Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа № 31
Красноармейского района Волгограда»
Автор работы:
Бережная Дарья Станиславовна,
учащаяся 9 «Б» класса
Научные руководители:
Вахитова Оксана Рустамовна,
учитель английского языка
Сергеева Рита Валерьевна,
учитель истории и обществознания
«Гендерные особенности учебной мотивации при изучении английского языка»
Исследовательская работа
по теме:
Актуальность нашего исследования заключается в том, английский язык на сегодняшний день является средством общения международного уровня, в связи с чем интерес к его изучению очень высок.
- Кто больше заинтересован в изучении английского языка, какие мотивы побуждают наших сверстников учить его?
- У кого выше мотивация выучить иностранный язык, у мальчиков или девочек?
Объект исследования: мотивация учащихся при изучении английского языка.
Предмет исследования: гендерные особенности учебной мотивации, которые проявляются при изучении английского языка.
Фролов
Пётр Данилович
Цель работы – выявить гендерные особенности учебной мотивации подростков к изучению английского языка.
Гипотеза исследования: мы предположили, что у мальчиков мотивация к изучению английского языка ниже, чем у девочек.
Мы попытаемся доказать или опроверг нуть данную гипотезу в ходе исследования.
Материалом для исследования послужили:
результаты анкетирования;
четвертные и итоговые оценки по английскому языку среди учащихся 8-9 классов МОУ СШ № 31;
результаты участия мальчиков и девочек в олимпиадах и конкурсах по английскому языку.
Методы исследования:
анализ литературы по теме;
анкетирование учащихся школы;
опрос учащихся;
метод количественного и качественного анализа результатов.
Гендер представляет собой определение женщин и мужчин на основе их социальной роли. Это не то же самое, что пол (биологические особенности женщин и мужчин).
В англо-русском словаре В.Мюллера «гендер» (gender) имеет два значения: первое для обозначения грамматического рода, второе для обозначения пола в его шутливом смысле. Впервые термин «гендер» в его новом, не грамматическом смысле, использовал психолог Роберт Столлер в 1968 году.
Особенности мотивации учебной деятельности
возникновение у школьника стойкого интереса к определенному предмету;
степень адекватности самооценки учебных способностей подростка;
стремление найти свое место среди товарищей;
наличие у школьников «подростковых установок»
Для выяснения степени и факторов влияния гендерных особенностей при изучении английского языка мы предприняли практическое исследование, в котором приняли участие учащиеся 8-9 классов МОУ СШ №31 Красноармейского района Волгограда
Анкета «Как ты относишься к учёбе?»
1. Укажите свой пол
◯ Мужской ◯ Женский
2. Укажите, какой у вас склад ума, по вашему мнению.
◯ практический склад ума;◯ художественно-образный;◯ гуманитарный;◯ математический (аналитический) ◯ универсальный склад ума (синтетический)
◯ затрудняюсь ответить
3. Ситуация: Вы получили плохую оценку в школе. Будете ли вы сообщать об этом родителям самостоятельно?
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
4. Ситуация: В школе вас попросили сделать реферат, чтобы учитель мог раскрыть тему урока, а к вам неожиданно пришли гости. Сделаете ли вы реферат?
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
5. Вами будет управлять чувство ответственности? (относится к 5 вопросу)
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
6. Вами будет управлять чувство самопожертвования? (относится к 5 вопросу)
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
7. Вами будет управлять мотивация хорошей оценки? (относится к 5 вопросу)
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
8. Родители часто вас мотивируют чем-то материальным? (новый гаджет, деньги)
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
9. Родители часто вас мотивируют словами? (отрицательным воздействием)
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
10. Родители часто вас мотивируют словами? (положительное воздействие)
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
11. Для получения положительной, по вашему мнению, оценки вам требуется воздействие учителя?
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
12. Ваши друзья мотивируют вас в плане учебы?
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
13. Считаете ли вы, что девочки умнее мальчиков?
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
14. Считаете ли вы, что мальчики умнее девочек?
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
Ребята из 8-9 классов показывают высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Это выражается в наличии высоких познавательных мотивов, стремлении успешно выполнять все предъявляемые учителями требований.
Что касается гендерных особенностей учебной мотивации, то результаты говорят о том, что у мальчиков учебная мотивация выше.
Анализ результатов анкеты «Как ты относишься к учёбе»
Анкета «Нужен ли тебе английский язык?»
7. Что нужно для того, чтобы ты занимался лучше и повысил свои оценки по английскому языку? 8. Сколько времени ты обычно тратишь на заучивание слов, рассказа, стиха ни английском языке?
9. Какой вид работы на уроке ты предпочитаешь: самостоятельную, в паре, групповую, коллективную?
10. Хочешь ли ты заниматься дополнительно английским языком?
а) да б) нет
11. Какой из видов деятельности на английском языке является для тебя самым сложным, а какой самым легким?
а) чтение б) аудирование в) говорение г) письмо
12. Ищешь ли ты дополнительный материал по теме, которую изучаете на уроках английского языка? Почему?
- большинство учащихся нашей школы изучают английский, чтобы пользоваться им во время поездок и путешествий, а также лучше понимать особенности культуры и традиций стран изучаемого языка;
- страноведение занимает одно из первых мест среди интересов учащихся;
- ребята задумываются о будущей профессии и осознают, что без знания английского языка им будет сложнее найти хорошую работу
Анализ результатов анкеты «Нужен ли тебе английский язык?»
Анализ результатов этой анкеты не подтвердил нашу гипотезу о том, что у мальчиков способности к изучению иностранного языка ниже, чем у девочек, поскольку как мальчики, так и девочки выразили стойкий интерес к этому предмету
Вывод: мальчики и девочки имеют изначально одинаковые способности к изучению и гуманитарных и точных наук.
Под влиянием внешних факторов (воспитание в семье, отношения с учите- лями и одноклассниками, наличие или отсутствие мотивации к изучению того или иного предмета) разви вают одни способности и теряют другие.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.