Презентация "Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы"
Оценка 4.9
Руководства для учителя
pptx
русский язык
Взрослым
07.08.2018
Данная презентация знакомит с приемами и формами работы по формированию метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы. Более детально описаны групповые формы работы учащихся, правила работы в таких группах, и названы метапредметные универсальные учебные действия, которые формируются в ходе такой работы. Также приведены материалы, созданные учащимися на таких уроках.
Формирование метапредметных УУД.pptx
Презентация "Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы"
метапредметных УУД
на уроках русского языка
Формирование
и литературы
Автор:
Тарасенко Светлана
Ефимовна,
учитель русского языка и
литературы
МБОУ «ДСОШ №3»
Добрянка 2016
Презентация "Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы"
«Метапредметы
– это не заумно и не
страшно. Этому
можно достаточно
быстро научиться».
Нина Громыко (к.ф. н.,
разработчик метапредметного
подхода)
Результатом метапредметного
обучения является развитие
действия.
мышления, понимания,
коммуникации, рефлексии,
Презентация "Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы"
Групповые
формы работы
Презентация "Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы"
Групповые формы работы
формируют следующие
метапредметные УУД:
• логическое и критическое мышление
школьников;
• навык организации своих мыслей;
• навыки устной речи;
• навыки риторики;
• эмпатию и толерантность;
• уверенность в себе;
• способность работать в команде;
• способность концентрироваться на сути
проблемы;
• навыки сотрудничества;
• манеры при публичном выступлении.
Презентация "Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы"
Технологический процесс
групповой работы на уроках
Презентация "Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы"
1. Знакомство с правилами
работы в группах
Критикуй идеи, но не человека.
Поощряй участие каждого в обсуждении.
Выслушай мнение каждого, даже если ты
не согласен с ним.
Стремись понять точку зрения других.
Перескажи мысль другого, если она тебе не ясна.
Сначала объяви все вопросы, потом их разбирай.
Ищи рациональное в высказываниях других.
Презентация "Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы"
Презентация "Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы"
2. Объединение в группы
• Лучше делить класс на группы по четырепять человек.
• Желательно поместить в одну группу разнополых детей.
• Надо учесть не только успеваемость, но и характер
взаимоотношений учащихся, их симпатии или антипатии,
мотивы межличностных предпочтений, готовность
к сотрудничеству.
• Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того,
чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли
реализоваться учебные возможности каждого члена группы,
в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
• Для организации рабочего места парты сдвигаются так, чтобы
могли вместе работать по 45 человек и чтобы отделить одну
группу от другой.
Презентация "Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы"
Способы
формирования
группы
По решению учителя. Можно выровнять группы
по силе учеников, в них входящих.
По знакам Зодиака. Необычное решение,
обычно впечатляющее учеников; неожиданные
сочетания учеников.
По набору лидеров (первым по рейтингу 5–7
ученикам предоставляется право набрать себе
группы).
По стилю интеллектуальной деятельности
(эрудит – критик – генератор идей).
Презентация "Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы"
3. Распределение ролей
• Координатор (его задача в данном виде работы –
выслушать мнения членов группы, распределить
обязанности, организовать и направлять работу
группы).
• Секретарь (записывает результаты работы).
• Оратор (представляет итог работы группы).
• Хранитель времени (следит за временем
выполнения задания).
• Критик (ищет слабые стороны и критикует).
• Художник (если это необходимо).
Презентация "Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы"
4. Подготовка
к выполнению задания
• постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
• инструктаж о последовательности работы;
• раздача дидактического материала по группам.
Каждая группа в зависимости от количества членов и уровня
задание
их подготовки получает определенное
(либо
одинаковое, либо дифференцированное).
Каждой группе
даётся набор учебных материалов для работы, где указаны
цель задания, перечень литературы и материалов, которыми
должны пользоваться ученики, порядок выполнения задания
какую часть задания выполняют индивидуально, какую
коллективно,
для
самопроверки.
контрольных
перечень
вопросов
Презентация "Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы"
5. Групповая работа
• знакомство с материалом, планирование работы
в группе;
• распределение заданий внутри группы;
• индивидуальное выполнение задания;
• обсуждение индивидуальных результатов работы
в группе;
• обсуждение общего задания группы (замечания,
дополнения, уточнения, обобщения);
•подведение итогов группового задания.
Задача учителя
ученика.
фиксировать работу каждого
Презентация "Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы"
6. Заключительная часть
• сообщение о результатах работы в группах;
• анализ познавательной задачи, рефлексия;
• общий вывод о групповой работе и достижении
поставленной задачи;
• дополнительная информация учителя для группы.
Презентация "Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы"
Из опыта работы
Презентация "Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы"
1. Составление плана сочинения.
2. Комплексный анализ текста.
3. Подготовка публичного
выступления.
4. Выпуск литературного журнала.
5. Решение олимпиадных и
конкурсных заданий.
6. Зачетные работы.
7. Решение литературных и
лингвистических кроссвордов,
викторин, тестов.
8. Творческая мастерская.
9. Пятиминутки.
10. Игровые формы.
Презентация "Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы"
Данилушка и сила нечистая
Как во славной сети Интернетушке
Поселилась сила да нечистая.
И задумала эта силушка нечистая
Думу чернуюпречерную, нехорошую.
Захотела эта силушка поганая
Заразить всех людей в Интернетушке
Страшным вирусом дикой злобушки.
А тем временем в одном городе,
Что стоит на реченьке Камушке
Да зовется именем милым Добрянушка,
Жил прекрасный богатырь Данилушка.
Славен был наш Данилушка силою,
Да не простой силою, а компьютерною.
Встал Данилушка грудью крепкою
На защитушку Интернетушки.
И разбил он силушку нечистую,
Разгадал секретный код доступа
Да разрушил вирус лютой злобушки.
Возликовали люди добрые,
Стали славу петь все Данилушке.
Презентация "Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы"
В школу утром я пошла,
Удивилась: «Ну, дела!»
На деревьях пляшут куры,
По воде плывет петух,
А в кустах сидит богатый
Новый русский Вини Пух!
Презентация "Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы"
Сочинение стихотворения
по содержанию изученного
Стихотворение по сказке М.Е. СалтыковаЩедрина
произведения
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Два генерала спокойненько спали,
Вдруг на остров они попали.
Нечего пить, нечего есть,
Решили они друг друга съесть.
Но, к счастью, этого не случилось,
И, чтобы в их жизни всё получилось,
Тут же решили быстро они,
Что мужика надо срочно найти.
За день весь остров они обошли,
Под деревом спящего мужика нашли:
Ах, лежебока, быстро вставай,
Сытно корми нас и угощай.
Тут же мужик проснулся, вскочил,
Рябчика поймал, суп им сварил.
Лодку построил и пухом устлал,
Генералов пристроил, на весла встал.
Довез их до дома, кухаркам отдал,
Ах, бедный мужик, почему ты не убежал?
Презентация "Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы"
Стихотворение
по сказкебыли
М.М. Пришвина
«Кладовая солнца»
Настя и Митраша хорошие дети.
Они умеют делать всё на белом свете.
И только однажды они поругались,
Разошлись по болоту и потерялись.
И сразу беда их настигла в лесу:
С этого времени и навсегда
Дом стороной обходила беда.
Настя увидела злую змею,
Митраша в трясину тут же попал
И, если б не Травка, конечно б, пропал.
Поняли дети, что надо жить дружно,
Ладить друг с другом поэтому нужно.
Презентация "Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы"
древнерусского языка
на современный
литературный
Перевод отрывка
из «Слова о полку
Игореве» с
Игорь къ Дону вои ведетъ! Уже бо бЪды его пасетъ птиць по
дубию; влъци грозу въсрожатъ по яругамъ; орли клектомъ на
кости звЪри зовутъ; лисици брешутъ на чръленыя щиты. О
Русская земле! Уже за шеломянемъ еси! Длъго ночь
мръкнетъ. Заря свЪтъ запала, мъгла поля покрыла. Щекот
славий успе; говоръ галичь убуди. Русичи великая поля
чрьлеными щиты прегородиша, ищучи себЪ чти, а князю
славы. (Игорь к Дону воинов ведет. Уже несчастий его
подстерегают птицы по дубам; волки грозу подымают по
оврагам; орлы клектом на кости зверей зовут; лисицы
брешут на червленые щиты. О Русская земля! уже ты за
холмом! Долго ночь меркнет. Заря свет уронила, мгла
поля покрыла. Щекот соловьиный уснул; говор галок
пробудился. Русичи великие поля червлеными щитами
перегородили, ища себе чести, а князю славы).
Презентация "Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы"
Пятиминутки
характеристика литературного
героя
(плюсы и минусы);
визитка автора или произведения;
ответ на трудный вопрос учебника;
вопросы для интервью с героем
произведения;
вспомним правило и приведем
примеры;
лингвистические разминки.
Презентация "Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы"
Ученики
позволяет
активно
оказываются
в атмосферу
мотивацию
личностное
Групповая форма организации работы на
уроках
включать
сотворчества,
учащихся
обучения,
создавать
стимулировать
восприятие
в
предмета.
условиях, когда им хочется высказаться,
так
каждый
ощущает свою личностную значимость, веру
в свои творческие силы.
Таким
формируются
и
метапредметные универсальные учебные
действия, которые пригодятся ребятам в
дальнейшем
учебной
деятельности, но и в дальнейшей жизни.
как
в микроколлективе
образом
не
только
в
Презентация "Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы"
Литература
1. Активные формы преподавания литературы. – М.: Наука, 1991. 175
с.
2. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе
учебной работы. – М.: Наука, 1991. – 134 с..
3. Жураковский, В., Сазонова З. «Работа в команде» как
педагогический принцип. // Высшее образование в России. – 2005. №8.
С. 39.
4. Котов, В.В. Организация на уроках коллективной деятельности. –
Рязань, 1977. – 115 с.
5. Кочетова, А. Подготовка к коллективной деятельности. // Высшее
образование в России. – 2005. №8. С. 151154.
6. Лиймет, Х.Й. Групповая работа на уроках. – М., 1975. 64 с.
7. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать: нетрадиционные уроки
по русскому языку и литературе: 511 классы/ Е.М. Мордес.
Волгоград: УчительАСТ, 2002. 82 с.
8. Турик Л.А., Осипова Н.А. Педагогические технологии в теории и
практике / А.Л. Турик, Н.А. Осипова. – РостовнаДону: Феникс, 2009. –
118 с.
Интернетисточники
1.Организация и проведение мастерклассов. Методические
рекомендации. / сост. Машуков А.В. Режим доступа:
http://gorono.ozersk.com/teacher/book/benefit/index.php
2.Климонова Г. Н. Опыт организации групповой работы на уроках.
Режим доступа: http://www.eidos.ru
3.Гусев А. Как организовать групповую работу на уроке литературы?
Режим доступа: http://www.scool.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.