С данной презентацией было выступление на районной конференции учителей математики. рассмотрены виды групповой работы, какие требования предъявляются к такой работе, главные признаки , подготовка к групповой работе. Полное название работы "Групповая работа на уроках математики как средство для развития коммуникативных способностей детей" .
Групповая работа на
уроках математики как
средство для развития
коммуникативных
способностей детей.
Погонец Н.С.
12.03.2018 г.
Групповая форма
организации учебной
деятельности
Главные признаки групповой
работы:
класс на данном уроке делится на группы
для решения конкретных учебных задач;
каждая
группа получает определенное
задание
либо
(либо
дифференцированное) и выполняет его сообща
под непосредственным руководством лидера
группы или учителя;
одинаковое,
задания в
группе выполняются таким
способом, который позволяет учитывать и
оценивать индивидуальный вклад каждого
члена группы;
по истечении выделенного времени каждая
группа показывает результат своей работы,
своего исследования, который заслушивается
всем классом.
Групповая форма
организации учебной
деятельности
Подготовка к проведению
групповой учебной работы:
определение целей и задач урока;
планирование
групп,
количества учеников в них и их
размещения в кабинете;
числа
определение формы
проведения
групповой учебной работы учащихся и
исполняемых ими ролей;
обеспечение
материалами;
необходимыми
выбор способа оценки результатов
работы учащихся.
Групповая форма
организации учебной
Численность и состав
деятельности
Наиболее
групп
эффективна
группа
численностью 3–6 человек, поскольку
ее можно быстрее организовать, в ней
быстрее
и
предоставляется больше возможностей
каждому учащемуся внести свой вклад в
общую работу.
выполняются
задания,
Состав группы непостоянный, он
подбирается с учетом того, чтобы с
максимальной
для
коллектива
реализоваться
учебные возможности каждого члена
группы.
эффективностью
могли
Групповая форма
групп
организации учебной
Численность и состав
деятельности
Группы могут быть и постоянного
состава. При отборе школьников в
группу постоянного состава следует
учитывать
психологическую
совместимость. В такую группу должны
входить
уровня
обученности.
учащиеся
разного
их
случае
задания
Можно создавать группы с учетом
уровневой дифференциации. Но в
необходимо
этом
подбирать
чтобы
результат, который получен в группе
уровня А, использовался для получения
результата
а
результат группы В – группой уровня С.
уровня В,
образом,
группой
таким
Групповая форма
организации учебной
деятельности
Однородная
работа
предполагает выполнение небольшими
группами учащихся одинакового для
всех задания;
групповая
дифференцированная
-
выполнение различных заданий разными
группами. В ходе работы членам группы
разрешается совместное обсуждение
хода и результатов работы, обращение
за советом друг к другу.
групповой работы
деятельности
организации учебной
Элементы технологического процесса
1. Подготовка к выполнению
группового задания.
Деление на группы.
Постановка
познавательной
Групповая форма
задачи (проблемной ситуации).
Инструктаж о последовательности
работы.
Раздача
материала по группам.
дидактического
Распределение ролей в группе.
Групповая форма
деятельности
организации учебной
Элементы технологического процесса
2. Групповая работа.
групповой работы
Знакомство с материалом.
Планирование работы в группе.
Распределение заданий внутри группы.
Индивидуальное выполнение задания.
Обсуждение
индивидуальных
результатов работы в группе.
Обсуждение общего задания группы
уточнения,
дополнения,
(замечания,
обобщения).
Подведение итогов группового задания.
Групповая форма
организации учебного
Элементы технологического процесса
процесса
групповой работы
3. Заключительная часть.
Сообщение о результатах работы в
группах.
Анализ познавательной задачи,
рефлексия.
Общий вывод о групповой работе и
достижении поставленной задачи.
Дополнительная информация
учителя.
Этапы проведения групповой учебной
работы
1
этап
ОРГАНИЗАЦИОННО-
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
ознакомление с инструкцией;
принятие норм и правил
работы.
2
этап
3
этап
ГРУППОВАЯ РАБОТА
выдвижение гипотез;
обсуждение гипотез;
выработка группового
решения.
ИТОГОВЫЙ
Обсуждение работы
(рефлексия).
1 этап2 этап3 этап
Этапы проведения групповой учебной
работы
1
этап
ОРГАНИЗАЦИОННО-
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Ознакомление с инструкцией
Необходимо составить инструкцию для участника
групповой учебной работы.
Участникам полезно самим выработать правила-
сами
соглашения.
участники, им легче принимать ответственность за их
соблюдение.
определяют
правила
Если
Пример инструкции
Мы активно слушаем, ведем переговоры, уважаем
различные мнения, но отстаиваем свою точку зрения;
разрешаем критические ситуации, самостоятельно
решаем наши проблемы, спрашиваем сначала членов
своей группы и только после этого учителя;
мы стремимся к достижению общих целей, строим
доброжелательные отношения и командный дух в группе,
мы говорим так, чтобы нас слышали только члены нашей
группы, а не соседи;
при проведении групповой работы каждый из нас
выполняет определенную роль.
1 этап
ОРГАНИЗАЦИОННО-
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Этапы проведения групповой учебной
работы
1
этап
Принятие норм и правил работы
Составление учебного задания
Характер учебного задания определяется
педагогическими целями
Требования к заданию
задание должно иметь несколько решений;
задание формулируется в увлекательной форме:
интересно само по себе, заинтересовывало учащихся
в поиске решения;
задание предоставляет возможность для
приложения идей, которые есть у членов группы;
задание должно быть трудным, чтобы его
решение требовало усилий всей группы.
1 этап
Этапы проведения групповой учебной
работы
2
этап
СОБСТВЕННО ГРУППОВАЯ
вариантов
и
выбора
РАБОТА
Первая ступень. Выдвижение гипотез.
Каждый участник группы стремится к выдвижению
своих гипотез, версий, изложению своей позиции по
поводу задания. При этом от остальных участников
требуется терпение, уважение к чужой точке зрения,
безоценочное принятие всего сказанного.
Вторая ступень. Обсуждение высказанных
гипотез.
Эффективнее
все
существующие мнения, а затем обсудить их. Для
грамотного обсуждения участникам необходимо
самостоятельно выработать некоторые критерии
оценки идей.
Третья ступень - выработка группового
решения.
Решение рождается в процессе критической оценки
предложенных
общего,
зафиксировать
сначала
2 этап
Этапы проведения групповой учебной
работы
2
этап
СОБСТВЕННО ГРУППОВАЯ
РАБОТА
Порядок работы в группе:
1) Знакомство с заданием (1мин.)
2) Распределение заданий внутри группы
(15-20сек.)
3) Выполнение заданий (3-6мин.)
4) Обсуждение
результатов
группе (2-3мин)
работы
в
5) Ответы участников группы.
6) Оценка своей работы в личной карточке
участника (20-30сек.)
7) Общий вывод о групповой работе и
достижении поставленной цели.
2 этап
Этапы проведения групповой учебной
работы
3
этап
ИТОГОВЫЙ
процессе
Первая ступень. Обсуждение итогов
работы (рефлексия по результату).
Группа выдвигает выступающего, который
рассказывает о результатах ее работы.
Результаты всех групп фиксируются на
доске и затем обсуждаются.
Вторая ступень. Обсуждение процесса
работы (рефлексия по процессу).
В
приемов
групповой учебной работы обсуждается
приобретаемый учащимися опыт.
Обсуждение позволяет вывести участников
на осознание способов групповой работы и
тем самым развивать умение работать в
группе.
использования
3 этап
Групповая форма
организации учебной
Эффективность групповой
деятельности
учебной работы
Показатели эффективности:
продуктивность деятельности группы,
удовлетворенность
членов
совместной деятельностью.
группы
Групповая форма
организации учебной
деятельности
Оценка результатов учебной
работы
В результате групповой работы
учащиеся приобретают личностно значимое,
осмысленное знание.
Поощрение учителя становится
вторичным.
Индивидуальная оценка на уроке
складывается из самооценки, взаимной
оценки результатов учебной работы
учащихся, и оценивание работы каждого
учащегося учителем.
Групповая форма
деятельности
организации учебной
Результат учебной
групповой работы
Развитие коммуникативных универсальных учебных
действий:
планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками;
постановка вопросов – инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление,
идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта,
принятие решения и его реализация;
умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической
формами речи.
Групповая форма
деятельности
организации учебной
ИНСТРУКЦИЯ
Учитель должен следить за соблюдением
следующих условий:
УЧИТЕЛЮ
Каждый ученик должен иметь возможность
высказываться.
Каждый ученик должен говорить в порядке
очереди.
Продолжительность выступлений не должна
превышать регламент.
Учащиеся не должны отклоняться от темы и
терять из виду обсуждаемую проблему.
Беседу
положительное русло.
надо
вовремя
направлять
в
Групповая форма
процесса
организации учебного
ФУНКЦИИ
УЧИТЕЛЯ
Контролирует
ход
работы
в
группах.
Отвечает на вопросы.
Регулирует споры.
Помогает отдельным учащимся.
Следит
за
адекватностью
поведения в группах.
Групповая форма
организации учебной
деятельности
Виды групповой учебной
работы
задачи
содержанием
сложности,
с
разного
проблемным
уровня
проблемные вопросы и задания,
ролевые и деловые игры,
дискуссии,
проектная деятельность.
Групповая форма
организации учебной
Формы групповой учебной
деятельности
работы
«Мозговой штурм»
«Дебаты»
Дискуссия
Групповой опрос
Смотр знаний
Парная форма организации учебной
деятельности
Виды парной учебной
работы
объясни товарищу;
ответь товарищу;
составь задание для друга;
устная и письменная взаимопроверка;
выполните задание вместе;
обсудите решение и т. д.
практические и лабораторные работы.
Групповая форма
организации учебной
деятельности
Возможные темы
уроков
5
класс
Признаки делимости
Углы
Прямоугольник, квадрат,
ромб
Свойство углов треугольника
Площадь треугольника
Сложение и вычитание
обыкновенных дробей с разными
знаменателями
Комбинаторные задачи
5 класс
Групповая форма
организации учебной
деятельности
Возможные темы
уроков
дробей
Сравнение десятичных
6
класс
Центральная и осевая
симметрия
Координатная плоскость
Сложение и вычитание
положительных и
отрицательных чисел
Окружность, длина
окружности
Диаграммы
Задачи на проценты
Задачи на подсчет
6 класс
Групповая форма
организации учебной
деятельности
Возможные темы
уроков
7
класс
прямая,
с
сокращенного
Координатная
координатная плоскость
Свойства
степени
натуральным показателем
Формулы
умножения
Способ группировки
Разложение многочленов на
помощью
множители
комбинации различных приемов
с
Кусочная функция
7 класс
Групповая форма
организации учебной
деятельности
Возможные темы
Сложение
уроков
8
класс
и
вычитание
с разными
алгебраических дробей
знаменателями
Первые
представления
о
рациональных уравнениях
Множество действительных чисел
Функция , её свойства и график
Модуль действительного числа
Параллельный перенос
графиков
функций
уравнений
Квадратичная функция
Графическое решение квадратных
Решение уравнений методом замены
переменной
Теорема Виета
Исследование
монотонность
функций
на
Решение квадратных неравенств
8 класс
Групповая форма
организации учебной
деятельности
Возможные темы
уроков
9
класс
Системы неравенств
Методы решения систем
уравнений
Последовательности
Арифметическая и
геометрическая прогрессии
Статистика – дизайн
информации
9 класс
Групповая форма
организации учебной
деятельности
НЕДОСТАТКИ
Время;
трудности комплектования групп и
организации работы в них;
учащиеся в группах не всегда в состоянии
самостоятельно разобраться в сложном учебном
материале и избрать самый экономный путь его
изучения;
в практических и лабораторных работах
сложно оценить степень овладения учениками
суммой практических навыков, на развитие
которых нацелена работа;
трудность объективного оценивания каждого
участника при выполнении групповой работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до
философии / М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.
2. Косикова Л.В. Особенности формирования
коммуникативных универсальных учебных действий у
младших школьников Психология обучения. — 2014. — №
2. — с. 114-121.
3. Лукина Е.А. Образовательные технологии,
обеспечивающие формирование универсальных учебных
действий// Наука и образование: современные тренды. —
2013. — № 2 (2). — с. 46-102.
4. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. - М.:
Просвещение, 1975.
5. Микерова Г.Ж. Диагностика коммуникативных
универсальных учебных действий младших
школьников //Современные проблемы науки и
образования. — 2015. — № 6. — с. 537.
6. Нургалиева Э.Г. Формирование коммуникативных
универсальных учебных действий //Современный взгляд
на будущее науки. — 2015. — с. 219-221.
ЛИТЕРАТУРА
7.Пустовойтов В.Н. Развитие познавательной
самостоятельности
8.Простоквашина Е.Н. Коммуникативные УУД в практике
современного учителя // *** pedportal.net/po-zadache/
obschepedagogicheskie-tehnologii-nachalnye
/formirovanie-kommunikativnyh-uud-v-praktike-sovremennogo-u
chitelya-514473
9.Резникова Е.В. Формирование коммуникативных УУД в
современной начальной школе // ***pedportal.net/
nachalnye-klassy/materialy-mo
/formirovanie-kommunikativnyh-uud-v-sovremennoy-nachalnoy-
shkole-1061156
(дата обращения: 28.02.2016)
учащихся старших классов (на материале математики и
информатики).
10. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных
действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика,
1987.
11.С.Танцоров. Групповая работа в развивающем
образовании. Исследовательская разработка для
учителя. – Рига: ПЦ ''Эксперимент'', 1997
а в н и м а н и е
!
з
с и б о
С п а
Погонец Наталия Сергеевна
E-mail: pogonets-natalia2013@
yandex.ru
pogonets_natalia@mail.ru