Слайд 1. Здравствуйте! Весной вас ждут серьезное испытание – экзамен по русскому
языку. Обратите внимание на тему урока: «Способы сжатия текста». Знания и умения
по этому вопросу помогут вам не только на экзамене, но и во взрослой жизни. А как?
Давайте посмотрим.
Слайд 2. Мы должны научиться кратко и ясно излагать свои мысли, видеть в тексте
главное, уметь отсекать второстепенную информацию. Обратите внимание на
эпиграф. Известны лаконизм и меткость русских народных пословиц и поговорок,
многие из которых едко высмеивают многословие, болтливость: “звону много, да
толку мало”; “язык без костей”; “лучше ногою запнуться, чем языком”…
Слайд 3. Какие цели мы ставим перед собой при работе над сжатым изложением?
Чтобы этого добиться, что мы должны уметь делать?
Слайд 4. Я думаю, вы не раз и не два слышали, что надо научиться вычленять главное
в информации. А как определить, что главное, а что второстепенное? Самое первое,
что надо сделать, - это определить тему текста, другими словами, ответить себе на
вопрос: О чем (о ком) этот текст? Тема – круг событий и лиц, составляющих основу
текста; то, о чем говорится в тексте. А затем задайте себе второй вопрос: зачем
написан этот текст? Ответом на него вы определите идею текста или главную мысль.
Главная мысль раскрывает цель текста, его назначение, смысл; то, чему учит текст.
Слайд 5.
Все остальное, что наш текст детализирует, украшает, дополняет,
разъясняет, - это второстепенная информация, которую можно сокращать,
объединять и опускать.
Слайд 6. Значит, чтобы успешно справиться с компрессией (сжатием) текста, надо
найти ключевые слова и словосочетания, установить причинно-следственные связи
(способ развёртывания) текста: ответ на поставленный вопрос, доказательство или
опровержение бытующего мнения, материал для обобщающего вывода; определить
стиль и тип речи; разделить текст на композиционно-смысловые части (абзацы);
определить микротему абзаца.
Слайд 7. В предыдущем слайде прозвучали заветные словосочетания Типы речи и
Стили речи. Активизируем долговременную память и вспомним, что тип речи – это то,
что я хочу сказать
Слайд 8. А стиль речи – это то, КАК я хочу это сказать.
Слайд 9. При работе нам понадобятся следующие термины: лаконизм, краткий,
короткий, абзац, тема текста, главная мысль текста, ключевые слова. Чтобы
вспомнить их значение, посмотрите на слайд.
Слайд 10. Что значит “СЖАТЬ ТЕКСТ”? “Сжать” текст – это значит “сократить его, но
при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце”; “убрать все лишнее и оставить
только главное, а это и есть самое трудное”; “отказаться от подробностей”. При
сжатом изложении обязательно сохранение стилевых особенностей, основных мыслей
автора, логической последовательности событий, характеров действующих лиц.
Как это можно представить? Когда мы пишем письмо маме или другу, мы свободно
излагаем свои мысли, не следим за количеством слов. Если у нас мало времени, мы
пишем записку, излагая только самое главное, сообщая минимум подробностей. Если
мы ограничены в количестве слов, то пишем телеграмму или СМСку. Вот так можно
представить степени сжатия текста.
В основном мы пользуемся тремя способами компрессии (сжатия) текста.
Слайд 11. Сначала мы потренируемся выбирать емкие и краткие слова для выражения
мысли. Вы всегда этим занимаетесь, когда разгадываете сканворды или кроссворды.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Посмотрите, как называется этот прием – ЗАМЕНА.
Слайд 12. Попробуйте свои силы в тетрадях. Замените выделенные слова одним словом
Слайд 13. Самостоятельно
Слайд 14. Самостоятельно
Резко, с шумом закрыть (захлопнуть).
Плохо растущий, болезненный (чахлый) – Каким художественно-
Идти, делая частые, мелкие шаги (семенить).
Говорить, перебивая друг друга (наперебой) – наречие.
Такой, в котором приятно и удобно жить (уютный).
Ударить, сильно размахнувшись (наотмашь) – Почему на конце Ь? (наречие на
изобразительным средством является это слово? (эпитет)
шипящую) Слайд 15. Чем интересно следующее предложение? Как его можно сократить? Это бессоюзное сложное предложение.
Его особенностью является интонация перечисления, которая встречается и при однородных членах предложения. Поэтому
для сокращения можно к сказуемым и подлежащим подобрать обобщающие слова: желтеет, белеет, синеет, горит пунцовыми
пятнами – пестреет; дрок колокольчики, ромашка, гвоздика – цветы. В степи пестреют цветы или Степь пестреет цветами. Это
явление в русском языке называется синтаксической синонимией:1) замена сложного предложения простым; 2) замена
однородных членов обобщающим словом.
Слайд 16. Следующее задание по группам. У вас на партах есть листы с пометкой
Приложение 1.
Ученики выполняют задания по группам. При проверке они сверяют свои ответы
со слайдами 17,18,19.
Слайд 17. Следующий прием ИСКЛЮЧЕНИЕ второстепенной информации. Справиться
с этой задачей вам поможет памятка в Приложении 2:
1.
2.
3.
Выделяем в каждом предложении ключевые слова, обращаем внимание на
Отсекаем пояснения, детали, описание маловажных фактов, комментарии.
Отбираем лексические и грамматические средства, способные связно и кратко
главную часть СПП.
передать информацию.
Слайд 20. Итак, подведем итоги. С какими способами сокращения (компрессии) текста
вы познакомились? Обратите внимание, эти знания и умения вам пригодятся не
только на экзамене, но и в дальнейшей жизни: в студенчестве, на работе, в
общественной жизни.
Слайд 21. Мы не зря сегодня с вами трудились. В домашнем задании вы закрепите
ваши умения. Сегодняшнюю презентацию вы сможете найти на моем сайте и
воспользоваться ею для подготовки к экзаменам.
Слайд 22.
Слайд 18. Прочитайте слова Дмитрия Сергеевича Лихачева. Как вы их понимаете?
Какой тип речи вы используете для ответа на вопрос? (Рассуждение). В чем
особенность этого типа? (Четкая структура: тезис, аргументы, вывод).
Самостоятельно примените способ Исключение
Слайд 19. Третий прием – СЛИЯНИЕ. Несколько предложений объединяем в одно.
Используя памятку, выполните задание. Помните, что слияние не обходится без
исключения.
Выделяем в каждом предложении ключевые слова, обращаем внимание на
1.
Определяем главную мысль высказывания.
2.
3.
Определяем смысловые отношения между предложениями (причина –
главную часть СПП.
следствие, формулировка закона – пример). Анализируем союзы и союзные слова,
вводные конструкции.
Отсекаем пояснения, детали, описание маловажных фактов, комментарии.
Отбираем лексические и грамматические средства, способные связно и кратко
4.
5.
передать информацию.
Презентация и материалы по русскому языку "9 класс. Способы сжатия текста"
Презентация и материалы по русскому языку "9 класс. Способы сжатия текста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.