Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа № 31
Красноармейского района Волгограда»
Автор работы:
Бережная Дарья Станиславовна,
учащаяся 9 «Б» класса
Научные руководители:
Вахитова Оксана Рустамовна,
учитель английского языка
Сергеева Рита Валерьевна,
учитель истории и обществознания
«Гендерные особенности учебной мотивации при изучении английского языка»
Исследовательская работа
по теме:
Актуальность нашего исследования заключается в том, английский язык на сегодняшний день является средством общения международного уровня, в связи с чем интерес к его изучению очень высок.
- Кто больше заинтересован в изучении английского языка, какие мотивы побуждают наших сверстников учить его?
- У кого выше мотивация выучить иностранный язык, у мальчиков или девочек?
Фролов
Пётр Данилович
Задачи:
1. Проанализировать литературу по данной теме.
2. Провести исследование среди девочек и мальчиков нашей школы.
3. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Цель работы – выявить гендерные особенности учебной мотивации подростков к изучению английского языка.
Гипотеза исследования: мы предположили, что у мальчиков мотивация к изучению английского языка ниже, чем у девочек.
Мы попытаемся доказать или опроверг нуть данную гипотезу в ходе исследования.
Материалом для исследования послужили:
результаты анкетирования;
четвертные и итоговые оценки по английскому языку среди учащихся 8-9 классов МОУ СШ № 31;
результаты участия мальчиков и девочек в олимпиадах и конкурсах по английскому языку.
Методы исследования:
анализ литературы по теме;
анкетирование учащихся школы;
опрос учащихся;
метод количественного и качественного анализа результатов.
Гендер представляет собой определение женщин и мужчин на основе их социальной роли. Это не то же самое, что пол (биологические особенности женщин и мужчин).
В англо-русском словаре В.Мюллера «гендер» (gender) имеет два значения: первое для обозначения грамматического рода, второе для обозначения пола в его шутливом смысле. Впервые термин «гендер» в его новом, не грамматическом смысле, использовал психолог Роберт Столлер в 1968 году.
Особенности мотивации учебной деятельности
возникновение у школьника стойкого интереса к определенному предмету;
степень адекватности самооценки учебных способностей подростка;
стремление найти свое место среди товарищей;
наличие у школьников «подростковых установок»
Для выяснения степени и факторов влияния гендерных особенностей при изучении английского языка мы предприняли практическое исследование, в котором приняли участие учащиеся 8-9 классов МОУ СШ №31 Красноармейского района Волгограда
в количестве 82 человек, из них – 33 девочки и 49 мальчиков.
Анкета «Как ты относишься к учёбе?»
1. Укажите свой пол
◯ Мужской ◯ Женский
2. Укажите, какой у вас склад ума, по вашему мнению.
◯ практический склад ума;◯ художественно-образный;◯ гуманитарный;◯ математический (аналитический) ◯ универсальный склад ума (синтетический)
◯ затрудняюсь ответить
3. Ситуация: Вы получили плохую оценку в школе. Будете ли вы сообщать об этом родителям самостоятельно?
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
4. Ситуация: В школе вас попросили сделать реферат, чтобы учитель мог раскрыть тему урока, а к вам неожиданно пришли гости. Сделаете ли вы реферат?
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
5. Вами будет управлять чувство ответственности? (относится к 5 вопросу)
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
6. Вами будет управлять чувство самопожертвования? (относится к 5 вопросу)
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
7. Вами будет управлять мотивация хорошей оценки? (относится к 5 вопросу)
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
8. Родители часто вас мотивируют чем-то материальным? (новый гаджет, деньги)
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
9. Родители часто вас мотивируют словами? (отрицательным воздействием)
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
10. Родители часто вас мотивируют словами? (положительное воздействие)
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
11. Для получения положительной, по вашему мнению, оценки вам требуется воздействие учителя?
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
12. Ваши друзья мотивируют вас в плане учебы?
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
13. Считаете ли вы, что девочки умнее мальчиков?
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
14. Считаете ли вы, что мальчики умнее девочек?
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
Ребята из 8-9 классов показывают высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Это выражается в наличии высоких познавательных мотивов, стремлении успешно выполнять все предъявляемые учителями требований.
Что касается гендерных особенностей учебной мотивации, то результаты говорят о том, что у мальчиков учебная мотивация выше.
Анализ результатов анкеты «Как ты относишься к учёбе»
Анкета «Нужен ли тебе английский язык?»
1. Нравится ли тебе предмет «английский язык»? Почему?
2. Как ты считаешь, нужно ли изучать английский язык? Пригодится ли он тебе в жизни?
3. Тебе на уроке английского языка интересно или скучно?
а) cкучно б) интересно
4. Что тебе больше всего нравится делать на уроке английского языка?
5. Как ты считаешь, на уроке английского языка ты работаешь в полную силу или мог бы заниматься лучше?
6. Хочешь ли ты повысить свои оценки по английскому языку?
а) да б) нет.
7. Что нужно для того, чтобы ты занимался лучше и повысил свои оценки по английскому языку? 8. Сколько времени ты обычно тратишь на заучивание слов, рассказа, стиха ни английском языке?
9. Какой вид работы на уроке ты предпочитаешь: самостоятельную, в паре, групповую, коллективную?
10. Хочешь ли ты заниматься дополнительно английским языком?
а) да б) нет
11. Какой из видов деятельности на английском языке является для тебя самым сложным, а какой самым легким?
а) чтение б) аудирование в) говорение г) письмо
12. Ищешь ли ты дополнительный материал по теме, которую изучаете на уроках английского языка? Почему?
- большинство учащихся нашей школы изучают английский, чтобы пользоваться им во время поездок и путешествий, а также лучше понимать особенности культуры и традиций стран изучаемого языка;
- страноведение занимает одно из первых мест среди интересов учащихся;
- ребята задумываются о будущей профессии и осознают, что без знания английского языка им будет сложнее найти хорошую работу
Анализ результатов анкеты «Нужен ли тебе английский язык?»
Анализ результатов этой анкеты не подтвердил нашу гипотезу о том, что у мальчиков способности к изучению иностранного языка ниже, чем у девочек, поскольку как мальчики, так и девочки выразили стойкий интерес к этому предмету
Вывод: мальчики и девочки имеют изначально одинаковые способности к изучению и гуманитарных и точных наук.
Под влиянием внешних факторов (воспитание в семье, отношения с учите- лями и одноклассниками, наличие или отсутствие мотивации к изучению того или иного предмета) разви вают одни способности и теряют другие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.