Презентация для педсовета по русскому языку "Формирование речевой компетенции у обучающихся билингвов

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 07.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Как обучать двуязычных детей? Как сказывается двуязычие на освоении русского языка? Какие методы нужно использовать при обучении детей-билингвов? На эти и другие вопросы вы найдете ответ в статье и в презентации на тему "Формирование речевой компетенции у обучающихся билингвов". В статье содержится теоретический и практический материал по обучению детей-татар русскому языку.презентация для педсовета на тему "Формирование речевой компетенции у обучающихся билингвов"
Иконка файла материала формирование речевой компетенции.pptx


Двуязычие положительно сказывается на развитии памяти, умении понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительности, быстроте реакции, математических навыках и логике. Полноценно развивающиеся билингвы, как правило, хорошо учатся и лучше других усваивают абстрактные науки, литературу и другие иностранные языки.
Детям-билингвам необходимо языковое воспитание в семье. Если этому не уделяется должного внимания, а именно разговор с ребенком ведется только на родном языке, а вне дома он слышит только русскую речь, то происходит разграничение языковых сфер общения. В связи с этим необходима четко выстроенная методика преподавания языка учащимся-билингвам.

Вредным явлением для развития языковых способностей человека является разобщенное обучение разным языкам, что тормозит не только речепорождение на родном языке, но и интеллектуальное развитие в целом. Для того, чтобы одаренная личность развивалась, необходима хорошая языковая координация (свободное общение на 2-3 языках) или субординация (свободное общение на одном и переводное общение на другом), необходима интеграция языковых дисциплин, связанных с учетом транспозиций (положительного переноса сходных языковых явлений) и интерференции (отрицательного влияния на речь «расходящихся» языковых явлений.

Нужно большее внимание уделять развитию речи учащихся.
Развитие речи немыслимо без развития и эмоций, они органически связаны. Задача занятий по русскому языку - воспитать интерес и любовь к слову. Решить эту задачу можно только в том случае, если представляешь уровень подготовки не только всей аудитории, но и каждого студента. Пути выявления пробелов в знаниях учащихся различны. Это устные ответы на теоретические вопросы, письменные упражнения; списывание текстов, в которых пропущены орфограммы, запись слов и предложений под диктовку, самостоятельное изложение прочитанного, небольшие творческие работы. Применяем и другие приемы индивидуальной работы: карточки, отдельно для медлительных детей и более подготовленных (не будем называть их слабыми и сильными, так как у каждого ребенка свой индивидуальный темп интеллектуального и физического развития).

Развитие речи немыслимо без развития и эмоций, они органически связаны. Задача занятий по русскому языку - воспитать интерес и любовь к слову. Решить эту задачу можно только в том случае, если представляешь уровень подготовки не только всей аудитории, но и каждого ученика. Пути выявления пробелов в знаниях учащихся различны. Это устные ответы на теоретические вопросы, письменные упражнения; списывание текстов, в которых пропущены орфограммы, запись слов и предложений под диктовку, самостоятельное изложение прочитанного, небольшие творческие работы. Применяем и другие приемы индивидуальной работы: карточки, отдельно для медлительных детей и более подготовленных (не будем называть их слабыми и сильными, так как у каждого ребенка свой индивидуальный темп интеллектуального и физического развития).


Нерусские дети испытывают большие трудности в согласовании слов в предложении, путают падежные и родовые окончания, делают неправильные ударения, путают ч и щ, ц и с, тся и Ц. Поэтому для закрепления и повторения изучаемых грамматических тем мы используем творческие работы различных типов. Даем им такие задания:
1) Представьте, что проводится конкурс на лучший перевод рассказа русского писателя на татарский. Творчество, какого писателя привлекает ваше внимание, какой рассказ вы бы выбрали и почему?
2) Язык как средство общения между людьми состоит не только из слов, предложений, фраз и периодов, но и из интонации. Расскажите о роли интонации в общении между людьми (в колледже, на работе, в транспорте и т.д).
3) Сочинить сказку о какой-нибудь части речи, например, о причастии (образец читаю);4) даем начало известной сказки. Придумать три разные концовки для одной сказки. 5) Составить рассказ по опорным словам.6) Составить рекламный щит к произведению, к иллюстрации.

А что мы можем сделать, учителя русского языка? Для начала - знать, что язык и мышление у человека связаны. Не зря говорят, что, «кто ясно мыслит, тот ясно излагает». На уроках русского языка и литературы для развития мышления учащихся используем следующие методы и приёмы обучения: 1) Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие. 2)Метод привлечения жизненного опыта детей. В решении различных творческих проблем жизненный опыт учащихся играет важную роль.3)Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из возможных ситуаций.4)Метод свободы в системе ограничений. 5)Метод диалогичности. 6)Метод сравнений. 7) Метод «погружения». « Погружение» предлагает длительное занятие одним словесно-знаковым предметом, при котором уроки "основного” предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы.8) Метод исследования.

А можно обучение превратить в радость? Можно. Если продумать систему заданий на уроке и систему занятий в целом. С чего начать? Предлагаю - с интриги. Интрига – это первое умственное действие, к которому побуждает учитель, это направление движения, анализа литературного произведения. Это может быть броская фраза, дерзкая мысль, неожиданный вопрос, обмен мнениями, сопоставление разных точек зрения на одно произведение и т.п. Но началом к любому рассуждению должен быть импульс, способствующий пробуждению мысли ученика, поиску ответа на предложенный вопрос.
Уверены: именно интрига приводит к ситуации затруднения.

Следует отметить, что наиважнейшую роль имеет работа с текстом. Главный этап в подготовке к уроку - выбор самого текста. Он должен нести особую смысловую нагрузку, стать источником интеллектуального и нравственного развития учащихся, и, соответственно, нести лингвокультурологическую направленность.
Конечно, все перечисленные виды работ не представляется возможным использовать на каждом уроке. Можно варьировать вопросы в зависимости от темы. Но работа по осознанию и пониманию учащимися самого текста должна проводиться постоянно. И без погружения в чудные законы языка, трудно представить себе углублённое изучение текста. Ведь работа с текстом на уроке позволяет организовать самостоятельное открытие знаний и помогает развивать ассоциативное мышление, узреть взаимосвязь языка и культуры.
Главное в работе с детьми - положительные эмоции, а они возможны только в том случае, если преподаватель - творчески мыслящий человек.