Презентация "Использование игровых методов обечения на уроках биологии"

  • Научные работы
  • ppt
  • 22.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сам ученый открыл и описал около 1500 видов растений. Он обратил внимание на движение у них листьев и цветов. Предложенная им классификация впоследствии претерпела значительные изменения благодаря новым открытиям в области биологии, однако была для своего времени революционной. Двойная номенклатурная система, предложенная Линнеем, употребляется и поныне.
Иконка файла материала Презентация Корольковой И.В..ppt
Использование Использование игровых игровых методов методов обучения на обучения на уроках биологии уроках биологии Королькова И.В. Королькова И.В.
Цель исследования Объект исследования Цель исследования  – изучить    – изучить  применение   игровых   методов  применение   игровых   методов  обучения   на  уроках   биологии.  обучения   на  уроках   биологии.  Объект исследования –     –    процесс обучения детей средней     процесс обучения детей средней                     ступени.                 ступени. Предмет исследования –   –  использование  игровых  методов  использование  игровых  методов  обучения  на  уроках  биологии  в  обучения  на  уроках  биологии  в  5­7 классах. 5­7 классах. Предмет исследования
Гипотеза Гипотеза       Обучение   детей  будет        Обучение   детей  будет                       более   эффективным,  если    более   эффективным,  если             учитель  будет  учитель  будет  уроках         игровые   методы  уроках         игровые   методы  обучения  с  учетом  возрастных  обучения  с  учетом  возрастных   использовать  на   использовать  на  особенностей  учащихся. особенностей  учащихся.
Задачи: Задачи: Изучить  и  проанализировать   1.1. Изучить  и  проанализировать   педагогическую, методическую литературу и  педагогическую, методическую литературу и  практический опыт по проблеме; практический опыт по проблеме; Раскрыть    сущность    понятия    методы   2.2. Раскрыть    сущность    понятия    методы   обучения,  рассмотреть  разные подходы к их  обучения,  рассмотреть  разные подходы к их  классификаций  и  условия  их использования; классификаций  и  условия  их использования; Выявить  особенности  игровых  методов  3.3. Выявить  особенности  игровых  методов  обучения; обучения; Провести   исследовательскую   работу   по  4.4. Провести   исследовательскую   работу   по  определению         эффективности   игровых  определению         эффективности   игровых  методов   обучения   учащихся   на   уроках  методов   обучения   учащихся   на   уроках  биологии и проанализировать ее результаты.  биологии и проанализировать ее результаты.
Методы исследования:   Методы исследования: изучение и теоретический анализ    изучение и теоретический анализ   психолого­педагогической и методической  психолого­педагогической и методической  литературы; литературы;      анкетирование; анкетирование; педагогический эксперимент;  педагогический эксперимент; изучение  и  обобщение  педагогического   изучение  и  обобщение  педагогического  опыта; опыта;    диагностика    использования   игровых  диагностика    использования   игровых  методов  обучения  на  уроках.  методов  обучения  на  уроках.
 Теоретическая   значимость Теоретическая   значимость заключается   заключается   в обосновании  необходимости   в обосновании  необходимости  использования  игровых   методов  для    использования  игровых   методов  для    повышения  эффективности процесса  повышения  эффективности процесса  обучения  на  уроках  биологии. обучения  на  уроках  биологии. Практическая значимость  Практическая значимость Разработанные  уроки     с           Разработанные  уроки     с     использованием   игровых методов     использованием   игровых методов     обучения     могут     быть использованы   в  обучения     могут     быть использованы   в    практике    учителей      биологии      практике    учителей      биологии    работающих   в  5­7   классах  работающих   в  5­7   классах  общеобразовательных   школ. общеобразовательных   школ.
База исследования:   База исследования:              учащиеся 5­7 классов –  учащиеся 5­7 классов –      68 человек  68 человек  МОУ   «Колыонская средняя    МОУ   «Колыонская средняя    общеобразовательная школа»      общеобразовательная школа»  Ижморского района. Ижморского района.
Проведенный анализ психолого­ Проведенный анализ психолого­      педагогической литературы позволил   позволил  педагогической литературы выявить следующее: выявить следующее: Игра  – есть    вид   развивающей,   – есть    вид   развивающей,  Игра  социальной    деятельности,  форма     социальной    деятельности,  форма     освоения  социального  опыта,  одна   освоения  социального  опыта,  одна   из сложных  способностей  человека.  из сложных  способностей  человека.  Поэтому   игровые  методы  находят   Поэтому   игровые  методы  находят   все     большее     применение     в     все     большее     применение     в     современном      образовательном    современном      образовательном    процессе    школ   и   учреждениях        процессе    школ   и   учреждениях         профессионального   образования.   профессионального   образования.
Для      проверки      Для      проверки     ээффективности   ффективности   обучения  учащихся  при  применении  обучения  учащихся  при  применении  игровых     методов     обучения     мы     игровых     методов     обучения     мы     провели  педагогический  эксперимент   провели  педагогический  эксперимент   среди  учащихся  5­7  классов.  среди  учащихся  5­7  классов.  Анкетирование    учащихся     Анкетирование    учащихся     позволило  выявить  отношение  к  позволило  выявить  отношение  к  применению     игровых     методов    применению     игровых     методов    обучения.  обучения.       Анкетирование    учителей     Анкетирование    учителей     позволило  узнать  применяют  ли  они  позволило  узнать  применяют  ли  они  в  своей  практике  игровые    методы    в  своей  практике  игровые    методы    обучения. обучения.
Применение игровых методов  обучения по результатам опроса  Таблица 5 Обучающиеся –  68 Учителя – 10 Часто Редко Никогда  5   (7,4 %) 53   (77,9%) 10  Да 8  Нет Иногда 0 2 (14,7 %) (80,0 %)  (0,0%)  (20,0 %)
По    мнению    обучающихся  По    мнению    обучающихся  преподаватели недостаточно  преподаватели недостаточно  используют  игровые  методы  используют  игровые  методы  обучения в учебном процессе.  обучения в учебном процессе.  Большинство   учащихся  Большинство   учащихся  заинтересованы, чтобы  уроки  заинтересованы, чтобы  уроки  проводились в игровой форме. проводились в игровой форме.
На  формирующем   этапе  На  формирующем   этапе  эксперимента   мы   учли    эксперимента   мы   учли    пожелания   обучающихся,   и   пожелания   обучающихся,   и   проводили   обучение   с  проводили   обучение   с  использованием   на   уроках   использованием   на   уроках   биологии    игровых   методов,  а  биологии    игровых   методов,  а  именно   игр­путешествий  и  именно   игр­путешествий  и  ролевых игр.    ролевых игр.
Наши задачи состояли в следующем: Наши задачи состояли в следующем:   использовать  на  уроках  биологии  использовать  на  уроках  биологии  игры­путешествия  и  ролевые игры; игры­путешествия  и  ролевые игры;   вовлечь    каждого    ребенка    в   вовлечь    каждого    ребенка    в   активную    работу; активную    работу;   проследить     эффективность   проследить     эффективность   обучения    при    использовании   обучения    при    использовании   игровых    методов. игровых    методов.
Уроки- путешествия •Путешествие к острову Жизни •Путешествие в мир прошлого •Путешествие в город Лист •Путешествие по стране Целостных систем •Путешествие в мир Альгологии
Ролевые игры • Стебель — важная часть побега • В мире животных. Тип Членистоногие.
Фактическая успеваемость  учащихся по классам Таблица 14. Классы Классы До эксперимента До эксперимента После эксперимента После эксперимента Оценка  Оценка  хор. хор. 88 (34,8%) (34,8%) отл.  отл.  1010 (43,5%) (43,5%) удов. удов. 55 (21,7%) (21,7%) отл. отл. 1111 (47,8%) (47,8%) Оценка  Оценка  хор. хор. 1010 (43,5%) (43,5%) удов. удов. 22 ( 8,7%) ( 8,7%) 55 (23,8%) (23,8%) 66 (28,6%) (28,6%) 1010 (47,6%) (47,6%) 77 (33,3%) (33,3%) 99 (42,9%) (42,9%) 55 (23,8%) (23,8%) 66 (25,0%) (25,0%) 77 (29,2%) (29,2%) 1111 (45,8%) (45,8%) 88 (33,3%) (33,3%) 1010 (41,7%) (41,7%) 66 (25,0%) (25,0%)    55 66 77
Хорошистов   увеличилось: Хорошистов   увеличилось:    в 5 классе – на 14%;  в 5 классе – на 14%;  в 6 классе – на 23,8%;   в 6 классе – на 23,8%;  в 7 классе – на 25,8%.   в 7 классе – на 25,8%.  Обучающихся   имеющих  Обучающихся   имеющих  удовлетворительную  оценку  удовлетворительную  оценку  уменьшилось:  уменьшилось:  в 5 классе – на  13%;   в 5 классе – на  13%;  в 6 классе – на 23,8%;   в 6 классе – на 23,8%;  в 7 классе – на 20,8%.  в 7 классе – на 20,8%.
Пожелания учащихся по применению  игровых методов обучения                                       Таблица  16. До эксперимента До эксперимента После эксперимента После эксперимента Варианты Варианты ответов ответов Коли­ Коли­ чество чество человек человек Коли­ Коли­ чество чество человек человек Коли­ Коли­ чество  чество  вв процен­ процен­ тахтах ДаДа Нет Нет  5858 1010 85,3%85,3% 14,7%14,7% 6262 66 Коли­ Коли­ чество чество вв процен­ процен­ тахтах 91,2%91,2% 8,8%8,8%
Диаграмма 14. Сравнительные результаты  Диаграмма 14. Сравнительные результаты  исследования до и после эксперимента. исследования до и после эксперимента.
В результате контрольного  В результате контрольного  эксперимента, при  активном   эксперимента, при  активном   использовании  ролевых игр  и  игр­ использовании  ролевых игр  и  игр­ путешествий,  мы  выявили: путешествий,  мы  выявили: ­ увеличение  уровня  успеваемости  ­ увеличение  уровня  успеваемости  обучающихся  на  20,2%; обучающихся  на  20,2%;     ­ повышение  уровня  усвоение учебного  ­ повышение  уровня  усвоение учебного  материала; материала; ­ возросла   потребность   проведения  ­ возросла   потребность   проведения  уроков  с  элементами  игры  на  5,9%; уроков  с  элементами  игры  на  5,9%; ­ возрос  познавательный   интерес  ­ возрос  познавательный   интерес  учащихся  на  уроках  биологии. учащихся  на  уроках  биологии.