В литературе нет единого мнения по вопросу о том, на сколько этапов подразделяется логопедическое воздействие при дислалии: в работах Ф. Ф. Pay выделяется два, в работах О. В. Правдиной и О. А. Токаревой — три, в работах М. Е. Хватцева — четыре.
Поскольку принципиальных расхождений в понимании задач логопедического воздействия при дислалии нет, то выделение количества этапов не носит принципиального характера.
Исходя из цели и задач логопедического воздействия, представляется оправданным выделить три этапа логопедической работы.
Общепедагогические задачи на этом этапе являются:
формирование установки на занятия - логопед должен установить с ребенком доверительные отношения, расположить его к себе, адаптировать к обстановке логопедического кабинета, вызвать у него интерес к занятиям и желание в них включиться. От логопеда требуется особая тактичность, доброжелательность; общение с ребенком должно осуществляться без официальности и излишней строгости;
формирование произвольных форм деятельности и осознанности отношения к занятиям. Ребенок должен усвоить правила поведения на занятиях, научится выполнять инструкции логопеда, активно включаться в общение;
развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций, особенно аналитических операций, операций сравнения и вывода.
Подготовительный этап
Цель: включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс
К специальным логопедическим задачам относятся:
умение опознавать (узнавать) и различать фонемы
формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков.
В зависимости от формы дислалии эти задачи могут решаться параллельно или последовательно. При артикуляторных формах (фонематической или фонетической) в тех случаях, когда нет нарушений в восприятии, они решаются параллельно. Формирование рецептивных умений может быть сведено к развитию осознанного звукового анализа и контролю за собственным произношением.
При акустико-фонематической форме дислалии главная задача заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Не решив эту задачу, нельзя перейти к формированию правильного произношения звуков. Чтобы работа над правильным произношением звука принесла успех, ребенок должен уметь его слышать, так как регулятором нормированного употребления является слух.
Подготовительный этап
Направления работы:
формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
развитие дыхания (формирование направленной воздушной струи);
развитие мелкой моторики рук;
отработка опорных звуков.
развитие фонематического слуха;
ДЫХАНИЕ влияет на: | - звукопроизношение |
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ направлены на: | - координацию ротового и носового дыхания, |
ПОЛОЖЕНИЕ ВО ВРЕМЯ ВДОХА: | - голова приподнята, |
ДЫХАНИЕ учит: | - расслабляться, |
Снимая психическое напряжение |
Правильное дыхание – энергетическая основа нашей речи
Это способствует быстрому благополучному коррекционному воздействию.
Фонематическое восприятие
Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учетом характера дефекта. В одних случаях работа направляется на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля.
В других — в ее задачу входит развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа.
В третьих — ограничивается формированием слухового контроля как осознанного действия.
Фонематические процессы включают в себя:
Фонематический слух
Фонематическое восприятие
Фонемный анализ
1. Узнавание и дифференциация неречевых звуков
2. Различие высоты, силы, тембра, голоса, на материале одинаковых звуков
3. Различение слов близких по своему звуковому составу слогов, фонем
4. Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза
Этапы формирования фонематического слуха
| 1. Способность слышать данный звук в слове; |
| 1. Умение определять линейную последовательность звуков в слове;2. Умение определять позицию звука в слове (в начале ,в середине, в конце);3. Осознание, подсчет количества звуков слове. |
| 1. Выявление порядка следования фонем; |
Развитие мелкой моторики рук (пальчиковые игры)
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком. Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи.
Формирование артикуляционной моторики
Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.
Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.
Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады достигается двумя путями: постановкой артикуляционных движений индивидуально (логопедом) и систематической артикуляционной гимнастикой.
Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики. Выполняется артикуляционная гимнастика как индивидуально, так и коллективно со всей группой или небольшими подгруппами.
1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день:
а) в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий
б) в детском саду с воспитателем и самостоятельно;
в) с родителями дома.
2. Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.
3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
5. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных с логопедом упражнений.
6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
7. Возможно, и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.
Указания к проведениюартикуляционной гимнастики
Отработка опорных звуков
Одним из важных направлений на подготовительном этапе является отработка опорных звуков - сходных с нарушенными по артикуляции (месту и способу образования), но произносимых ребёнком правильно. Отработка опорных звуков предусматривает следующее: уточнение артикуляции звука и его правильного произношения в изолированном виде, в слогах, в словах, в предложениях.
Отрабатывая опорные звуки, мы уже на подготовительном этапе добиваемся их чёткого произношения в слогах, в словах, фразах, что помогает в выработке хорошей дикции; приучаем ребёнка выделять опорный звук в слогах, в словах, фразах, что развивает его фонематический слух, даёт практическое представление о таких понятиях, как "звук", "слово", "предложение". Всё это способствует развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, формированию навыков анализа и синтеза слов и соответственно более быстрой и успешной постановке и автоматизации нарушенного звука.
для свистящих – И, Ф;
для шипящих – Т, С;
для Р – Д, Ж;
для Й – Х;
для Л – Т, Ы
Этап формирования первичных произносительных умений и навыковЦель данного этапа заключается в том, чтобы сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале.
Конкретными задачами являются: постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация умений), а также умений отбирать звуки, не смешивая их между собой, (дифференцировать звуки).
Необходимость решения указанных задач в процессе логопедической работы вытекает из закономерностей онтогенетического овладения произносительной стороной речи.
Направления работы:
Постановка звука
Цель этого этапа - добиться правильного звучания изолированного звука.
Автоматизация звука
Цель: отработать правильное произношение в различных положениях
Дифференциация звука
Цель: учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Автоматизация звука
Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными слогами, словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков.
Для тренировок подбираются слоги, слова в которых звук находится в начале, в конце или середине. В первую очередь отрабатывается звук в начале (перед гласным), затем в конце (если звук глухой) и в последнюю очередь — в середине, так как эта позиция оказывается наиболее трудной.
От отработки звука в словах простой слоговой структуры переходят к произнесению звука в словах, содержащих сочетание отрабатываемого звука с согласными (эти согласные должны быть ранее сформировавшимися у ребенка или достаточно упроченными). Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком).
Большую помощь приносит работа по звуковому анализу и синтезу. Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.
Дифференциация звука
В логопедической практике встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком, в частности по его разграничению: с другими звуками, т. е. дифференциации.
Содержание работы: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.
Методика автоматизации и дифференциации звуков различных категорий однотипна, но требует использования различного материала, насыщенного тем или иным звуком, а методика постановки различных звуков различна, так как зависит от категории групп дефектных звуков и от характера нарушения.
Для осуществления зрительного контроля перед ребёнком должно стоять зеркало, с помощью которого он сможет наблюдать разницу в артикуляции звуков. Важно также обеспечивать тишину в комнате, где проводятся занятия, чтобы ребёнок мог сосредоточить слуховое внимание на акустических признаках звуков.
Дифференциация звука
Ребенку предъявляются на слух попарно слова, содержащие новый звук, а также звук, который был ранее его заменителем, или слова, содержащие звуки, которые ребенок смешивает в своем произношении. Узнав предъявляемое слово, ребенок называет звук, услышанный в нем, и воспроизводит его в том же слове. Полезны тренировки в произношении слов-паронимов, при этом важно включить каждое из слов в минимальный контекст.
Проводится работа по классификации слов: отобрать картинки, в названии которых содержится звук с, потом отобрать те, в которых есть звук ш; разложить картинки по группам: слева картинки за звуком с, а справа — ш.
Полезны упражнения на самостоятельный подбор слов, содержащих тот или другой звук, а также слов, в которых находятся оба смешиваемых звука.
С детьми школьного возраста используется письменная речь: чтение слов с дифференцируемыми звуками, нахождение их в тексте, правильное произношение, записывание, проведение анализа (предшествующего или сопутствующего записи). Работа над дифференциацией звуков способствует нормализации операции их отбора.
Этап формирования коммуникативных умений и навыковЦель его — сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками. Подобный материал больше подходит для занятий по автоматизации звуков. Но если на данном этапе ребенок будет работать только на специально подобранном материале, то он не овладеет операцией отбора, так как частотность этого звука в специальных текстах превышает нормальное их распределение в естественной речи. А ребенок должен научиться оперировать ими.
Случаи сложных или комбинированных функциональных и механических дислалий требуют четкого планирования занятий, разумной дозировки материала, определения последовательности в исправлении звуков, а также представление о том, какие звуки могут быть включены в работу одновременно, а какие должны отрабатываться последовательно.
В заключении
Надо учитывать, что абсолютно одинаковых занятий не бывает, также как и дефектов речи у детей. Поэтому при одном и том же содержании (упражнения для артикуляционной гимнастики, слова для автоматизации и т.д.) методы и приёмы работы разные.
Таким образом, каждое занятие требует от педагога тщательной подготовки с учетом речевых, умственных, психологических и характерологических особенностей ребенка.
Литература:
Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 703с.
Пятница Т. В. Логопедия в таблицах и схемах . – Ростов н/Д : Феникс, 2015. — 173с.
Ресурсы сети Интернет:
http://logoped.kalinka5.edusite.ru/p16aa1.html
http://prorech.ru/correction-zvukoproiznosheniya/
http://festival.1september.ru/articles/595906/
http://www.myshared.ru/search/?q=фонематический+слух
http://900igr.net/prezentatsii/doshkolnoe-obrazovanie/Pravilnoe-zvukoproiznoshenie/Pravilnoe-zvukoproiznoshenie.html
http://900igr.net/prezentatsii/doshkolnoe-obrazovanie/Artikuljatsionnaja-gimnastika/Artikuljatsionnaja-gimnastika.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.