Материал для учителя . Урок развития речи в 5-м классе по теме «Письмо» знакомит учащихся со структурой письма, с разными видами писем. На уроке формируется навык написания писем родным, близким, друзьям.
Цели:
1.На основе творческих заданий познакомить учащихся с жанром письма, его видами, раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии.
2.Изучить алгоритм написания письма и правила заполнения конверта.
3.Привить интерес к эпистолярным жанрам, воспитывать сознательное отношение к русскому языку как основному средству общения.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:учащиеся научатся писать письма, соблюдая правила эпистолярного стиля; понимать роль писем в жизни человека.
Метапредметные: умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
Личностные: формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей.
Развиваемые УУД:
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
Регулятивные:осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;
Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования жанра письма.
Оборудование: медиапроектор, компьютер,, выставка журналов, газет, мультимедийная презентация, чистые конверты..
Урок – практикум
по русскому языку
в 5 классе
тема:
«Письмо»
Цели:
1.На основе творческих заданий
познакомить учащихся с жанром
письма,
его видами, раскрыть значение
письма как средства общения
людей на расстоянии.
2.Изучить алгоритм написания
письма и правила заполнения
4.Воспитывать сознательное
конверта.
отношение к русскому языку как
3.Привить интерес к
основному средству общения.
эпистолярным жанрам.
История
письма
Первым историческим типом письма была пиктография, т.е.
картинное письмо. Пиктограммы – единицы такого письма
выцарапывались, а затем и рисовались на стенах пещер, на
скалах и камнях, на рогах и костях животных, на бересте.
История письма
иероглифы Египет
История письма
Кипу – узелковое письмо инков. Каждый кипу состоит из
основного шнура, к которому прикрепляются узлы и
сплетения в виде бахромы: узлы и сплетения разного цвета
и расположения имеют условное значение как заметка на
память об административных и хозяйственных
распоряжениях.
История письма
Идеографическое письмо -
ковёр.
Империя инков . Язык кечуа
История письма
Вампум –бусы алгонкинских и ирокезских племён:
были не только украшением, их использовали как
предметные «записи». Важна была символика цвета:
белый цвет означал мир, здоровье, благополучие;
чёрные бусы извещали о смерти вождя; красные
извещали о войне.
В XVI – XVII веках письма
перевозили ямщики в специальных
почтовых каретах-почтовых
тройках, и, чтобы не было
задержек при смене лошадей,
ямщики, подъезжая к яму
(селению), громко свистели.
Свистом они погоняли лошадей и
давали сигнал всем встречным
освободить дорогу.
Пётр I решил сделать
всё как в Европе. Так
появился почтовый
рожок. В XIX веке он
стал символом
российской почты,
его изображения
появились на
почтовом флаге,
вывесках, печатях.
Но по своему
практическому
назначению он почти
не использовался и
остался как почтовый
символ.
Что такое письмо?
• письмо - «бумага с написанным на
ней текстом, посылаемая кому-либо с
целью сообщения о чем-либо,
изложения своих мыслей, выражения
чувств».
• Это слово происходит от греческого
слова эпистоле. Написание письма
относится к эпистолярному жанру.
ЭПИСТОЛА – послание; это написанный текст, посылаемый
для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР – жанр, в котором пишутся письма,
Эпистолярная литература (от греч. epistole —
ведётся переписка.
письмо),
Изданные письма частного характера.
Совокупность произведений, использующих форму
письменного обращения к другому лицу.
Письмо является дополнительным средством общения.
Письмо возникло в глубокой древности в связи с
небходимостью передавать свои мысли другим людям и
потомкам.
С развитием человеческого общества развивались и
совершенствовались уже возникшие виды письма, возникали
новые виды письма, расширялись его функции.
Почту, письма и
журналы
По домам разносит он.
Ходит он во все
кварталы
И заходит в каждый
дом!
Синий домик у ворот.
Угадай, кто в нём
живёт.
Дверца узкая под
крышей-
Не для белки, не для
мыши.
В эту дверь влетают
вести,
«Экскурсия в прошлое»
Почтовый ящик был придуман
моряками в 16 веке.
Направляясь из Европы в Индию,
морские путешественники
оставляли письма в большом
каменном ящике на мысе Доброй
Надежды, а возвращавшиеся
корабли забирали послания в
Европу. Подобная связь
действовала четко в течение
нескольких столетий…
- Госпожа Бревер – жена владельца бумажного магазина в
городе Брайтоне – расскажет нам о том, как был придуман
почтовый конверт. (Сообщение старшеклассницы.)
В 1920 году владелец магазина а английском городе
Брайтоне г-н Бревер решил для привлечения покупателей
устроить в витрине магазина оригинальную выставку. Всю
ночь он трудился над сооружением грандиозной пирамиды
из бесчисленных бумажных листов самых разных размеров.
Основанием пирамиды служили листы бумаги,
предназначенные для печатания газет, а вершиной –
листок бумаги величиной с визитную карточку.
Бумажная пирамида в витрине магазина привлекла
внимание всего города.
Бревер, продумав форму и размеры, изготовил небольшую
партию таких мешочков и стал вручать их своим
покупателям. Мешочки имели громадный успех и получили
название «конверт». Успех конвертов был столь велик, что
Бревер вынужден был поручить их изготовление 12
специальным предприятиям.
телеграфное отправление, получатель
Адресат Лицо, получающее почтовое или
Адресант Лицо, посылающее почтовое или
Почтальон
Почтовый ящик
телеграфное отправление, отправитель
Виды писем
Деловое Личное
письмо-рассказ
письмо-поздравление
письмо-просьба
благодарственное
письмо
Алгоритм написания
письма
1) Приветствие или обращение – имя того, кому
предназначено письмо.
Здравствуйте…
2) Вступление – вопросы, отражающие интерес
к жизни адресата, добрые слова в его адрес,
пожелания.
3) Основная часть – изложение информации,
интересующей адресата.
4) Заключение – выражение уважения, любви,
преданности, формулы прощания.
Подпись. Дата.
Каким должно быть
письмо?
Доброжелательн
ым
Интересным
Своевременным
Аккуратно
написанным
От кого Иванова И.И.
Откуда г. Курск, ул. Парковая, д. 4,
кв. 15
398520
Кому Ивановой Ольге
Ивановне
Куда Курская
область, г. Суджа, ул.
Ленина, д.7
307800
Итоги урока
- Сегодня на уроке вы многое узнали об истории
письма, познакомились с правилами
заполнения конверта, писали письма разных
видов. А что же объединяет ваши письма?
(относятся все письма к личным.)
- Наконец пришло время открыть вам небольшой
секрет: письмо, которое пришло к нам по
ошибке, написал герой рассказа А. П. Чехова –
Ванька Жуков. И пока вы учились писать
письма, мои помощники его разыскали. Вот он,
встречайте (входит переодетый ученик.)
Расскажите Ване, что ему нужно знать, чтобы
его письмо дошло до дедушки.
(дети рассказывают о правилах заполнения
конверта, показывают).
Подведём итоги
- Какой теме был посвящён урок?
- Что вы узнали нового?
- Чему научились на уроке?
- Что вам запомнилось больше всего?
Домашнее
задание
Творческая
работа
Использованные ресурсы:
1. http://survincity.com/wp-content/uploads/images/pict_cd0fdbd087184d899c8c8c1601ff306f.jpg
2.http
://compulenta.computerra.ru/upload/iblock/1e5/kipu1_resized_width_a400070d3ff30520b19854b6bcc484da_500_q95.jpg
3.http://40.media.tumblr.com/84a94fcae69b5ad9d31deb2e82f36841/tumblr_nl3r7gpCfn1siucwxo1_1280.jpg
4.http
://www.copyright-free-images.com/copyright-free-images/art-copyright-free-images/egyptian-hieroglyphs-at
-the-british-museum-in-london_w725_h544.jpg
5.http://geolenok.ru/sites/default/files/imagecache/article-full-image-geolenok/shutterstock_34806580.jpg
6.http://img-fotki.yandex.ru/get/9804/158289418.201/0_123b40_502d5150_XL.jpg
7.http://cmak.by/uploads/posts/2014-03/skinali_pic_h_435_b.jpg
8.http://www.tadeuszwrona.pl/user_files/189/OldLetters.jpg
9.http://braid-hairstyle.com/photo/56175727e8a90.jpg
10.http://iskra-et.ru/media/iskraetru/2014/6/6-9.jpg
11.http://lozrada.kharkov.ua/wp-content/uploads/34374363.jpg
12.http://www.passionforum.ru/upload/090/u9071/037/3b4b4201.jpg
13.http://porno.vsetke.ru/thumbnails/946/5221cb11d828ba6277ea397915bf17d9.jpg
14.http://storage.surfingbird.ru/s/13/10/5/1/r2_elE933D82_orig_3f3ddcbb.jpg
15.http://1az.ucoz.ru/_nw/0/46872076.jpg
16.http://3.bp.blogspot.com/_B7-0V09A21M/TBVdoOXPVCI/AAAAAAAAADM/bguzUXmG8tA/s1600/Quipu.jpg
17.http://oboi.tululu.org/o/18/82062/prew.jpg
18.http://pda.fedpress.ru/sites/fedpress/files/amorozova/news/pismo.jpg
19.http://www.pptclipart.com/thumb/Art-classical-letter-paper-free-ppt-backgrounds.jpg
20.http://mob.rgo-sib.ru/book/arts/21/16fa0b6800b5.jpg
21.http://sfw.so/uploads/posts/2012-05/1336042139_08.jpg
22.http
://i.piccy.info/i9/1853067592da57fe4e37b7f5ccaf364a/1438612771/155273/908694/0_12cf0e_e8523eb6_XXXL_800.
jpg23.http://forum.philatelie.ru/uploads/monthly_02_2010/post-4316-1266688084.jpg