Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
Исследовательская работа
«Подарите птице небо!»
(направление экология)
Автор:
Ларионов Дмитрий
ученик 3 «В» класса
Руководитель:
Сушенцова Елена Михайловна,
учитель начальных классов
Щелково2019 г.
1
Содержание
Введение …………………………………………………………………… … 34
Основная часть
1. Проблема. Найденыш…………………………………………… …. 4 5
2. Новый дом. Содержание птенца…………………………………… 5
3. Кормление птенца…………………………………………………… 6
4. «Угадай, кто я?» Какую птицу я нашел? …………………………… 6 7
5. Сбор информации о горихвостках. ………………………………. 7
6. Птичья школа. ……………………………………………………….. 8
А) Тренировки птенца. Подготовка к полету…………………… 8
Б) Обучение пению………………………………………………. 8 9
В) Обучение добыванию корма…………………………………… 9
7. «В полёт!» Выпускаем горихвостку на волю……………………… 9
8. Анкетирование учеников. …………………………………………… 10
Заключение. Выводы…………………………………………………… 10 11
Список использованных источников………………………………… 12
Приложения……………………………………………………………… 13 22
Приложение 1 Таблица «Режим кормления и обогрева»……………… 14
Приложение 2 Таблица «Дневник развития птенца»………………… 15 16
Приложение 3 Таблица «Наши ошибки»……………………………… 17
Приложение 4 «Анкета для учеников»………………………………… 18
Приложение 5 Диаграммы «Результаты анкетирования»…………… 19
Приложение 6 Фотографии этапов развития птенца………………… 20 222
Введение.
Проблема: Летом я нашел беспомощного птенца и захотел узнать:
1. Какую птицу я нашел?
2. Смогу ли я вырастить птенца без вреда для его здоровья и выпустить на волю?
3. Нужно ли спасать птенца?
Актуальность исследования.
Весной перелетные птицы нередко попадают в беду изза холодов, изза вырубки
лесов, изза уменьшения участков их обитания. Птицы – наши меньшие братья и
человек должен им помогать! Надо беречь природу, подкармливать птиц,
развешивать скворечники, уметь правильно лечить и выхаживать беспомощных и
раненых птиц с помощью взрослых и ветеринаров!
Объект исследования: птенец горихвостки.
Предмет исследования условия для его содержания.
Гипотеза:
Можно вырастить птенца горихвостки в домашних условиях и после этого он сможет
жить (адаптироваться) в естественной среде – на природе.
Цель исследования:
Вырастить птенца дома, создав условия близкие к естественным, природным и
выпустить птицу на волю.
Задачи:
1. Изучить литературу об особенностях жизни горихвосток.
2. Изучить и применить опыт выращивания насекомоядных птенцов в домашних
условиях.
3. Создать условия для жизни птенца.
А) Составить меню. Установить режим питания и обогрева птенца.
Б) Тренировки для укрепления мышц.
В) Обучить пению.
Г) Обучить самостоятельному кормлению.
4. Возвращение птицы в сад естественную среду обитания.
5. Оценить помощь птицам, оказываемую учениками.6. Создать памятку для людей, нашедших птенца.
3
Методы исследования: наблюдение, изучение литературы и интернета, опрос
взрослых, анкетирование детей, анализ результатов.
План исследований:
1 Почему необходимо спасать птенца?
2 Узнать, как ухаживать и кормить птенца.
3 Создать условия содержания.
4 Определить, что это за птица.
5 Сбор информации о горихвостках.
6 Вести наблюдение за птенцом (записи в Дневнике развития, фото и видеосъемка).
7 Подготовить и выпустить птенца на волю.
8 Провести анкетирование учеников.
9 Создать памятку для людей, нашедших птенца.
Практическое значение:
Люди узнают, как правильно поступить, если они нашли птенца.
Эта работа поможет избежать ошибок и вырастить дома здоровую птицу,
приспособленную к жизни на свободе.
ГОРИХВОСТКА.
На садовой яблоньке
Рыжий огонек!
С веточки на ветку
Порхает и поет.
Пересмешник дразнит
Всех соседей птиц,
Покачивая хвостиком
То вверх, то резко вниз.
Проблема: НАЙДЕНЫШГорихвостки – маленькие певчие птицы уже несколько лет гнездятся на
соседних садовых участках.
Однажды весенним вечером мы с мамой нашли выпавшего из гнезда птенца. Это
был не слеток (слетевший из гнезда подросток птиц), а крошечный и беззащитный, без
перьев, еще слепой птенчик (см. прил.6, фото 1). Он лежал на траве, открывал клюв и
громко пищал. По внешнему виду ему было всего12 дня. Взрослых птиц рядом не
было. Мы искали его гнездо, но так и не нашли. Уже темнело и холодало. Птенец был
в беде! Нам пришлось взять его домой, чтобы накормить и согреть, иначе он бы не
выжил!
Дома мы изучили литературу, интернет и приступили к сложному и
ответственному делу – выращиванию птенца.
4
В моих руках оказался беззащитный птенец, живое существо, о котором я мало
что знал. Необходимо было срочно найти информацию о том, как его содержать, чем
кормить, поить и т.д. Очень хотелось сохранить ему жизнь и выпустить на волю – в
естественную среду обитания.
Новый дом.
Чтобы птенец не замерз, мы сделали ему теплое «гнездо»: в круглую коробку из
ткани фетра положили шерстяной носок с тряпочкой внутри, меняли ее по мере
загрязнения. Рядом для обогрева поместили бутылку с теплой водой, которую
меняли каждые полчаса (см. прил. 6, фото 2). Прикрыли «гнездо» мягкой теплой
крышкой, оставив щель для воздуха, и поставили в тихое место на столик, чтобы его
не достала домашняя собака.
Я назвал птенца Чижиком и завел «Дневник развития», куда записывал все
важные события его жизни (см. прил. 2). Дневник необходим для определения
состояния здоровья птенца и готовности к полету.
Также мы фотографировали нашего малыша и снимали видео.
Кормление птенца:
Изучив литературу по вскармливанию птенцов, я узнал, что большинство певчих
птиц выкармливают своих птенцов насекомыми. Значит, приемыша надо кормить тем
же, чем и взрослых насекомоядных птиц: муравьиными коконами, мучными червями,
личинками мух, куриным яйцом, творогом, морковью. Нельзя забывать и о
витаминных и минеральных добавках.
Мы приготовили следующую смесь для кормления:
вареное куриное яйцо, отжатый творог, тертая морковь, детское куриное питание. В
мешанку добавили яичную скорлупу и таблетку кальция для роста перьев.
Все части измельчали на мелкой терке и тщательно перемешивали. По возможности
добавляли в смесь мух и мягкие части кузнечиков, яйца муравьев (коконы).Для растущего птенца нужно много кальция для формирования костей и белков
для роста перьев. Для самых маленьких обязательно наличие насекомых в смеси, а
для тех, у кого уже отрасли перья, насекомых может быть меньше.
Из массы я делал шарики величиной с горошину. Остатки еды хранила в
холодильнике.
Продукты, из которых делали мешанку, содержали все питательные вещества,
минералы и витамины, так необходимые растущему организму.
Режим кормления и обогрева.
Из литературы я узнал, что у птиц все процессы в теле идут очень быстро.
Голодающий птенец буквально «сжигает» свой организм. Если оставить птенца без
пищи на 36 часов днем, а потом начать регулярно кормить его, птенец все равно
заболеет и погибнет через сутки двое.
Поэтому мы установили дежурство у гнезда: рано утром и поздно вечером птенца
кормила мама, а днем я.
5
Ел наш Чижик очень часто, первую неделю – каждые 1520 минут, на второй
неделе – каждые полчаса, на третьей и далее – каждый час (см. прил.1).
Он широко раскрывал свой желтый клювик, тряс головой и громко пищал, требуя
еду. Кормили мы его с помощью пинцета, дотрагиваясь пинцетом до оперения
головы, уголков клюва. После кормления поили чистой водой из пипетки, капая
однудве капли в щелку клюва.
Определить, что птенец сыт, просто. Сытый, он переставал открывать рот —
выпрашивать корм.
Засыпал он с наступлением темноты – около 22 23х часов, а просыпался на
рассвете около 4х часов утра и снова требовал еду.
УГАДАЙ, КТО Я?
Пока птенец не оперился, мы не знали, что это за птица и только строили догадки.
Мама шутила, что это прожорливая кукушкаJ.
Когда появились перья, я стал сравнивать птенца с фотографиями садовых птиц и
понял, что у нас растет горихвостка! (см.прил. 6, фото 3).
Изучив соответствующую литературу, я узнал много интересного об этих
удивительных птицах.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, СВЕДЕНИЯ...
Название этой птицы говорит о том, что у неё ярко окрашенный хвост. Он
"горит", ведь перья хвоста имеют огненный цвет.
Горихвостки, подобно трясогузкам, покачивают хвостами вверхвниз.Обыкновенная горихвостка может атаковать своё отражение, увидев его, например, в
стекле окна.
Самец охотится на добычу в полёте, тогда как самка ищет пищу на поверхности
земли.
Именно в гнезде горихвостки кукушка чаще всего оставляет свои яйца.
Горихвостки заботятся о кукушатах как о собственных птенцах.
Виды горихвосток.
На территории России обитает 5 видов горихвосток:
обыкновенная горихвостка, горихвосткачернушка, краснобрюхая
горихвостка, красноспинная горихвостка и сибирская горихвостка.
Общее у всех птиц рыжий окрас хвоста, за что они получили свое название.
Отряд Воробьинообразные
Семейство Дроздовые
Род/Вид Горихвостка обыкновенная, она же горихвостка садовая, она же
горихвосткалысушка
Основные данные:
Окрас хвоста и брюшка яркорыжий, спинка серая и иногда белый лоб. Самки
обычно более бурого цвета. 6
РАЗМЕРЫ
Длина: 16 см.
Размах крыльев: 2024 см.
Масса: 1416 г.
Период гнездования: майиюль.
Несение: 2 раза в год.
Количество яиц в гнезде: 67.
Высиживание: 14 дней.
Выкармливание птенцов: 1215 дней.
Образ жизни.
Привычки: горихвостки поют, сидя на вершинах деревьев. Птичка характерно
подёргивает ярким хвостом, после чего ненадолго замирает.
Еда: насекомые, ягоды.
Звуки: звонкие трели, тревожный свист "фьюфью»
Продолжительность жизни: 9 лет.
В России они живут в сосновых лесах, парках, садах, где много старых дуплистых
деревьев.
Весной, ближе к апрелю, когда становится тепло, птицы заселяют свои участки.
В это время они поют весь день и даже ночью.
Песня у них очень чистая и красивая, но поют они мало, всего два месяца.
Это перелетные птицы, в конце августа — начале сентября улетают на зимовку в
Африку.Пары горихвосток сохраняются на протяжении нескольких лет. Самцы прилетают
весной раньше, чем самки. Они ищут место для гнезда: обычно это дупло. Птицы
вместе выстилают дупло сухой травой, корой и мхом, "детская комната" утепляется
пухом и шерстинками. Самка откладывает 67 яиц и насиживает их в две недели,
иногда оставляя гнездо, чтобы поесть. Птенцам корм приносят обе птицы.
В обязанности самца горихвостки также входит следить за чистотой в гнезде в
течение первых дней после появления птенцов. Через 2 недели после появления на
свет птенцы учатся летать. Но даже тогда, когда самка насиживает вторую кладку,
самец продолжает опекать птенцов из первого выводка. После рождения птенцов из
второй кладки старшие птенцы начинают самостоятельную жизнь.
Горихвостки питаются различными насекомыми, которых они находят на земле,
на стволах деревьев, ветках и листьях. Кроме гусениц, муравьёв, жуков, кузнечиков,
мелких моллюсков и многоножек, птица поедает ягоды и плоды. Маленькие птенцы
способны глотать только измельчённую пищу, поэтому взрослые птицы сначала
раздавливают насекомых и дают их птенцам.
Прожорливые птенцы иногда доводят родителей до полного истощения, ведь
птицы прилетают в гнездо с кормом в клюве до 500 раз в день.
Эта маленькая птичка приносит огромную пользу. За лето горихвостка
уничтожает множество насекомых жуков, клопов, комаров, бабочек, гусениц и
других вредителей. Этих прекрасных птиц в природе становиться всё меньше.
Давайте позаботимся о них! 7
Каждый раз Союз охраны птиц России избирает
символом наступающего года какую-либо птицу, обитающую
на территории нашей страны. "Смотр красоты" проводится с
целью привлечения внимания россиян к пернатым и
проблемам их охраны.
В 2015 году такой чести удостоилась горихвостка.
ПТИЧЬЯ ШКОЛА.
Мы собирались вырастить и выпустить птичку на свободу. А для этого птенца
надо было научить тому, чему его учат родители:
научить летать;
научить самостоятельно ловить насекомых;
научить песням горихвосток для общения с другими птицами.
Прогулки.
Любому живому существу необходимы свежий воздух и солнечный свет. Поэтому
ежедневно три раза в день я выносил его на улицу. Клетку ставил в защищенном от
ветра месте (чтобы не было сквозняков) и в тени. Постепенно приучал его к солнцу.
Выносил птенца на улицу, выпускал побегать в саду среди грядок.Тренировки птенца. Подготовка к полету.
Чижик тренировал свои летательные мышцы, делая частые махательные движения
крыльями. Я также готовил его к полету слегка подбрасывал его вверх. Птенец
вынужден был работать крыльями, мышцы его укреплялись день ото дня. Чижик
сам раскачивался на сделанных мною «качелях» и слетал с них вниз (см. прил. 6,
фото 4). Ежедневно я выгуливал в комнате птенца, чтобы он размялся. Он бодро
подпрыгивал вверх и слегка подлетал. Количество белых трубочек на маховых
перьях постепенно уменьшалось. Отрастали рыжие хвостовые перья. Мы вывозили
птенца на дачу и там продолжали «тренировать». Он учился перепрыгивать, а затем и
перелетать с ветки на ветку яблони в саду.
Обучение пению.
В интернете мы нашли записи песен горихвосток. Когда Чижику исполнилось 10
дней, я стал ежедневно включать эту птичью музыку. Также ставил клетку с птенцом
на балкон или на даче, где слышно живое пение птиц (см прил.6, фото7).
Он внимательно слушал и уже через неделю устроил свой первый концерт, подпевая
веселым песенкам по радио (см. прил. 6, фото 8). Но пел он только, если не видел
человека. Когда подходили к его клетке, он начинал громко «трещать», выпрашивая
еду.
Его вокал высоко оценили сородичи. На даче Чижик весело распевал свои песенки
прямо на тропинке, пританцовывая и приседая. Этим он привлек пару
8
взрослых горихвосток. Прилетели яркий самец и серобурая самочка, они прыгали
вокруг птенца очень близко. Может, так состоялось его знакомство с родителями?!
Обучение добыванию корма.
Чтобы поскорее приучить птенчика к самостоятельности, начиная с 18 дневного
возраста, я рассыпал корм по полу клетки. Он проявлял интерес и учился клевать
шарики из корма сам. Чуть позже пищу помещал уже в кормушку.
Когда Чижик подрос, мы привозили его в клетке на дачу, на его родину. Там я
ловил ему мушек и кузнечиков и бросал в клетку, а он клевал их (см. прил.6, фото 5).
В день, кроме мешанки, он съедал до 50ти насекомых.
Мы выпускали птенца погулять. Он смешно бегал по грядкам, подпрыгивал и сам
ловил насекомых – кузнечиков, гусениц, мушек (см. прил. 6, фото 6). Лакомился он и
садовыми ягодами – смородиной, малиной.
Чижик любил купаться в лужах. После этого он сушился на солнышке, лежа на
горячей земле и расправив крылья веером.
В ПОЛЕТ!
Наконец настало время Чижику покинуть наш дом.Птицы готовы к вылету, когда их длинные перья на крыльях полностью очистятся от
светлых защитных трубочек. Наш птенец окреп, научился сам добывать себе корм,
научился петь. В конце июля я выпустил Чижика на даче (см. прил.6, фото 9). Он
радостно вспорхнул на забор, с него на дерево и полетел…
Какую огромную радость несет возможность увидеть своими глазами, как
спасенная тобой птица взлетает в небо!
К нашему удивлению, он вернулся вечером к садовому домику и сам запрыгнул в
клетку. Он съел из кормушки мешанку, переночевал, а утром его выпустили снова.
Так продолжалось 10 дней. Ночевать он больше не оставался. Иногда Чижик
прилетал через день, через два, иногда несколько раз в день. Мы часто видели его с
такими же птичками на соседних дачах. К середине августа птенец перестал
прилетать к домику, сидел на соседском заборе. А к концу августа все горихвостки
полетели в теплые края. Надеемся, что наш Чижик весной вернется и мы его еще
увидим. Хотя, судя по окрасу (см. прил. 6, фото 10), это вовсе не Чижик, а девочка
Чижинка!J
9
АНКЕТИРОВАНИЕ.
Осенью в школе я решил выяснить у одноклассников, как они помогают птицам?
И знают ли, какую пользу приносят птицы?
Я составил анкету (см. прил. 4) и раздал ее ученикам нашего класса. В опросе
участвовало 28 человек.
Проанализировав ответы ребят (см, прил.5), выяснилось, что почти все (22 уч.)
знают, что птицы уничтожают вредных насекомых. Только треть учеников (8) знают,
что хищные птицы уничтожают мелких грызунов. И одна треть ребят (10 уч.) знают,
что птицы помогают растениям в переносе семян.
Ученики нашего класса помогают птицам. Некоторые (5 чел.) – сажают деревья
вместе со взрослыми. А деревья – это дома для птиц.
Почти половина ребят (13 чел.) весной делают и развешивают вместе совзрослыми скворечники, оставляют птицам в жаркое время года воду в саду (11
чел.), соблюдают правила поведения в лесу (12 чел.), тем самым помогая птицам
спокойно вывести и вырастить птенцов.
Треть ребят нашего класса (9 чел.) находили раненых и больных птиц и
выхаживали их. Но не всегда это получалось успешно, так как они не имели
достаточных знаний и умений и не советовались с взрослыми и ветеринарами.
Чтобы дети и взрослые знали, как поступать, если они нашли птенца, мы
составили памятку «Найден птенец что делать?» (см. «Проектный продукт») и
напечатали закладки для книг с изображением горихвосток и нашим веселым
стихотворением.
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Исследовательская работа была уже выполнена, прошла зима, и весна внесла свои
изменения.
В апреле на даче мы вдруг услышали знакомое пение и увидели горихвостку!
Неужели это наш Чижик?! Птичка сначала пела на деревьях у домика, а затем не
боясь нас, стала прыгать на крыльце дома, на наших вещах, хотя, как мы замечали
раньше, никакие другие птицы не подлетали так близко к человеку.
Через несколько дней мы заметили вторую птичку, более пугливую и нашли под
крышей сарая (где обычно прятали ключи от домика), маленькое аккуратное гнездо.
Вскоре там появились крошечные 7 яиц в крапинку (см. фото 12), а еще через 10 дней
– у нас появились птенчики (см. фото 13) – совсем, как наш Чижик ровно год назад.
Мы не мешали им расти и не заглядывали в гнездо. Только радовались издалека, что
ЖИЗНЬ продолжается!
10
Выводы:
1. Проведя исследование, была доказана выдвинутая гипотеза:
Птенец горихвостки может жить в естественной среде после выращивания его
в домашних условиях.
НО!!!
Выпустить искусственно выкормленного птенца на свободу очень трудно,
необходимо приложить много усилий.
Уход за птенцами – сложное дело, которое требует от человека много знаний,
времени, терпения и дисциплины!Горихвостка – перелетная насекомоядная птица, поэтому выкормить птенца
возраста 23 дней возможно при строгом соблюдении правил и режима кормления,
при наличии знаний и умений.
Любая ошибка человека может стоить здоровья или жизни птенцу!
Мы тоже совершили несколько ошибок, но вовремя смогли их исправить
(см. прил. 3).
2. Ухаживая за птенцом, я узнал много нового о жизни горихвосток, особенностях их
жизни и поведения.
Я обрел опыт по уходу за братьями нашими меньшими и получил огромную
радость от проделанной работы и от того, что подарил моему Чижику – небо!
3. Вместе с мамой мы создали памятку для людей, нашедших птенца, чтобы они
знали, каких птенцов (слетков) нельзя брать домой, а каким необходима помощь
человека (см. «Проектный продукт»).
11
Список литературы:
1. Большая энциклопедия природы от А до Я/ Жизнь животных. М.: Мир книги, 2003.
2. Птицы России: Справочникопределитель/ Арлотт Н., Храбрый В. СПб.: Амфора, 2009.
3. Птицы Советского Союза / под ред. Г.П. Дементьева и Н.А. Гладкова. М, т. 1, 1951
5. И.Р. Бёме, 2006. Выкармливание птенцов насекомоядных птиц в искусственных условиях. С. 95
100. Московский зоопарк, 20066. Промптов А.Н., 1956. Очерки по проблеме развития биологической адаптации поведения
воробьиных птиц. М.Л.: Издво АН СССР. 310 с.
Сайты интернета:
http://ornithology.su/
http://www.dombezkluchey.ru/bloodbrothers/kakvyikormitptencza.html
http://xn80ahlydgb.xnp1ai/birds/gorikhvostkaobyknovennaya.php
12
Приложение 1
РЕЖИМ КОРМЛЕНИЯ И ОБОГРЕВА ПТЕНЦАВозраст
Обогрев
Частота
кормления
Первое Последнее
Добавки
15 дней
Обязателен круглые
сутки, температура в
гнезде должна быть
30 – 35°С).
61014
дней
Только ночью (при
температуре в
помещении 2025º)
Каждые
1520 мин
03:00
23:00
Каждые 30
60 мин
04:00
23:00
15 дней
и
старше
Отмена
Каждые 1,5
часа.
05:00
23:00
Кальций
(таб.), яичная
скорлупа
Кальций
(таб.), яичная
скорлупа
Кальций
(таб.) и
яичная
скорлупа,
речной песок
13
СОСТАВ СМЕСИ ДЛЯ ПИТАНИЯ:
( ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ )куриное вареное яйцо со скорлупой – 1 шт.
творог нежирный протертый – 100 гр.
детское питание «Курица» 100 гр.
свежая морковь протертая – 1 ст. ложка
таблетка кальция измельченная – 1 шт.
Смесь готовили ежедневно, хранили в холодильнике, перед кормлением грели до
комнатной температуры. Скатывали в небольшие шарики и пинцетом вносили в клюв
птенца. После кормления поили водой из пипетки.
ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ.
Добавили в пищу насекомых:
мух, муравьиные коконы, мягкие части кузнечиков.
ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ.
Птенец сам клюет смесь из кормушки и «охотится» на насекомых в саду.
14
15
ДНЕВНИК РАЗВИТИЯ ПТЕНЦА ВНЕШНИЙ ВИД ПТЕНЦА
Голый, слепой, черный пух на
голове. Остатки желточного
мешка на животе. Длина тела
6 см. Яркожелтый клюв.
Открыл глаза. Начинают
расти перышки на боках,
голове и трубочки на
крыльях.
Пестрое оперенье на голове,
спинке и боках. Живот еще
голый, розовый.
Птенец покрылся перышками
на животе. На крыльях –
длинные трубочки с
«кисточками». Рыжеватый
гузок.
Лапки из розовых стали серо
коричневыми.
ДАТА
30 мая
День
первый!
День
третий.
День
шестой.
День
десятый.
День 14
ый.
День 18
ый.
Растут хвостовые рыжие
перышки.
Длина тела птенца 8 см.
Длинные маховые перья на
крыльях без трубочек.
20й
день
24й
день
30й
ПОВЕДЕНИЕ ПТЕНЦА
Спит в теплой коробке, прикрытой
крышкой. При открытии крышки
начинает громко пищать, трясти головой
и широко раскрывать клюв. Ест
мешанку, пьет воду из пипетки каждые
15 минут.
Засыпает в 23 часа, просыпается в 4 часа
утра.
Просит есть каждые 30 мин, начиная
пищать в прикрытой коробке. После
приема пищи выставляет наружу гнезда
гузок и опорожняет кишечник белковой
капсулой.
Встал на лапки. Пытается вылезти из
коробки, толкая крышку. Клювом чистит
перышки. Потряхивает (покачивает)
гузком.
Вылезает из коробки, спрыгивает с ее
бортика вниз. Переселили в клетку (на
мягкую тряпочку) При виде человека
начинает громко «трещать», открывать
клюв, трепетать крыльями, требуя еду.
Слетает с возвышений, с руки, с
«качели» вниз. Бегает вприпрыжку по
комнате. (Подпрыгивает и машет
крылышками. Не боится человека. При
постукивании пальцем по полу выбегает
из укрытий). Сам запрыгивает после
прогулки в клетку, на жердочку.
«Гуляет» в клетке на открытом балконе
и в палисаднике. Пробует сам клевать
рассыпанный по полу клетки корм.
Сам клюет мешанку, насекомых, ягоды
клубнику, смородину из кормушки, пьет
воду из поилки. Слушает песни
горихвосток и др. садовых птиц.
Учится сам ловить насекомых,
попрыгивая и хватая их на растениях, на
листьях капусты, на стволах деревьев, на
земле. В день ест до 50 штук. Купается в
лужицах. Принимает солнечные ванны,
ложась на горячую землю и расправив
крылья веером.
САМ поет песню! (когда не видит
человека). Песней привлек в гости пару16
Приложение 3
НАШИ ОШИБКИ
Что случилось?
Причина
Возможные
последствия
Нехватка в корме
насекомых.
Потеря оперенья,
не сможет летать,
гибель
На полу нашел и
склевал длинную
нитку.
Не сможет есть и
дышать, болезнь,
гибель
Слетал с «гнезда»
на пол, который
тверже земли и
травы.
Хромота,
болезнь
В возрасте 1416
дней стали
выпадать
перышки.
В возрасте 15
дней открыл
клюв, из него
торчит кончик
нитки.
В возрасте 16
дней ушиб лапку,
стал ее
поджимать.
Как исправили?
Переехали на
дачу, увеличили
количество
насекомых в
корме. Перья
вновь выросли
Осторожно
вытянули нитку
из глотки. Стали
лучше убираться
в комнате
Грели лапки на
теплой бутылке,
на пол постелили
коврик,
выздоровел через
три дня 17
Приложение 4
Анкета для учеников «Взаимопомощь человека и птиц »
ВОПРОС 1. Какую пользу приносят птицы?
А) Уничтожают насекомых вредителей
Б) Уничтожают мелких грызунов
В) Переносят семена растений
Г) Поют красивые песни, приносят радость
ВОПРОС 2. Как ты помогаешь птицам в период гнездования
(весной и летом)?
А) весной делаешь скворечники со взрослыми
Б) сажаешь деревья, кустарники в саду, в лесуВ) жарким летом оставляешь в саду воду для птиц
Г) соблюдаешь правила поведения в лесу
Д) лечишь и выхаживаешь больных, раненых или беспомощных птиц
(птенцов)
18
19 Приложение 5
Результаты анкетирования учеников
Какую пользу приносят птицы?
Уничтожают насекомых - 22 уч.
Уничтожают мелких грызунов - 8 уч.
Переносят семена растений - 10 уч.
Поют песни, для красоты - 10 уч.Твоя помощь птицам в период гнездования (весной
и летом)
Делаю, развешиваю скворечники - 13 уч.
Сажаю деревья, кустарники - 5 уч.
В жару оставляю воду для птиц - 11 уч.
Соблюдаю правила поведения в лесу - 12 уч.
Лечу, выхаживаю больных, раненых, беспомощных птиц - 9
уч.
20 Приложение 6
Фотографии птенца.
Фото 1. Фото 2.
Фото 3. Фото 4.Фото 5. Фото 6.
Приложение 6Фото 7. Фото 8.
Фото 9. Фото 10.
21
Фото 12. 22Фото 13.