Презентация "Групповая форма работы как средство формирования УУД в начальной школе"
Оценка 5

Презентация "Групповая форма работы как средство формирования УУД в начальной школе"

Оценка 5
Педсоветы
docx
окружающий мир +1
1 кл—4 кл
31.03.2017
Презентация "Групповая форма работы как средство формирования УУД в начальной школе"
Выступление.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани "Средняя общеобразовательная школа № 12"

 

 

 

 

 

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов :

 «Групповая работа как средство формирования УУД»

 

 

 

 

 

 

Подготовила учитель начальных классов

Ксенофонтова Елена Викторовна

 

 

 

Групповая форма работы как средство формирования УУД в начальной школе

Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая. Младшим школьникам очень нравится работать в группах.

      Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.(Слайд 1,2,3)

Во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная компетентность  относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как "способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий".  С этим термином тесно взаимосвязаны "информационная грамотность" и "информационная культура".(Слайд 4)

Коммуникативная ( общение людей, передача информации друг другу)  проблемная ( ставить перед собой вопросы, уметь находить решения), рефлексивная ( позволяет критически оценивать свою работу, работу товарищей).

Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. (Слайд 5).

Задачи групповой работы на уроке

·Активная познавательная деятельность

·Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности

·Развитие умений успешного обучения

·Совершенствование межличностных отношений в классе

·Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.

·Таким образом, группы выполняют коммуникативную (направленную на создание и сплочение коллектива) и личностно – ориентированную (направленную на самоорганизацию) функции.(Слайд 6)

       Одной из самых распространенных форм групповой работы, пожалуй, является работа в парах. Её успешно используют учителя уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. Чаще всего это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой.

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям. Начинать групповую подготовку целесообразно начинать с первого класса.

Сначала эти упражнения могут быть такого вида:

·Договоритесь и раскрасьте варежки для Машеньки. Они должны быть одинаковы.

·Создайте узор из красок зелёного и красного цвета, раскрасьте. Варежки должны быть одинаковы.

·Договоритесь и раскрасьте части пирамиды. Наклейте на шаблон.

·Раскрась левую картинку в своей тетради, а твой товарищ пусть раскрасит правую.

Позднее это могут быть взаимопроверки, взаимодиктанты и т.д.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. (Слайд 7)

     Парной работой может быть охвачен одновременно весь класс, часть класса, отдельные учащиеся. Так, например, если тема урока уже хорошо усвоена сильными учениками, только начинает осознаваться средними и пока непонятна слабым, учителю целесообразно дать задание парам, сформированным по принципу “сильный – средний”, а со слабыми работать самому. В другом случае сильные могут обучать слабых, а средние – работать индивидуально. Вариантов здесь может быть множество.

Работа в динамических парах применяется с целью выработки предметных умений, отработки навыков, творческого применения знаний, обучения учащихся планированию, контролю, оценке учебных действий. Полезна она для формирования понятий, так как позволяет провести наблюдения над различным материалом, найти общее и обобщить существенные признаки этого понятия.

Динамическая пара – это группа из четырёх человек, работающих попарно. Сначала работают дети, сидящие за одной партой (первая пара), затем разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду, и образуют новые пары (вторая пара). После завершения работы в парах необходимо обсуждение в группе результатов работы, подготовка к представлению результатов для общеклассного обсуждения.

После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах.(Слайд8)

Мозговой штурм.(Слайд 9)

·Используется для генерации идей.

·Соблюдается жесткий регламент.

·Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).

·После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.

Игра «Продолжи».(Слайд 10)

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).

Охота за сокровищами.(Слайд 11)

Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания.

Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Снежный ком.(Слайд 12)

Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Пазлы.(Слайд 13)

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

В заключение работы делают выводы.

Прием «Зигзаг». (Слайд 14)

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания.

(Слайд 15)

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному

1.     Он может контролировать.

2.     Организовывать.

3.     Оценивать работу учеников.

4.     Участвовать в работе группы.

5.     Предлагать участникам разные варианты решений.

6.     Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

7.      Оппонирование

8.      Рефлексия

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств.

·Повышается учебная и познавательная мотивация.

·Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

·В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

·Улучшается психологический климат в классе.

Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

·Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

·Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

·При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

В заключение несколько советов учителю по организации групповой работы:

(Слайд 16)

·Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

·Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

·Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;

·Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

·Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Оригинальное построение, новизна приёмов – очень важные факторы, способствующие повышению качества обучения, но право выбора всегда остаётся за учителем.

Я считаю, что проведение занятий в групповой форме – это один из мощных педагогических инструментов, которыми должен пользоваться учитель.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г

Групповая форма работы как средство формирования

Групповая форма работы как средство формирования

Одной из самых распространенных форм групповой работы, пожалуй, является работа в парах

Одной из самых распространенных форм групповой работы, пожалуй, является работа в парах

После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах

После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы

Улучшается психологический климат в классе

Улучшается психологический климат в классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017