Данный материал посвящен формированию гражданской идентичности на уроках английского языка. В презентации дается определение понятия гражданской идентичности в общеобразовательной школе, описывается структура гражданской идентичности и пути формирования гражданской идентичности на уроках английского языка в общеобразовательной школе. Так же автор делится личным опытом формирования гражданской идентичности своих учеников.Материал представляет собой доклад-презентацию, излагающую теоретические и практические вопросы формирования гражданской идентичности на уроках английского языка в общеобразовательной школе.
Формирование гражданской
идентичности на уроках
английского языка
У Ч И Т Е Л Ь А Н Г Л И Й С К О Г О Я З Ы К А
М А О У « С Ш « З Е М Л Я Р О Д Н А Я »
А Б Д У Л О В А В И О Л Е Т Т А
П Р А Н А С О В Н А
Что такое гражданская
идентичность
Идентичность – осознание человеком своей
принадлежности к какому-либо сообществу: семье,
школе, микрорайону, стране и т.д., имеющему для
него значимый смысл. Под российской
идентичностью понимается осознание и ощущение
глубокой причастности к прошлому, настоящему,
будущему своей страны. Формирование российской
идентичности предполагает адекватное восприятие
прошлого, реальная социальная деятельность в
настоящем, творческое оптимистическое
отношение к будущему своей семьи, школы, города,
страны. Эти идеи ложатся в основу воспитания
школьника.
Задача и значение
Ключевой задачей самоопределения является
формирование гражданской идентичности,
представляющей осознание личностью своей
принадлежности к сообществу граждан определенного
государства на общекультурной основе, имеющей
определенный личностный смысл.
Гражданская идентичность не тождественна
гражданству, а предполагает целостное отношение к
социальному и природному миру на основе
осуществления свободного выбора и самоопределения в
условиях уважения права других на свой выбор. В
период становления гражданской идентичности
важнейшее значение имеет формирование и развитие
таких качеств личности, которые составляют основу
гражданской культуры личности – патриотизма,
гражданственности, политической и правовой культуры.
Требования
Формирование гражданской идентичности в
общеобразовательной школе позволяет обеспечить реализацию
основных требований общества к образовательной
системе:
-формирование гражданской и культурной идентичности
учащихся как граждан России;
-формирование культурной идентичности и общности всех
граждан и народов России;
- духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения
общечеловеческих нравственных норм и ценностей и
формирования моральной компетентности;
- формирование у школьников правовой культуры и социально-
политической компетентности;
-формирование активной жизненной позиции,
самостоятельности и умения действовать в соответствии с
правовой и общественно-политической системой государства;
- воспитание патриотизма;
-воспитание толерантного сознания.
Структура
когнитивный(познавательный) – знания о власти, правовой основе
организации общества, государственной символике, общественно-
политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и
их программах, ориентация в их функциях и целях;
- эмоционально-оценочный (коннотативный) – рефлексивность
знаний и представлений, наличие собственного отношения к
общественно-политическим событиям, способность четко выражать и
аргументировать свою точку зрения и суждения;
- ценностно-ориентировочный (аксиологический) – уважение прав
других людей, толерантность, самоуважение, признание права на
свободный и ответственный выбор каждого человека, умение
определять влияние общественной жизни на свою собственную,
готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни;
принятие и уважение правовых основ государства и общества;
- деятельностный (поведенческий) – участие в общественной жизни
образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в
общественно-политической жизни страны; самостоятельность в
выборе решений, способность противостоять асоциальным и
противоправным поступкам и действиям; ответственность за
принятые решения, действия и их последствия.
Пути формирования гражданской идентичности
Предмет «иностранный
язык» не только знакомит с
культурой стран изучаемого
языка, но путем сравнения
оттеняет особенности своей
национальной культуры,
знакомит с общечеловеческими
ценностями, содействует
воспитанию школьников в
контексте «диалога культур».
Сравнивая зарубежного
сверстника и самих себя, чужую
страну и свою, учащиеся
выделяют общее и специфичное,
что способствует объединению,
сближению, развитию
понимания и доброго отношения
к стране, ее людям, традициям.
Обобщение личного педагогического опыта по
формированию гражданской идентичности
Особенностью работы учителя
английского языка в контексте
формирования гражданской идентичности
является такое преподнесение изучаемого
материала, которое не может не отразится
на отношении личности к себе, своей
семье, своему городу, своей стране.
Обобщение личного педагогического опыта по
формированию гражданской идентичности
Изучение таких тем, как «Семья»,« Город»,
«Путешествие», «Достопримечательности», «Праздники»
должно не только давать знание основных событий и традиций
страны изучаемого языка, но необходимо обеспечивать
непосредственную связь с историей, событиями и традициями
своего края, республики, области, страны, города, рода семьи.
Посредством такой связи должно формироваться чувство
гордости за свой народ, семью, город (село) и страну.
Связь тем «Экология», «Здоровый образ жизни» с
формированием гражданской идентичности личности
определена, во-первых, тем, что именно природа является
эмоционально-чувственной основой формирования образа
Отечества и любви к нему. Во-вторых, взаимодействие ребенка с
природой выступает как самостоятельная деятельность, в
которой он выражает в активной форме свою личностную
позицию в отношении страны и ее природного достояния.
Обобщение личного педагогического опыта по
формированию гражданской идентичности
Изучение политических систем англоязычных стран,
сравнение их с Российской направлено на формирование
представлений учащихся о государственно-политическом
устройстве России; государственной символике, основных
правах и обязанностях гражданина; правах и обязанностях
учащегося; информирует об основных общественно-
политических событиях в стране и в мире; формирует
правовую компетентность.
Изучение географического и экономического положения
России, ее достопримечательностей, биографий знаменитых
писателей, ученых направлено на формирование чувства
любви к Родине и гордости за принадлежность к своему
народу, уважение национальных символов и святынь, знание
государственных праздников и участие в них, готовность к
участию в общественных мероприятиях.
Обобщение личного педагогического опыта по
формированию гражданской идентичности
В нашей школе мы активно применяем проектные технологии на
этапе обобщения позволяет учащимся не только собрать материал по
заданной теме и представить его в творческой форме (стенгазета,
фоторепортаж, компьютерная презентация), но и выработать
собственное отношение и выразить свою личную точку зрения на
поставленную проблему.
Еще большие возможности по формированию гражданской
идентичности личности дает внеурочная и внеклассная
деятельность. Проведение олимпиад, конференций, экскурсий во
внеурочное время; организация и проведение деловых и ролевых игр;
обсуждений статей, проведение диспутов во время классного часа;
проведение конкурсов творческих работ и литературных конкурсов,
просмотр фильмов и спектаклей и диспуты по ним, встречи с
интересными людьми, организация и проведение научно-практических
конференций, конкурсов докладов и рефератов; встречи с ветеранами;
организация и участие в конкурсе тематических выпусков газет и многое
другое, уже сегодня стало традиционным в образовательно-
воспитательном процессе нашей школы.