Данная презентация рассказывает об истории возникновения традиционного синквейна, на основе которого был разработан дидактический синквейн. Оъясняет правила написания дидактического синквейная, который с успехом применяется в педагогике на уроках гуманитарного цикла, а также на логопедических занятиях, как средство для оценки и обогащения словарного запаса младших школьников, развития умений выделять главное, кратко формулировать и делать вывод.Презентация по логопедии.
«Использование метода
СИНКВЕЙН
для обогащения
словарного запаса
младших школьников »
Подготовила:
учитель-логопед
Шумилина О.В.
Сегодняшний день отличается
активным ростом новых развивающих
технологий, многие из которых можно
успешно использовать в коррекции
речевых нарушений. Одним из таких
эффективных методов развития речи
ребенка, который позволяет довольно
быстро получить результат,
является работа над созданием
нерифмованного стихотворения –
синквейн
Изначально
синквейн возник
в США как
стихотворная
форма.
Разработала его
в начале 20 века
американская
поэтесса
Аделаида
Крэпси,
опираясь на
японскую
поэзию
На основе традиционного
синквейна американские
педагоги разработали
дидактический синквейн.
Где текст основывается не на
слоговой зависимости, а на
содержательной и
синтаксической заданности
каждой строки.
С 90-х годов 20 века
дидактический синквейн
используется в нашей
школьной программе
Правила написания дидактического синквейна
В первой строке обозначается тема синквейна – это может
быть любой предмет/объект/явление, названное одним словом.
Для этого используют существительное или местоимение,
которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет
речь.
Во второй строке в двух словах дается характеристика темы,
изложенной в предыдущей строке. Достаточно простого
описания фактических свойств предмета, для выражения
которых можно использовать прилагательные и/или причастия.
В третьей строке речь идет о тех способностях, которыми
обладает объект из первой строки – тех действиях, которые он
производит. Используются
глаголы и/или
деепричастия.
В четвертой строке автор выражает уже не объективное
восприятие темы, а свое субъективное отношение к ней. В
идеале его нужно уместить в четыре слова — самая сложная и
самая интересная часть любого синквейна.
В пятой строке пишется одно слово, подводящее итог — это
некий вывод, характеризующий суть предмета или объекта.
Чёткое
синквейна не
обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой
строке можно использовать три или пять слов, а в пятой
строке — два слова.
соблюдение правил написания
три
слова:
Синквейн
1 Тема (название)
2 Характеристика
(свойства)
3 Способности
(действия)
4 Моё отношение
(восприятие)
5 Вывод
(обобщение)
Схему синквейна можно
представить в виде ёлочки
На логопедических занятиях с
младшими школьниками с
ОВЗ использование метода
синквейн применяется для
обогащение словарного
запаса.
Цель использования метода
СИНКВЕЙН в логопедической работе
с младшими школьниками –
совершенствование словарной
работы, как основы развития речи в
целом.
Задачи:
формировать умения находить в
информационном материале
наиболее существенные элементы;
делать выводы и кратко их
формулировать
Метод синквейн используется
на логопедических занятиях
обогащения словарного запаса;
развития образного мышления;
приобретения навыка анализа
сложной информации;
приобретения навыка выявления
главного из массы информации;
развития умения формулировать
для:
и делать вывод;
как средство для оценки
словарного запаса и знаний
обучающихся
синквейн на логопедических
занятиях в рамках
прохождения определенной
лексической темы:
совершенствует словарную
помогает анализировать
информацию;
учит кратко излагать идеи,
чувства, представления в
нескольких словах
работу;
развивает языковое чутье;
формирует фразовую речь;
формирует ассоциативное
мышление;
Детям предлагается
определённый алгоритм
1 строка – Название
2 строка – Описание
3 строка – Действие
4 строка – Фраза (предложение)
5 строка – Синоним названия темы
Использование метода
«Дидактический синквейн»
создаёт условия для
развития личности, которая
может критически мыcлить,
отсекать лишнее и
определять главное,
обобщать,
классифицировать и
систематизировать.
Синквейн на тему
Каникулы.
Длинные, скучные.
Отдыхают,
играют, гуляют.
После
хочется в школу.
Перерыв,
переменка.
каникул
как
каникулы
Каникулы.
Короткие,
долгожданные.
Отдыхать, гулять,
спать
Каникулы нужны
для отдыха.
Радость.
Каникулы.
Зимние, весёлые.
Отдыхают,
гуляют,
путешествуют.
Я люблю зимние
каникулы.
Отдых.
Использование дидактического
синквейна в логопедической
практике позволяет гармонично
сочетать в работе элементы трех
основных образовательных
систем: информационной,
деятельностной и личностно -
ориентированной, что особенно
актуально в условиях работы с
детьми с особыми
образовательными потребностями