Настоящий приказ вступил в силу
с 1 января 2014 года
СТАНДАРТ ПОДДЕРЖКИ РАЗНООБРАЗИЯ ДЕТСТВА
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ №1155 от 17.10.2013, зарегистрировано 14.11.2013, №30384).
Признал утратившем силу приказ от 23 ноября 2009 №655, и приказ от 20 июля 2011 г. № 2151
Образовательная деятельность
Стандарт, определенный государствами – участниками СНГ | Процесс передачи и освоения социально-культурного опыта, сориентированный на формирование комплекса способностей к его обогащению |
Федеральное законодательство России | Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней ( образовательных цензов) |
«Традиционный» путь решения
ВВЕСТИ ФГОС в кратчайшие сроки!
Эффективный путь решения
ПРОБЛЕМЫ, вытекающие из новых УСЛОВИЙ и ЗАДАЧ
ЗАДАЧИ деятельности как ПОДХОДЫ к решению проблем
Формулирование проблем как НЕСООТВЕТСТВИЯ между потребными реальным состоянием
Выбор приоритетных направлений деятельности в решении выделенных проблем
ЗАДАЧИ деятельности как СПОСОБЫ решения проблем
ЗАДАЧА, вытекающая из ЗАДАЧИ
Цели деятельности по каждому направлению;
Способы реализации и достижения целей:
-содержание действий, технологии, сроки, самооценивание результатов в достижении целей и решении проблем.
Образовательная деятельность
Осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации.
Совместная деятельность с детьми:
Образовательная деятельность в режимных моментах;
Непосредственно образовательная деятельность
Самостоятельная
деятельность детей.
Деятельностный подход
Основной результат – развитие личности ребенка через разные виды деятельности
Чему учить?
обновление
содержания
Ради чего
учить?
ценности
образования
Как учить?
обновление
средств
обучения
Вектор смещения акцентов в ФГОС
Учебная | Совместная деятельность взрослого и детей |
Позиция ребёнка | |
Ребенок – объект формирующих воздействий взрослого человека (взрослый управляет (манипулирует) ребёнком, занимает более активную позицию) | Ребенок – субъект взаимодействия со взрослым (сотрудничество взрослого и ребёнка; ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому; ребенок активен не менее взрослого) |
Лозунг | |
«Делай как я!» | «Вместе с ребенком» |
Регламентированность | |
Большая регламентированность образовательного процесса, использование готовых образцов и шаблонов (готовых конспектов занятий) | Гибкость в организации образовательного процесса, учет потребностей и интересов детей |
Форма организации деятельности | |
Основная форма – учебное занятие, основная деятельность – учебная | Организация детской деятельности в различных, адекватных дошкольному возрасту формах |
ПРИЗНАКИ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебная модель | Совместная деятельность взрослого и детей |
Преобладающие методы | |
Монолог взрослого (преобладание словесных методов работы) | Диалог (общение) взрослого и ребёнка |
Рассадка детей | |
Рассадка «взрослый напротив ребёнка» | Рассадка взрослых и детей «по кругу» |
Участие ребёнка в образовательном процессе | |
Обязательность участия | Необязательность участия |
Основной мотив | |
Основной мотив участия в образовательном процессе – авторитет взрослых (педагога, родителей) | Основной мотив участия (неучастия) в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса у ребёнка |
ПРИЗНАКИ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Непосредственно образовательная деятельность
ЭТО: организация совместной деятельности педагога с детьми!!!
Выбор количества детей зависит от:
возрастных и индивидуальных особенностей детей;
вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная)
их интереса;
сложности материала;
Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми
включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Н.А.Короткова
ПРОЦЕСС ВОВЛЕЧЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1. Что-то внести, чтоб большинство детей заинтересовалось
2. Что-то убрать, оставив пустое место
3. Приходит кто-то в гости или игрушка
4. Эффект неожиданности
5. Делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать
6. Интрига
МОТИВИРОВАНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7. Договориться с родителями одеть детей (ребенка)во что-то определенного цвета; повар приглашает в гости и просит сделать то-то; муз.рук. обещает интересное развлечение, но надо помочь в том-то
8. Специально организованная ситуация (все мыло заменить камушками, мелок кусочком сахара)
Самостоятельная деятельность детей.
По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
«ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА»ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса
Веди ребенка от собственного опыта к общественному
Будь не «НАД», а «РЯДОМ»
Радуйся вопросу, но отвечать не спеши
Учи анализировать каждый этап работы
Критикуя, стимулируй активность ребенка
В ЦЕЛЯХ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДО ДОЛЖНЫ БЫТЬ СОЗДАНЫ УСЛОВИЯ ДЛЯ :
профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования
консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации)
организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми
Реализация ФГОС ДО
«Работать по-старому нельзя, поэтому мы начинаем новое дело, которое принесет пользу детям и позволит нам самим работать творчески, делать открытия, а значит - расти в личностном и профессиональном планах!»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.