Презентация и технологическая карта урока в 5 классе по теме "Чередование О-А в корнях -ЛАГ- -ЛОЖ-"

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • pptx
  • 09.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок русского языка в 5 кл.pptx
Добро пожаловать на урок в страну Корней!
Остров Догадок
Загадки Чёрные, кривые, от рожденья все немые,                А как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят. Земля белая, а птицы в ней чёрные.  Буквы­значки, как бойницы на парад,                   В  строгом порядке построены в ряд,                 Каждый в условленном месте стоит                        И называется всё… Какая водица только для грамоты годится?
Определяем тему и проблему урока Предл. .гать, предл.  .жить, сл. .гать, сл. .  жить,     прил. .гать,     прил. .жить
Распределите слова в два столбика. Выделите в словах корни. Выделите  суффиксы  после  корня,  подчеркните  конечный согласный корня. Выявите закономерность. Предлагать, сложение,  предложить, прилагать,  слагать, приложить.
Распределите слова в два столбика. Выделите в словах корни. Выделите  суффиксы  после  корня,  подчеркните  конечный согласный корня. Выявите закономерность. Предлагать — предложить,  слагать — сложение,   прилагать — приложить.
Полуостров Размышляй-ка
Безударная гласная в корне слова  Проверяемая ударением Непроверяемая  В корне  с чередованием
Правописание чередующих гласных О – А в корнях -лаг- — -лож-
Архипелаг Новых Знаний
Решаем проблему,  открываем новые знания                                  Прочитайте слова.            излагать                 излагать                 изложить        изложить        слагать                   слагать                                                                               сложение        сложение                                          • Проанализируйте слова в левой и правой колонке.  • Попробуйте установить закономерность в написании букв а–о в  корне ­лаг­/­ лож­. прилагательное    прилагательное                                                                        приложение    приложение                                                                                  Проверьте себя. Корень ­лаг­/­ лож­ называется корнем с чередованием! Проверочное слово к нему подбирать нельзя!  Исключение:   полог (занавеска, закрывающая,  загораживающая кровать).
Физкультминутка
Остров Напиши-ка
Восстановите текст, используя слова для справок.  Вставьте пропущенные буквы. Объясните графически  выбор гласной в корне слова. Объясните знаки  препинания. Наступило утро. Мы аккуратно__________ вещи  в рюкзак и отправились по __________  маршруту.  ______________на опушке среди  молодых берез. Выбранное нами место  ___________ недалеко от реки. Взрослые  __________ костер, а дети побежали на берег  играть.         Слова для справок: распол..галось, сл..жили,                  предпол..гаемому, разл..жили,  распол..жились.
Составьте с существительными из первого столбика и  подходящими по смыслу глаголами из второго  столбика словосочетания и запишите их. Объясните  написание пропущенных букв.(упр. 447)   пол..жение изменить изл..жение высказать сл..гаемое закончить предпол..жение просклонять прил..гательное уменьшить сл..жение произвести
Составьте с существительными из первого столбика и  подходящими по смыслу глаголами из второго  столбика словосочетания и запишите их. Объясните  написание пропущенных букв.(упр.447) что? что? пол..жение изл..жение что? сл..гаемое что? предпол..жение прил..гательное что? сл..жение что? о о изменить высказать закончить а просклонять уменьшить произвести о а о
ЗАПОМНИ! Нет в русском языке слов  ложить, ложу, положь, покласть. Есть слова кладу, положу,  положить, класть.  Составьте с этими словами  словосочетания.
Грамматические нормы положить класть (что делать?)    кладу  я …      ты …      кладёшь      клáл(а)           кладёт    он(а)  …       мы …       кладём                              кладёте вы …      клáли             кладут они … кладѝ(те) тетрадь портфель рюкзак учебник каша котлета (что сделать?)    положу  я …           положишь ты …      положѝл(а)            положит    он(а)  …             положим мы …                                  пол жите вы …        положат они …      положѝ(те) ό  положѝли тетрадьпортфельрюкзакучебниккашакотлета
Остров Встречай
Сравните слова в двух столбиках. Почему они распределены в две группы? ложь ложный предложение положение изложить выложить
На этом уроке я поняла     запомнила узнала выяснила открыла для себя научилась
Осмысление домашнего  задания Выполните упражнения 450: Составьте и запишите предложения              с данными словами, выделите  изученную орфограмму.
Сделай свой выбор!
Спасибо за путешествие!
Интернет-источники http://gotowall.ru/f/3/masha_i_medved_19 20x1200.jpg   http://office.microsoft.com/ru­ru/i mages/results.aspx?qu=%D0%BF%D1%82% D0%B8%D1%86%D1%8B&ex=1#ai:MC9002809 36|mt:1|    http://smallbay.ru/kustodiev.html