**В настоящее время сфера образования переживает период качественных преобразований.
*Федеральные государственные образовательные стандарты являются общеорганизующим документом, который задает направление при разработке общешкольных и поурочных планов работы.
Учителя начальных классов по физической культуре работают по программе, которая разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Новый федеральный стандарт предполагает проведение уроков физической культуры с достижением определенных результатов и поэтому Цель этой программы — это формирование разносторонне физической развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения своего здоровья.
*В результате обучения, Выпускник на ступени начального общего образования получит возможность научиться
· Применять теоретические знания на практике;
· сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
· выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
· играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам;
· выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
· выполнять передвижения на лыжах.
u * Исходя из этого Важнейшее требование современного урока по физической культуре – обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к обучающимся с учётом:
- состояния здоровья;
- пола;
- физического развития;
- двигательной подготовленности;
- особенностей развития;
- психических свойств.
*Приступая к работе надо прежде всего определить , с каким составом обучающихся предстоит работать в течение нескольких лет.
u Индивидуально-дифференцированный
подход важен на уроках физической культуры для всех обучающихся с разным
уровнем развития.
*Почти в каждом классе, условно, можно разделить детей на несколько
групп по отношению к предмету физической культуры (категорий):
u совершенно здоровые, но “тучные” дети, не желающие трудиться;
u дети, временно перешедшие в подготовительную группу из-за болезни;
u плохо физически развитые дети, которые боятся насмешек, замыкаются;
u хорошо физически развитые дети, которые могут потерять желание заниматься на уроках, если им будет очень легко и неинтересно.
Поэтому и необходимо дифференцирование задач, содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений.
* Все учащиеся школы по уровню здоровья и физической подготовленности подразделяются на три медицинские группы занятий физкультурой:
§ Основная. Здоровые дети, не имеющие серьезных проблем со здоровьем.
§ Подготовительная. Дети с незначительными проблемами со здоровьем.
§ Специальная (А, Б). Дети с серьезными нарушениями в работе главных систем организма и с хроническими заболеваниями. Это дети –инвалиды (спец программа)
*Занятия в этих группах различаются:
учебными программами
требованиями к уровню освоения учебного материала
объемом и структурой физической нагрузки
* Наши дети на параллели входят в основную группу для занятий физкультурой и занимаются по одной учебной программе.
*Также учащихся разделяют по видам групп здоровья и их 5. Следует понять, что медицинская группы здоровья, и группы здоровья для занятий физкультурой – это не одно и то же.
Остановимся поподробнее на каждой из них (группы здоровья):
u Первая группа – это полностью здоровые дети, которые не имеют никаких проблем.
u Вторая группа – является самой распространенной на фоне других, здесь есть небольшие отклонения в здоровье, сопротивляемость к заболеваниям снижена.
u Третья группа – дети, у которых есть хронические болезни, но они находятся в процессе ремиссии, иногда случаются обострения, осложненность основного заболевания отсутствует.
u Четвертая группа – дети с хроническими болезнями, которые сопровождаются частыми обострениями.
u Пятая группа – является самой тяжелой группой, сюда относятся дети с тяжелыми хроническими болезнями с крайне редкими ремиссиями и частыми приступами. (инвалиды)
*К основной физкультурной группе здоровья относят здоровых детей с 1-й и 2-й группами здоровья, не имеющих нарушений в состоянии здоровья или имеющих легкие нарушения/ Например, лишний вес, ВСД (Вегетососудистая дистония), дискинезию (нарушение пищеварительной системы) или же легкую аллергию. (под эту группу входят наши дети 3 классов).
Детей из данной группы мы допускаем до…
u Сдачи норм ГТО.
u Учебных занятий в полном объеме.
u Сдачи нормативов.
u Тренировок в спортивных секциях.
u Участия в соревнованиях, турнирах, олимпиадах.
u Участия в туристических походах.
u Занятий в спортивной школе.
*К подготовительной группе физкультурных занятий относят тоже детей со 2 группой здоровья.
Детей из данной группы допускают до:
Занятий по обычной программе, но с исключением отдельных видов тренировок и упражнений.
Все нормативы выполняются — только при условии особого разрешения специалиста или не допускаются вообще.
А к специальной группе занятий физкультурой относят – 3, 4 и 5 группу здоровья. Мы их подробно уже рассматривать не будем. Для таких детей разрабатывается специальная учебная программа. У нас таких детей в школе нет.
*У кого – то может возникнуть вопрос, почему у нас есть ребята с 3 группой здоровья, но они входят в основную группу для занятий физкультурой. Дело в том, что это зависит от определенного диагноза у ребенка. В моем классе с 3 группой –ребенок ЗПР. Но в физическом развитии у него проблем нет и противопоказаний в выполнении каких-либо упражнений нет. Поэтому он входит в основную физ.группу и занимается наравне со всеми по общей программе.
Физкультурную группу для учащихся определяет мед.работник.
*Как мы реализуем индивидуально- дифференцированный подход на уроках физкультуры:
u При сдаче контрольных нормативов неудовлетворительная отметка не ставится; (т.е оценивается результат ученика в динамике с предыдущим, есть ли рост?)
u Снижена дозировка физической нагрузки. (делают в меру своих сил);
Например, слабые ребята знают свой предел и когда чувствуют перегруз могут остановиться в беге и просто идти по залу по кругу, восстанавливая дыхание. Дети, которые посильнее продолжают бег в том же темпе. Также с учащимся обговорено, если не могут выполнить то или иное упражнение в полном объеме, то выполняют его, как могут, до своего предела, но надо стараться улучшать свой результат с каждым разом, а не просто бросить выполнять упражнение вообще.
u Это может быть меньшее число повторений (не требуется, чтобы выполнял наравне со всеми);
u *Более длительные паузы для отдыха;
u При выполнении нормативов, выбирают самостоятельно по желанию себе пару.
u При проведении упражнений в соревновательной форме распределяются слабые ученики по всем командам.(в результате - смешанные команды)
u Часто ребята сами проводят разминку.
u *Временно освобожденные обучающиеся, после болезни присутствуют на уроках:
- помогают в подготовке инвентаря
- судействе
- принимают участие в допустимых заданиях (выполняют разминку)
- знакомятся на уроках с теоретическими сведениями
- с техникой выполнения некоторых двигательных действий.
u *При выставлении отметки учитываются теоретические знания, техника выполнения двигательного действия, прилежание, а также соблюдение техники безопасности.
u Широко применяются методы поощрения, словесные одобрения.
Одних детей надо убедить в собственных возможностях, успокоить, подбодрить; других – сдержать от излишнего рвения; третьих – заинтересовать.
Всё это формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности.
u *В конце урока обязательно подводим итог. Дети сами оценивают свои возможности, свою работу.
u Кто считает, что выложился сегодня на «отлично» и выполнял качественно разминку, не нарушал дистанцию и технику безопасности, кто проявлял активное участие в играх - это 5. Дети уже эти критерии хорошо знают.
Кто считает, что выложился не в полную силу, хотя мог бы? Если ученик ставит себе отметку ниже 5, то обязательно спрашиваем, почему он так считает, какие были недочеты и т.п.
*Согласно требованиям ФГОС физкультурно – оздоровительная работа реализуется и во внеурочное время. Она проводится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников, основная цель – это вовлечение родителей в образовательный процесс, в физическое и эмоциональное воспитание детей. Наша работа с родителями заключается в следующем:
u Индивидуальные консультации. (Если ребенку дается трудно упражнение, уточняем у родителей нет ли противопоказаний по здоровью и т.п)
u Рекомендуем родителю посещать ребенку спортивную секцию.
u Совместные соревнования, приуроченные к каким-либо праздникам.
u Участие родителей и детей в районных соревнованиях.
u Выступление родителей на родительских собраниях о укреплении здоровья
(у которых есть медицинское образование)
u Приглашение родителей на уроки физкультуры.
*Н-р На родительском собрании для создания комфортных условий было принято решение сделать приспособление для хранения лыж.
Здоровый ребенок- успешный ребенок в школе!
Конечно, на ряду с этим есть и проблемы в реализации индивидуально-дифференцированного подхода.
u Лояльное оценивание возможностей ребенка.
(Ученик занимается в меру своих возможностей, но выполнить норматив не может, хотя противопоказаний нет и оценивать мы должны ребенка наравне со всеми).
Следующая проблема это ..Желание детей на уроках только играть. (С неохотой выполняют разминку, могут лениться и делать не в полную силу, жалуясь на боли) И тут уже чисто на доверии, либо ученик действительно не может, либо он отлынивает.
u Сомнение в своих возможностях. Некоторые бояться приступать к нормативу, не попробовав свои силы. Страх не справиться. (Возникает вопрос «Каким образом развивать данное умение?)
u Медицинский осмотр в начале года не совсем корректный. (Например, был случай, когда ребенку ставили группу для занятий физкультурой основную. Позже учитель узнает от родителей, что у ученика одна почка).
*Мы провели анкетирование с целью узнать насколько мотивированы наши дети на занятия физической культуры. Данная картина показывает, что в основном дети охотно занимаются физической культурой, получают удовольствие и с нетерпением ждут этого урока. Мотивация сформирована на хорошем уровне.
№ |
Утверждения |
|
1 |
Я всегда с нетерпением жду уроков физической культуры, потому, что они помогают укреплять мое здоровье. |
93% |
2 |
Занятия физкультурой и спортом помогают мне развивать волю и целеустремленность. |
77% |
3 |
Я всегда нахожу возможность заниматься физкультурой, потому, что движения доставляют мне радость. |
81% |
4 |
Мне приходится ходить на уроки физической культуры, чтобы получить оценку. |
12% |
5 |
Интерес к физической культуре у меня не пропадает и во время школьных каникул. |
90% |
6 |
Я получаю удовольствие от занятий физкультурой и спортом. |
87% |
7 |
Когда я вырасту, я обязательно буду продолжать заниматься спортом. |
93% |
8 |
Если бы учитель сказал, что завтра можешь не приходить на уроки физкультуры, то я бы очень обрадовался(лась) и не пошел (ла). |
12%
|
*Каковы же наши результаты: динамика по состоянию здоровья на протяжении трех лет обучения показывает, что в 3а классе состояние здоровья у детей стабильное, в 3б классе число часто болеющих детей значительно снижено.
*Ежегодно мы проводим президентские тесты. Они показывают также положительную динамику с личностным ростом каждого ребенка. (напомню, что президентские тесты – это нормативы уровня спортсмена). И по общей таблице не все, конечно, дотягивают до высшего уровня, а то и хорошего. Поэтому мы наблюдаем положительную динамику каждого ученика, есть ли личный прирост в данном нормативе. А в целом по классу уровень хороший.
*Ну и стараемся вовлечь ребят в районные соревнования. Общее количество ребят на параллели дает такую картину. В 3 классе наблюдается небольшое снижение, но на это повлияли погодные условия.
*Тем не менее ребята занимают призовые места.
*Разных детей и учить надо по-разному, потому что каждый по-своему воспринимает информацию”
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.