Технологические процессы его освоения
Как учить: новые знания «открывают дети»Формирование общеучебных умений, навыков и компетенций
Рефлексия как способ развития самооценки. Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны.
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования:от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.
поколения
ФГОСТ второго
Универсальные
учебные действия.
Способы их
формирования.
Старший преподаватель кафедры адаптации и
здоровьесбережения
Дегтярёв А.И.
Идеал работника
-исполнитель.
Современная эпоха
требует созидателя
Развитие навыков
самостоятельного
изучения
материала и
оценки
результатов своей
деятельности
Технологические процессы его освоения
СО
Как учить: новые знания «открывают дети»
Рефлексия как способ развития самооценки
Ученики
решают
предметные
задачи, а в
жизни все
проблемы
межпредметн
ы
Формирование
общеучебных
умений, навыков
и компетенций
Возникновение понятия
«универсальные учебные
действия» связано с изменением
парадигмы образования:
от цели усвоения знаний, умений
к цели развития личности
и навыков
учащегося
Особенности стандарта:
Компетентностный подход
в образовании
Результаты
образования
Личностные
Мета
Предметные
(УУД )
Предметные
деятельностный подход
в построении УВП ( урок в логике формирования УД)
5
Особенности стандарта:Компетентностный подход в образовании
ЧТО ЗАМЕРЯЕМ?
Результаты общего образования
• Предметные результаты (ЗУНы, опыт
творческой деятельности и др.)
• Общепредметные результаты (УУД,
освоенные на базе предметного содержания,
применяемые как в области образовательного
процесса, так и в реальных жизненных
ситуациях)
• Личностные результаты (система ценностных
ориентаций, интересы, толерантность)
ЧЕМ УПРАВЛЯЕМ? (объект контроля,
инструментарий)
• Знания, умения, навыки предметного
содержания (программы обучения );
• Универсальные учебные действия,
освоенные на базе предметного
содержания, применяемые как в области
образовательного процесса, так и в
реальных жизненных ситуациях.
Механизмы воздействия стандарта
на учебный процесс (документация как
объект контроля)
• Базисный образовательный план
• Программа формирования и развития
универсальных учебных действий
• Планируемые результаты и примерные
учебные программы по отдельным
предметам
• Модели оценочной деятельности
• Базовые образовательные технологии
8
Механизмы воздействия стандартана учебный процесс (документация как объект контроля)
Виды универсальных учебных
действий
• Личностные
• Регулятивные
• Общепознавательные
• Коммуникативные
Российская академия образования
Универсальные учебные действия
(стандарт второго поколения)
Личностные УУД (самоопределение,
нравственноэтическое оценивание …)
Познавательные УУД (общие учебные
умения, постановка и решение практических
задач, логические…)
• Регулятивные УУД (целеполагание,
планирование, самоконтроль, самооценка …)
Коммуникативные УУД (планирование
учебного сотрудничества, согласование
действий с партнером, построение речевых
высказываний, работа с информацией …)
Стандарты первого и второго
Общие учебные
поколения 6
умения
Универсальные
учебные действия
(УУД)
• Познавательная
деятельность
• Речевая
деятельность и
работа с
информацией
• Организация
Личностные УУД
Познавательные УУД
• Регулятивные УУД
(целеполагание,
планирование,
самоконтроль, самооценка
• Коммуникативные УУД
(учебное сотрудничество,
согласование действий с
партнером, построение
речевых высказываний,
работа с информацией …)
деятель -ности -
целеполагание,
определение
способов контроля и
оценки
деятельности,
Личностные УУД
Личностные
УУД
Смысло
образование
Нравственно
этическое
оценивание
Самопознание
и само
определение
Виды УУД –
Регулятивные действия
Регулятив-
ные
действия
Целепола-
гание
Планиро-
вание
Прогно-
зирование
Контроль
Коррекция
Оценка
Волевая
само
регу-
ляция
Познавательные УУД
Познава-
тельные
действия
Обще-
учебные
Логические
Постановка
и решение
проблем
Коммуникативные УУД
Коммуни-
кативные
действия
Постановка
вопросов
Построение
речевых
высказы-
ваний
Лидерство и
согласование
действий с
партнером
Планиро-
вание
учебного
сотрудни-
чества
Речевая деятельность и работа
с информацией основа формирования
КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
• Первоначальные умения передачи, поиска,
хранения, преобразования, использования
информации:
• умение работать с учебником, словарем,
схемами, таблицами, иллюстрациями,
каталогом, художественными и
адаптированными научнопопулярными
текстами;
• умение использовать компьютерную технику
Основные читательские умения-
коммуникативные УУД
(стандарт второго поколения)
понимать и воспроизводить смысл
прочитанного.
• Навык чтения - как общеучебное умение
• Аналитические умения работать с
учебными, художественными и научно-
популярными текстами.
источников)
• Экранное чтение
• Библиографические умения.
• Овладение алгоритмом
информационного поиска
( поиск информации из различных
Аналитические умения работы с
учебной, художественной и научно-
популярной литературой (стандарт
второго поколения)
• Умение воспринимать
изобразительно-
выразительные средства
языка, авторскую позицию.
• Умение устанавливать
причинно-следственные связи,
выделять главную мысль
текста.
Новая технология – сущностная часть
содержания образования
изменение характера взаимодействия учителя с
классом
личностное включение всех учащихся в процесс
взаимного общения;
внешняя мотивация вытесняется формированием
осознанного мотива учения;
репродукция знаний заменяется решением
творческих учебных и практических задач
Базовые образовательные
технологии
Между обучением и
психическим
развитием человека всегда
стоит его деятельность
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
(ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ
«УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»)
образовательная задача
состоит в организации условий,
провоцирующих детское действие
20
Базовые образовательныетехнологии
Некоторые примеры учебной
деятельности: Русский язык
• Игры и эксперименты (со звуками и буквами,
словами, грамматическими структурами, текстами )
Работа с учебными моделями (слова, устные
высказывания, тексты)
•
• Наблюдения, обсуждения, описание и анализ
(слова и конструкции, тексты; особенности их
построения и употребления; порядок действий)
Группировка, упорядочивание, маркировка,
классификация, сравнение
•
• Преобразование и создание (списки слов, тексты,
памятки, плакаты и т.д.)
• Ежедневное чтение (вслух и “про себя”) и письмо
(списывание, письмо под диктовку, ведение дневников,
творческие работы и т.д.)
21
Некоторые примеры учебнойдеятельности: Русский язык
Базовые образовательные
технологии
ПРОЕКТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТ
Ь
Триада:
замысел
реализация
продукт
22
Базовые образовательныетехнологии
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ:
•Программно формируется умение детей работать
в группе, принимать помощь от одноклассников
и оказывать помощь, вести урок (фрагмент
урока), формулировать содержательную часть
проекта, оформлять результат (доклад, выпуск
газеты, репортаж, презентация…)
•Особое внимание уделяется обучению детей
работе с источниками информации ( оглавление
учебника как программа ученика; таблицы,
диаграммы, иллюстрации учебников, их
справочники и словари).
Базовые образовательные
технологии
Основа:
дифференциация требований
к уровню освоения, явное выделение
базового и повышенных уровней
УРОВНЕВАЯ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Основные принципы:
• открытость системы требований,
• предъявление образцов деятельности,
• «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований,
• посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учся,
• добровольность в освоении повышенных уровней требований,
• работа с группами «подвижного» состава,
• накопительная система оценивания.
24
Базовые образовательныетехнологии
Базовые образовательные
технологии
ЦОР как новое дидактическое
средство обучение
Экранное чтение
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И
КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Образовательная деятельность на основе ИКТ:
• открытое (но контролируемое) пространство
информационных источников,
• информационная поддержка учебного процесса,
25
Базовые образовательныетехнологии
Образовательная среда:
учебное и игровое пространства
Назначение:
• для подвижных занятий и для спокойной работы,
• для общения и для уединения,
• для «пробы сил» и для демонстрации достижений,
• для поиска информации
Учебное
пространство:
• место учителя,
• свободно оформляемое место
для работы учащихся,
• «центральное» место для выступлений,
• «центральная» доска,
• рабочие доски,
• уголок книг и других информационных
источников,
• аудио и видеоцентр, центр «письма»
• стол с раздаточными материалами
• выставки, стенды и т.п.
26
Образовательная среда:учебное и игровое пространства
Летом четвероклассники
отдыхали в лагере. Для
проведения соревнований
понадобилось оборудовать
спортивную площадку. Было
решено расположить на ней яму
для прыжков в длину,
волейбольную площадку,
мишень для стрельбы из лука и
доску для записи результатов
соревнований.
План спортивной площадки
Задание 1.)
Вожатая дала
четвероклассникам
план спортивной площадки.
Она попросила отметить на нём
расположение мишени
и доски,
соблюдая следующие условия:
– мишень надо расположить в пяти
метрах от лестницы;
– доску надо расположить более
чем в шести метрах от лестницы,
между флагом и елью, но ближе к
ели.
--Отметь на плане место
расположения мишени знаком М, а
доски для записи результатов Д.
4. Творческие работы: сообщения, сочинения
(устные и письменные), графические работы,
разыгрывание воображаемых ситуаций
УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ НАУЧНОЕ СООБЩЕНИЕ
Открой первую часть своего учебника
«Наш мир» на с. 70. Прочитай доклад
Миши Иванова о животных
Арктики. Понравился ли тебе Мишин доклад?
Развитие речи . 4 класс
Мне помогал Костя Погодин, —
Хочешь узнать, как Миша его подготовил?
признался Миша. — Сначала мы подобрали
составил план своего доклада. Вот как он
в библиотеке нужные книги. Потом я
выглядел.
Животные Арктики
1.Птицы Арктики.
2.Птичьи базары.
3.Как птицы и звери защищаются от
холода?
4.Чем питаются животные Арктики?