ВЫСТУПЛЕНИЕ НА АВГУСТОВСКОЙ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
28 августа 2012 года.
Учитель МКОУ Григорьевской СОШ: Миронова Е.В.
Уважаемые коллеги, я Вас познакомлю со статьёй советника генерального директора издательства «Просвещение» Маргариты Леонтьевой –«ФГОС: Единое образовательное пространство», т.е с программами конституированными Законом «Об образовании» либо ФГОСом.
С ними нам в ближайшее время придётся работать. (Слайд №3,4)
1. Программы по учебным предметам, курсам
2. Рабочие программы по предмету.
3. Авторские программы
Начнём с программ по учебным предметам, курсам, которые ближе всего учителю и школе. В федеральных государственных стандартах начального и основного общего образования чётко определена структура программ по учебным предметам.Презентация PowerPoint
Маргарита Романовна
Маргарита Романовна
ЛЕОНТЬЕВА,
ЛЕОНТЬЕВА
советник генерального директора
издательства «Просвещение» о работе
по НОВЫМ СТАНДАРТАМ.
Free Powerpoint Templates
Free Powerpoint Templates
Page 2
Презентация "ФГОС. Образовательное пространство"
ПЛАН:
1. Вступление.
2. Программы по учебным предметам,
курсам.
Рабочая программа по предмету.
3.
4. Авторские программы.
5. Отзыв о статье.
6. Приложение.
Free Powerpoint Templates
Page 3
Презентация "ФГОС. Образовательное пространство"
Для системы образования и школы понятие
«программа» очень разностороннее и многоликое.
Специалисты делают программы развития образования
региона, программы развития школы, учебные
программы, основные образовательные программы,
программы воспитательной работы, авторские
программы, рабочие программы…
Сегодня я остановлюсь на тех программах, которые
конституированы либо Законом «Об образовании», либо
Федеральным государственным образовательным
стандартом.
Free Powerpoint Templates
Page 4
Презентация "ФГОС. Образовательное пространство"
1. Программы по учебным предметам,
курсам
Начнём с программ по учебным предметам, курсам, которые
ближе всего учителю и школе. В федеральных государственных
стандартах начального и основного общего образования чётко
определена структура программ по учебным предметам.
Программы по учебным предметам должны включать:
Программы по учебным предметам должны включать:
1) пояснительную записку, где описан вклад учебного
предмета в общее образование ребёнка;
2) общую характеристику учебного предмета, курса (его
структура, особенности, как отражается фундаментальное
ядро в курсе);
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане
(в каком объёме, в каких классах и за какое учебное время
программа может быть реализована);
4) личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных
видов учебной деятельности школьника;
7) описание материальнотехнического обеспечения
Free Powerpoint Templates
образовательного процесса.
Page 5
Презентация "ФГОС. Образовательное пространство"
Программа отдельных учебных предметов, курсов:
Примерные программы:
Примерные программы:
назначение и особенности
Примерная программа по учебному предмету
Примерная программа по учебному предмету
Пояснительная
Пояснительная
записка
записка
Описание места
Описание места
учебного предмета
учебного предмета
в учебном плане
в учебном плане
Общая
Общая
характеристика
характеристика
предмета
предмета
Описание ценностных
Описание ценностных
ориентиров содержания
ориентиров содержания
предмета
предмета
Личностные,
Личностные,
метапредметные и
метапредметные и
предметные результаты
предметные результаты
изучения предмета
изучения предмета
Содержание
Содержание
основного общего
основного общего
образования по учебному
образования по учебному
предмету
предмету
Примерное
Примерное
тематическое
тематическое
планирование
планирование
Рекомендации
Рекомендации
по материально
по материально
техническому
техническому
обеспечению
обеспечению
Free Powerpoint Templates
6
Page 6
Презентация "ФГОС. Образовательное пространство"
•Именно программа по учебному
предмету включает требования к
результатам освоения основной
образовательной программы, которые
утверждены государством в
Федеральном государственном
образовательном стандарте.
•А значит, учитель должен понимать, что
программа по его предмету, курсу
должна обеспечивать достижение
обучающимися определённых
•личностных,
•предметных и
• метапредметных результатов.
Free Powerpoint Templates
Page 7
Презентация "ФГОС. Образовательное пространство"
Требования к результатам освоения
основной общеобразовательной программы
ЛИЧНОСТНЫЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
внутренняя позиция школьника;
самоидентификация;
самоидентификация;
самоуважение и самооценка
самоуважение и самооценка
Регулятивные:
Регулятивные:
управление своей
управление своей
деятельностью; контроль и
деятельностью; контроль и
коррекция; инициативность и
коррекция; инициативность и
самостоятельность
самостоятельность
Смыслообразование:
Смыслообразование:
мотивация (учебная, социальная);
мотивация (учебная, социальная);
границы собственного
границы собственного
знания и «незнания»
знания и «незнания»
Коммуникативные:
Коммуникативные:
речевая деятельность;
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
навыки сотрудничества
Ценностная и
Ценностная и
моральноэтическая
моральноэтическая
ориентация:
ориентация:
ориентация на выполнение
ориентация на выполнение
моральнонравственных норм;
моральнонравственных норм;
способность к решению
способность к решению
моральных проблем на основе
моральных проблем на основе
децентрации; оценка своих
децентрации; оценка своих
поступков
поступков
Познавательные:
Познавательные:
работа с информацией,
работа с информацией,
учебными моделями;
учебными моделями;
использование знакосимволи
использование знакосимволи
ческих средств, общих схем
ческих средств, общих схем
решения; выполнение
решения; выполнение
логических операций сравнения,
логических операций сравнения,
анализа, обобщения и др.
анализа, обобщения и др.
Free Powerpoint Templates
Основы системы
Основы системы
научных знаний
научных знаний
Опыт «предметной»
Опыт «предметной»
деятельности
деятельности
по получению,
по получению,
преобразованию
преобразованию
и применению
и применению
нового знания
нового знания
Предметные и
Предметные и
метапредметные
метапредметные
действия
действия
с учебным материалом
с учебным материалом
8
Page 8
Презентация "ФГОС. Образовательное пространство"
•Содержание учебного курса (пункт 6) очень
напоминает обязательный минимум
обязательный минимум, который
когдато и был фактически стандартом первого
поколения. В новом стандарте этот самый
обязательный минимум занимает очень
небольшую часть. Стандарт не регулирует
перечень дидактических единиц, как это было
ранее, а направлен на развитие школьника, на
новую организацию всего учебно
воспитательного процесса.
Free Powerpoint Templates
Page 9
Презентация "ФГОС. Образовательное пространство"
Ещё один фактор, который должен обеспечивать
единство образовательного пространства, — это
планируемые результаты изучения учебного
курса. Единые требования к результатам освоения
курса, независимо от того, по какому учебнику
работает учитель, где делается программа — в
Москве или Новосибирске, обеспечивает единство
требований и к итоговой аттестации учащихся.
Планируемые результаты обучения по всем
курсам учебного плана являются частью примерных
основных образовательных программ начального и
основного образования, которые выпускаются
издательством «Просвещение», а также публикуются
на сайте http://standart.edu.ru.
При этом надо учитывать, что примерные программы
не ориентированы на какойто конкретный учебно
методический комплект или учебник.
Free Powerpoint Templates
Page 10
Презентация "ФГОС. Образовательное пространство"
2. Рабочая программа по предмету
Рабочая программа по учебному предмету
должна строиться по указанной выше
структуре. ФГОС фактически определил
программу по учебному предмету как
государственный документ, отвечающий
заданным требованиям. Этим же требованиям
должна отвечать рабочая программа, а значит,
там должны присутствовать элементы того,
что государство хочет получить от
преподавания того или иного предмета.
Как же построить рабочую программу по учебному предмету
в соответствии с тем УМК, по которому работает учитель?
Free Powerpoint Templates
Page 11
Презентация "ФГОС. Образовательное пространство"
Пояснительная записка в
рабочей программе
обозначает вклад учебного
предмета в общее образование
обучающегося и опирается на
особенности школы.
Раздел «Общая
характеристика курса»
учитель должен написать в
соответствии с тем учебно
методическим комплектом, по
которому он работает.
Например, если я работаю по
«Истории России» А.А.
Данилова, Л.Г. Косулиной
значит, я должна описать
особенности этого курса, делая
свою рабочую программу по
истории.
Free Powerpoint Templates
Page 12
Презентация "ФГОС. Образовательное пространство"
Точно так же не должны расходиться с
требованиями государства личностные,
личностные,
предметные и метапредметные результаты, а
предметные и метапредметные результаты
значит, их нужно взять из ФГОС. В стандарте
заложены государственные требования, и моя
рабочая программа, сделанная по курсу Данилова,
должна отвечать этим требованиям.
Основное содержание курса
Основное содержание курса —
фундаментальное ядро, которое сохраняется во
всех случаях, независимо от того, работаю я по
Данилову или Левандовскому. Эта часть должна
быть взята из «Примерной программы по истории
для 6–9 классов» или из «Примерной основной
образовательной программы основного общего
образования».
Free Powerpoint Templates
Page 13
Презентация "ФГОС. Образовательное пространство"
В рабочей программе должно быть указано
место учебного курса в учебном плане
школы, то есть в каких классах изучается
курс и за какое количество часов может быть
реализована разработанная рабочая
программа.
Тематическое планирование делается
чётко в соответствии с тем учебником, по
которому осуществляется обучение. При
этом мы помним, что тематическое
планирование должно содержать виды
учебной деятельности, которые фактически
дадут учителю возможность увидеть, как
«наращиваются» универсальные учебные
умения учащихся.
Free Powerpoint Templates
Page 14
Презентация "ФГОС. Образовательное пространство"
•Федеральный государственный
образовательный стандарт (ФГОС) основного
образования предусматривает в структуре
программ по учебным предметам, а значит, и в
рабочих программах раздел «Описание
материальнотехнического обеспечения
образовательного процесса».
•Этот раздел должен фактически включать
соответствующий раздел «Типовых перечней
учебнонаглядных пособий и учебного
оборудования по учебному предмету».
Free Powerpoint Templates
Page 15
Презентация "ФГОС. Образовательное пространство"
Часто у учителей возникает вопрос, должны ли они
самостоятельно делать рабочую программу или её
можно купить.
Конечно, можно воспользоваться готовой, изданной
рабочей программой, сделанной под определённую
линию учебников. Сейчас на рынке огромное
количество рабочих программ, их выпускают многие
издательства. Но нельзя ориентироваться только на
название этих пособий. Приобретая рабочую
программу, надо обязательно смотреть:
- соответствует ли структура этой рабочей
программы стандарту,
- учтены ли требования государства, которые
оно предъявляет через стандарт к документу
под названием «программа».
Издательство «Просвещение» выпускает рабочие
программы по всем своим учебнометодическим
комплектам для начальной и основной школы.
Free Powerpoint Templates
Page 16
Презентация "ФГОС. Образовательное пространство"
3. Авторские программы
Ни Закон «Об образовании», ни государственные
образовательные стандарты не говорят об авторских программах
— их существовании, целях, задачах, структуре. Федеральный
государственный образовательный стандарт определяет
достаточно жёсткие требования к структуре программ по учебным
предметам.
В последние годы под названием «программа» мы нередко
видели произведения, которые никакого отношения к
жанру программ не имели. Это, как правило, некий взгляд
автора на то, как важна история, какой прекрасный курс
создал этот автор, как он работал над тем, чтобы создать
этот курс. Поэтому авторская программа пусть остаётся
авторской, и пусть каждый понимает этот термин в меру
своего восприятия, не более того.
Free Powerpoint Templates
Page 17
Презентация "ФГОС. Образовательное пространство"
4. Отзыв о статье
Статья М.Р.Леонтьевой очень своевременна.
Уже больше года в регионах России, в общеобразовательных учреждениях
развивается катастрофическая ситуация с подготовкой учителей основной
школы к переходу на ФГОС. Местные ИРО и администрация школ возлагают на
учителей обязанность к началу учебного года самостоятельно разработать
рабочие программы по каждому курсу, который входит в “их учебные предметы”!
С этими “рекомендациями”, к примеру, можно познакомится на сайте ХК ИРО…
Между тем, и учителями, и методистами совершенно игнорируются рабочие
программы, которые готовят издательства к своим УМК. При профессиональной
работе “продукт” выходит качественным и учителя могут, если работают с данным
УМК, творчески дополнить его развернутым тематическим планированием…
Сейчас учителя честно признаются, что они “нагло” ксерокопируют Примерную
программу или издательскую, ставят свое имя – и “кладут в стол”, потому что
реально она никому не нужна.
Другой вариант, “изделия” Чеботаревой (Рабочие программы по истории) для
“отмазки от проверяющих”.
Словом, проблема с рабочими программами и методологическая, и криминальная.
Готова участвовать в разработке этой теме по гуманитарным предметам (История)
Спасибо, Маргарита Романовна.
Free Powerpoint Templates
Стрелова О.Ю., доктор
педагогических наук, профессор
12.04.2012
Page 18
Презентация "ФГОС. Образовательное пространство"
Федеральный государственный
образовательный стандарт общего
образования в контексте
государственной политики в
образовании
Free Powerpoint Templates
Page 19
Презентация "ФГОС. Образовательное пространство"
В ТИТУЛЬНОМ ЛИСТЕ УКАЗЫВАЮТСЯ:
• полное наименование образовательного учреждения;
• наименование «Рабочая программа по______________
для _______ класса»;
• годы, на которые составлена рабочая программа;
• обязательные грифы «Утверждена приказом
руководителя образовательного учреждения» (дата,
номер), рассмотрена и рекомендована к утверждению
органом самоуправления образовательного
учреждения (методическим объединением учителей,
методическим советом, педагогическим советом),
дата, номер протокола;
Free Powerpoint Templates
Page 20
Презентация "ФГОС. Образовательное пространство"
СОДЕРЖАНИЕ КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ
ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ВКЛЮЧАЕТ:
• дату проведения урока;
• раздел учебной программы по предмету;
• тему урока; темы контрольных, практических,
лабораторных работ;
• количество часов, отведенных на освоение
программного материала;
• основные виды учебной деятельности.
Free Powerpoint Templates
Page 21
Презентация "ФГОС. Образовательное пространство"
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
• печатные пособия;
• экраннозвуковые пособия (могут быть в цифровом
виде);
• технические средства обучения (средства ИКТ);
• цифровые образовательные ресурсы;
• учебнопрактическое и учебнолабораторное
оборудование;
• натуральные объекты;
• демонстрационные пособия;
• музыкальные инструменты и др.
Free Powerpoint Templates
Page 22
Презентацию подготовила:
Презентацию подготовила:
УЧИТЕЛЬ истории и обществознания
МКОУ Григорьевской СОШ
МИРОНОВА ЕЛЕНА ВЯЧЕСЛАВОВНА
28 августа 2012 г.
Free Powerpoint Templates
Page 24
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.