пр.), а не второстепенный материал. С этой целью педагоги­новаторы (В. Ф.  Шаталов, например) с успехом используют опорные сигналы, схемы­конспекты и проч.  средства, предотвращающие забывание. Поэтому сегодняшнему учителю необходимо  научиться правильно и с наибольшей пользой использовать учебное время. Тогда и  учащимся не нужно будет тратить его впустую, тогда у них появится возможность  заниматься спортом, искусством и т. д. Следующий, не менее важный путь повышения эффективности урока – это создание  возможности для максимального развития каждого ученика в условиях коллективной  работы. Как правило, учитель в процессе подготовки к уроку ориентируется на среднего  ученика. Известно, что учащимся одного класса необходимо разное время на выполнение  общего задания, поэтому более сильные ученики, выполнив работу, тратят оставшееся  время впустую. Для создания условий, способствующих максимальному развитию  каждого ученика, необходимо продумывать не только содержание и объем работы для  более сильных учащихся (большее количество задач для них, например), а какие­то иные  приемы работы с ними. Не случайно В. Ф. Шаталов при проведении уроков ориентируется  не на средних учащихся, а на слабых. У него своеобразная методика, к которой учащиеся  привыкли. Он, например, дважды и трижды повторяет новый материал. Более сильные  учащиеся, если они осмыслили материал с первого раза, мысленно повторяют его вместе с  учителем, а слабые следят за логикой учителя второй раз (или третий), чтобы уловитьмомент, где они чего­то не поняли. Необходимо наряду с фронтальными формами работы  (работа с классом) использовать групповые формы (взаимопроверка, консультирование и  пр.). Следующий путь повышения эффективности урока – это наличие определенной  структуры. В данном случае имеется в виду не внешняя сторона дела (опрос, объяснение,  закрепление), а его внутренняя структура, которая не заметна для учащихся, но четко  продумана педагогом. Структура урока – это организация системы элементов урока,  способствующая эффективному взаимодействию учителя и учащихся. Она определяется  прежде всего тем, на что ориентируется учитель при подготовке к уроку: на  продумывание своей работы или на организацию познавательной деятельности  учащихся. А это, в свою очередь, зависит от того, какая цель должна быть достигнута на  конкретном уроке. Если учитель хочет «рассказать», «показать», «ознакомить» (из таких  целей исходят, по данным И. П. Раченко, около 60 % учителей), то он планирует только  характер своей деятельности, если же исходит из целей типа: «установить», «уяснить»,  «найти», «определить», «сформулировать», то это значит, что он ориентируется на  активную работу самих учащихся. Следующий путь повышения эффективности урока – это увеличение доли  самостоятельной работы учащихся на уроке. Это положение является продолжением  предыдущего пути повышения эффективности урока. Главной парадокс плохо  организованных уроков заключается в том, что на них сочетаются трудная и напряженная  работа учителя с бездельем значительной части учащихся, которые только делают вид, что внимательно слушают. Повышению эффективности урока во многом способствует соблюдение межпредметных и  внутрипредметных связей. Рассматривая сущность процесса обучения мы отмечали, что  главное здесь – дать учащимся не только систему определенных знаний, но и  сформировать у них системность мышления, а это возможно лишь при соблюдении  внутрипредметных и межпредметных связей. Внутрипредметные связи – это постоянное повторение пройденного материала. Опытные  учителя осуществляют повторение пройденного не только по изучаемой на данном уроке  теме или разделу, а увязывают изучаемый материал и с разделами и темами всего учебного предмета. Такая организация работы способствует системности мышления. Постоянное  осуществление внутрипредметных связей позволяет учащимся усваивать определенные  понятия, законы не только в процессе непосредственного изучения, но и при изучении  других тем, т. е. всегда помнить о важнейших положениях изучаемого предмета. Осуществление межпредметных связей зависит от специфики других учебных предметов  (гуманитарные, естественно­математические). Каждый учитель должен знать, что изучают  его ученики в данный момент по другим предметам. Для этого учителя должны постоянно обмениваться информацией о том, что проходят их ученики в данный момент. Одним из своеобразных путей повышения эффективности урока является сокращение  времени на контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся, особенно на  устный опрос. Речь, конечно, идет не о механическом сокращении времени, а о поисках  качественно новых форм контроля, которые при сокращении времени повышают  эффективность проверки. С этой целью необходимо использовать разнообразные  технические средства (компьютеры, различного рода карточки­задания, анкеты с  вопросами, где учащимся надо выбрать нужный ответ или ответить  словами да – нет), можно использовать взаимопроверку (без выставления оценок, как это  делает В. Ф. Шаталов). Каждый учитель может разработать собственную систему  контроля.Эффективность урока во многом определяется уровнем общеинтеллектуальных навыков  учащихся (прежде всего вычислительных и навыков чтения). С развитием телевидения резко стал падать удельный вес книги в образовательном  процессе, а, значит, у учащихся менее эффективно развивается воображение. Поэтому  надо учить работать с книгой (учебником) именно на уроке, именно на уроке школьники  должны учиться находить нужный материал в учебнике, уметь выделять главное из  прочитанного, составлять план прочитанного, тезисы прочитанного, уметь  конспектировать и т. п. Не требуется сегодня также производить даже простые арифметические действия, для  этого с успехом применяются калькуляторы. Но ведь процесс умственных вычислений  способствует развитию интеллекта учащихся, поэтому каждый учитель должен  способствовать формированию соответствующих навыков у учащихся на уроке. Это лишь некоторые, наиболее общие пути повышения эффективности урока, которые  показывают, что учитель не должен ограничиваться сообщением определенного объема  учебной информации в готовом виде, что изложение учебного материала должно учить  учащихся думать, которые не только должны получать информацию, но познавать способы усвоения сведений об окружающем мире, овладевать процессом познания, получать  элементарные представления об общих и частных методах познания. В процессе  изложения материала на уроке необходимо постоянно ставить задачи перед учащимися:  «попробуй предположить», «докажи, сколько здесь возможных решений», «какие решения более рациональны» и т. п. Требования к уроку Для реализации вышеназванных путей повышения его эффективности необходимо  соблюдать ряд требований, предъявляемых к современному уроку: 1. На каждом уроке должно соблюдаться единство образовательной, развивающей и  воспитывающей целей. Каждый урок должен способствовать реализации важнейших закономерностей процесса обучения. Сообщая определенные знания на уроке, необходимо развивать мышление учащихся,  способствовать их умственному развитию и формировать соответствующее отношение к  окружающей их действительности, прививать им навыки поведения на основе этих  отношений. Необходимо стремиться к тому, чтобы приобретаемые знания определяли  поведение учащихся, чтобы у них формировались качества личности, необходимые для  любого будущего вида трудовой деятельности (культура на рабочем месте, ответственное отношение к качеству выполнения задания, преодоление трудностей при их выполнении и т. п.). 2. Каждый урок должен отвечать всем принципам дидактики и прежде всего  научности и связи обучения с жизнью. Любой урок по любому учебному предмету – это часть процесса, поэтому и необходимо  увязывать обучение с жизнью, с практикой, которая в научном познании играет роль  критерия истинности, а в учебном – способствует формированию интереса к учебе,  положительного отношения к ней, выработке умений применять теоретические знания на  практике для объяснения явлений окружающей действительности.                                         Приоритетным направлением работы в классе стало развитие благоприятной и  мотивирующей на учёбу атмосферы в классе, обучение детей навыкам самоконтроля,  самообразования, развитие творческих способностей, работа по развитию одарённости и  адаптивных возможностей учеников, совершенствование процедуры мониторинга  обученности школьников с целью повышения качества образования, проведение работы,направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привитие им навыков  здорового образа жизни.                                                                                                                  Подводя промежуточный итог, я могу сказать, что школьная среда, обеспечивающая  комфортное состояние детей, сохраняющая здоровье, способствующая адекватному  поведению ­ одно из условий повышения эффективности обучения. Анализ результатов  мониторинга на всех этапах показал, что подавляющее большинство учащихся осваивают  учебный материал, на уровне, предусмотренном федеральным компонентом ГОС,  значимая часть ­ на высоком уровне. С помощью медицинского работника проследили  динамику физического состояния учеников за данный период и не выявили причин  ухудшения здоровья детей, за исключением детей с врождёнными патологиями. Дети  стали более внимательно относиться к себе, друг к другу, учителю, раскованнее в  общении. Мне удалось пробудить во многих детях желание учиться с охотой, с  увлечением, поддерживать ростки доброты в детских душах, найти взаимопонимание с  родителями.  Школа ­ это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные условия для  роста и развития детей. Правильно организованная школьная среда позволяет каждому  ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться  взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и  поступки. Поиск путей повышения эффективности обучения – одна из самых важных  проблем всех времён и народов с тех пор как существует понятие обучения и воспитания.  Но эта проблема так и остаётся проблемой до сегодняшнего дня, особенно для молодого  учителя. Вопрос «Как?» важен для молодого учителя, даже если он проработал в школе 2­ 3 года, многие моменты организации учебного процесса остаются для него  затруднительными. Хорошо, если рядом есть старшие и более опытные учителя.  Но  бывает и так, что молодому учителю надо самому до всего доходить, самостоятельно  приспосабливаться к новым требованиям и условиям, но, к сожалению, на это уходит  много времени. В то же время школа остаётся самым консервативным предприятием  среди множества других общественных институтов. Меняются цели и содержание  образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не  свершались реформы, урок остаётся вечной и главной формой обучения. На нём  держалась традиционная и стоит современная школа. Есть общепринятые, проверенные  годами и поколениями учителей нормы и правила, средства и педагогические приёмы,  которые помогают сделать урок эффективным, интересным и современным в самом  широком смысле слова, т. е. совершенно новым и не теряющим связи с прошлым, одним  словом, актуальным. Как помочь молодым учителям освоить некоторые из этих норм и  правил, приёмов и средств, помогающих сделать обучение эффективным?  Именно  молодые – педагогическая основа школы, за ними будущее. От того, какими они будут,  зависит, какой будет и школа будущего. Очень хотелось бы, чтобы кто­то сохранил и  передал далее всё то, что наработано поколениями учителей до них. Но чтобы это  получилось, молодым учителям надо сейчас не упустить того, что может подарить  человеку только молодость, – учиться, искать, экспериментировать, чтобы в конце концов прийти к своему главному открытию.                                                                                            «Некоторые пути повышения эффективности обучения». Перед молодыми учителями  выступят их старшие коллеги и поделятся своими мыслями, опытом, напомнят некоторые  общеизвестные истины. Первый вопрос – это вопрос об эффективности обучения, о том  как её повысить.                                                                                                           Эффективность обучения связана прежде всего с эффективностью самого урока.        За время своей профессиональной деятельности учитель даёт более 25 тысяч уроков. Эти  уроки должны быть всегда хорошо подготовлены, должны способствовать обучению и  развитию учащихся. Цели, задачи, средства, формы, методы проведения урока могутменяться в зависимости от изменяющихся условий жизни, требований общества,  возрастных особенностей учеников, личного подхода к обучению и воспитанию, но при  любых изменениях урок должен давать положительный результат, приносить пользу  ученику и удовлетворение учителю.                                                                                              От чего зависит эффективность урока?  От многих факторов.  Назову некоторые из  них.                                                                                                                                                    1. Задолго до урока:                                                                                                                       ­ Знание учителем своего предмета.                                                                                               ­ Знание требований программы по предмету.                                                                              ­Знание конкретных условий работы.                                                                                            2. Перед уроком:                                                                                                                             ­ Внешний и внутренний порядок в учителе.                                                                                 ­ Психологический настрой на урок.                                                                                              3.На уроке:                                                                                                                                       ­ Методически правильное построение учебного процесса.                                                        ­Разнообразие методов, форм  и приёмов работы.                                                                        ­ Высокая мыслительная деятельность учащихся.                                                                        ­ Выделение главного в уроке.                                                                                                        ­ Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.                                                ­ Проблемные ситуации.                                                                                                                  ­ Развитие познавательного интереса учеников.                                                                           ­Развитие практических навыков и творческих способностей учащихся.                                  ­ Рабочая и одновременно высокая эмоциональная атмосфера урока.                                       ­ Достойный выход из непредвиденных ситуаций.                                                                        4. Вне урока.                                                                                                                                    ­ Сотрудничество с коллегами.                                                                                                       ­ Поиски и находки передового опыта.                                                                                          ­ Самообразование.                                                                                                                          Способен ли молодой учитель обеспечить успешное обучение? Нам кажется, да, способен, если он любит детей, если он стремится стать хорошим учителем, мастером своего дела.  Все мы знаем, что хорошими учителями не рождаются, ими становятся. Педагогическому  мастерству учатся, как учатся искусству музыканта, хирурга, сталевара, лётчика, даже  если у вас, вам кажется, есть талант педагога.                                                                             Что для этого нужно? Прежде всего – знать свой предмет. Физик – физику, математик –  математику, литератор – литературу, историк – историю. Чтобы успешно преподавать,  надо овладеть методами и приёмами преподавания: как лучше объяснять тот или иной  новый материал, как организовать самостоятельную работу, как правильно провести  контрольную работу, как спрашивать у доски и т. д. И этого ещё мало. Учитель  воспитывает. Ему надо овладеть методами педагогического воздействия, приёмами  работы с коллективом учащихся и отдельными учениками, знать психологические  особенности того или иного возраста. Специфика работы учителя такова, что успех  зависит не только от знания предмета и методики, но и от личности учителя: его  культуры, обаяния, кругозора, речи, начитанности, доброты и требовательности. Всё это  несомненно влияет на успешность обучения в школе, в целом. Допустим, вы уже хорошо  знаете требования программ относительно уровня знаний, умений и навыков по своему  предмету. Допустим, вы хорошо знаете условия, в которых вам приходится работать, и  учитываете в своей работе особенности класса и каждого ученика, устраняете и меняете  неблагоприятные условия на противоположные. Допустим, вы хорошо готовитесь к  каждому уроку, прочитываете массу методической литературы, готовите презентации инаглядность почти к каждому уроку. Тогда у вас прямой выход на эффективный урок:  ученики активны, прочно усваивают материал, получают хорошие отметки, учитель  счастлив. Но почему­то этого не происходит. Как показывает опыт, ученики часто ( и не  только у молодого учителя) не знают самого главного, их знания и умения непрочны,  обнаруживается разрыв между теорией и практикой в их работах, они вообще плохо  слушают учителя, нарушают дисциплину,  и учитель неудовлетворён своей работой.             Почему? – задаёт вопрос учитель. И часто не получает ответа на свой вопрос. Тысячи  причин можно найти, чтобы объяснить свои неудачи. Мы не будем сегодня говорить о том, что ученики могут быть слабыми по уровню умственных способностей, что есть дети,  которым не дано, что есть дети с задержкой умственного развития. Всё­таки в  общеобразовательной школе эти явления не могут носить массового характера.  Попробуем найти одну или несколько  причин неудач в другом. Часто они кроются в  самом простом ­  во внешнем и внутреннем порядке самого учителя.                                       Есть такое понятие в современной педагогике ­  имидж учителя.                                      Учащимся 7 и 10 классов задали несколько вопросов:                                                                ­ На что вы обращаете внимание при первой встрече с учителем?                                             ­ Важно ли для вас, как выглядит учитель?                                                                                   ­Какие качества учителя вы цените больше всего?                                                                      ­Как вы считаете, влияет ли имидж учителя на ваше отношение к предмету?                         Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом  всегда ученики, родители, коллеги. Красивый внешний вид, умение общаться, искусство  говорить, искусство слушать, правильно выбранный тон разговора, тембр голоса,  аккуратность движений во многом определяют тот образ, в котором мы предстаём перед  людьми. Каждый педагог должен учитывать это и создавать свою внешнюю  привлекательность. Здесь имеет значение и одежда, её цветовая гамма, и правильно  подобранный макияж, и причёска.                                                                                                 Вот несколько высказываний учеников:                                                                         Я обращаю внимание на лицо, на причёску, на одежду, на макияж, если это женщина.           (10 кл. дев.)                                                                                                                                   Я обращаю внимание на характер, манеру общения, на отношение к ученикам.                       (10 кл. дев.)                                                                                                                                       На возраст, лицо, характер, голос, причёску. (7кл. мальч.)                                                         По 2 вопросу были такие высказывания:                                                                                       Для меня важно, чтобы учитель был одет современно, но в умеренных пределах (7кл. дев.) Я считаю, что учитель должен выглядеть строго, в деловом костюме. ( 7кл. мальч.)              Мы живём в городе, и учитель не должен выглядеть, как работник фермы (10 кл. дев.)         Конечно важно, а то подумают, что это какая­то бабушка старомодная пришла                     (7кл. мальч.) На самом деле, по одежде часто определяют социальный статус людей и  даже их личные характеристики. Учителю важно поддерживать высокий статус, так как  между учениками и учителем должна быть определённая дистанция, чтобы ученику было  за кем тянуться.  Психологи говорят, что высокий статус определяется не столько ценой  одежды, сколько  силуэтом её, сочетанием цветов и аксессуарами. Например, с высоким  статусом не совместим пиджак типа реглан, пушистый свитер, мятая футболка, рубашка,  домашняя многоэтажная кофта, мягкие брюки, джинсы.  Цвет, характерный для высокого  статуса, обычно чёрно­белый, сине­белый, серо­белый, коричнево­бежевый. Чем ярче и  насыщенней цвет, тем ниже предполагаемый статус. Психологи рекомендуют соблюдать  такое правило: быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса, отставать же от  моды недопустимо, т. е. надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза.  Настоящий учитель не будет на работе подчёркивать свою приверженность моде, он будет демонстрировать свой ум, профессиональные навыки и способности. К имиджу относятсяи другие качества учителя. Так, многие ученики отмечают глаза учителя (если они  выглядят добрыми, то человек добрый). Многозвучным должен быть голос учителя. Если  очень тихий, то ученики не слышат и шумят, переспрашивая друг друга. Если слишком  громкий, такой голос раздражает и утомляет. К особенностям имиджа относятся плохая  профессиональная память (учитель долго не может запомнить имена учеников), появление любимчиков и поощрение подхалимов, мстительность по отношению к неудобным  ученикам, злая язвительность, злая насмешка. Всё выше перечисленное может помешать  учителю создать положительный образ перед учениками и завоевать их доверие, а значит,  приведёт к снижению интереса не только к учителю, но и к предмету. Следовательно,  молодому учителю надо взять это на заметку и создавать свою привлекательность в глазах учеников одеждой, в меру строгой и деловой, и поведением, в котором преобладают  положительные эмоции, доброжелательность, естественность, присутствуют чувство  юмора, уверенность в себе, умение найти подход к ученику. Следующий момент, от  которого зависит успех нашей работы, ­ это подготовка учителя к уроку. Многие молодые учителя делают большую ошибку, недооценивая значение поурочного плана, считая его  совсем необязательным. «Зачем, говорят они, ­ тратить время на это, если есть сколько  угодно готовых методичек, уроков в интернете, разработок разного рода». Между тем  план ­ это как раз один из тех элементов, которые позволяют учителю выиграть битву за  умы и души учеников. Во­первых, ученики очень чутко относятся к тому, как учитель  распределяет материал на уроке, как организует процесс обучения: стоит вам чуть  замешкаться, забыться или растеряться даже в поиске нужного упражнения, и  моментально класс выходит из­под контроля. Начинается шумок, шевеление и отвлечение  от урока. Класс надо держать в напряжении весь урок, нельзя давать пустой передышки  детям: смена видов деятельности – это и есть отдых на уроке. Чтобы темп урока был  достаточно энергичный, нужен поурочный план, составленный именно для этого класса,  для этих детей, не каких­то усреднённых, абстрактных детишек. И только тогда у вас  отчасти будет решаться проблема с дисциплиной.  Чем проблемнее класс, тем чётче и  ритмичнее должен быть урок, тем тщательнее должен быть составлен поурочный план.        Готовясь к уроку, разрабатывая его план, учитель не должен забывать о том, что каждый  урок должен быть целенаправлен. От того, какую цель он ставит перед собой, отбирая  материал, приемы работы, технологию, зависит конечный результат урока. «Как вы яхту  назовёте, так она и поплывёт». Часто такой целью становится активизация мыслительной  деятельности учеников. Такие ситуации могут создаваться путём    правильной  постановки разнообразных вопросов:                                                                                           Развивать познавательный интерес и творческие способности учеников – одна из  важных задач учителя. Здесь требуется творческий подход самого учителя.  Таким  образом, повысить эффективность обучения через урок и личность самого учителя  можно, если учитель любит свою профессию и детей, проявляет интерес и  творческий подход к подготовке и проведению урока, имеет хорошие педагогические способности и постоянно работает над собой.                                                                          Источники:                                                                                                                                       1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. М. Сфера. 2001.     2. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения. М., Новая  школа, 1995                                                                                                                                       3. Самоукина Н. В. Игры в которые играют. Психологический практикум. Дубна,  “Феникс+”, 2000                                                                                                                               4. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо­игровые подходы к педагогике.  Красноярск. 1990.                                                                                                                            5. Фопель К. Энергия паузы. – М. Генезис, 20016. Братухина Е.В. Активизация мыслительной деятельности и развития речи учащихся на  уроках русского языка и литературы. // http://sosh­pravdinsk.ucoz.ru/                                        7. Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка с использованием  ИКТ. //http://gimnazy10.ru/blog/2009­01­17­13                                                                              8. Арсланбекова С. А. О возможности повышения эффективности деятельности учителя –  Образование в современной школе – 2004.­№4