Логопедическое занятие – сказка используется в работе с младшими школьниками с ОВЗ с целью развития звуко- буквенного анализа и синтеза слова. Презентация к сказке – это яркий иллюстративный материал, который делает занятие наполненным по содержанию и законченным по форме. Речевой материал сказки формирует у обучающихся следующие жизненные компетенции: умение активно слушать, обращаться с просьбой, проблемой, оценивать, поддерживать, отказывать, использовать на практике основы диалогической и монологической речи. В сказке «Теремок» обучающиеся отрабатывают навыки дифференциации звуков «Д-Т», «ДЬ-ТЬ» в словах и предложениях. развиваются социально-правовые компетенции. Сказка притягивает внимание детей, заставляет переживать, обдумывать поступки, делать выводы. Использование сказки повышает мотивацию учащихся на коррекционных занятиях.Ученик научится дифференцировать звуки[т-д,] [ть-дь] в словах и предложениях; выполнять анализ и синтез слова.
Краевое государственное казенное образовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы « Школа № 4»
г.Амурск
Логопедическое занятие с обучающимися первого
дополнительного класса
урок – сказка «Теремок»
Дифференциация звуков Т Д, Ть Дь
в словах и предложениях
Цель: ученик научится дифференцировать звуки
[тд,] [тьдь] в словах и предложениях; выполнять
анализ и синтез слова
Логопед: наша сказка необычная, логопедическая.
И животные в теремке особенные. Давайте посмотрим, кто в
теремочке живет?
У детей на столах картинки с изображениями животных жителей
сказочного теремка.
Дети: в теремке живут: лошадь
Ребята, назовите домашних животных.
В названиях каких животных слышится твердый звук «т» ?
Кого из жителей теремка забыли?
Звуки «т» и «д» могут быть мягкими в каком случае? Назовите слова, в
которых есть эти звуки, определите, мягкие они или твёрдые
Дети вспоминают и отвечают: терем теремок, лошадь, петушок, кот,
уточка.
Игра с мячом ( минутка переключения внимания отдых)
Хорошо живут наши животные, дружно. И детеныши подрастают .
Назовите их:
У коровы (телята)
У свиньи(поросята)
У лошади(жеребята)
У кошки (котята)
У собаки(щенята)
У курицы(цыплята)
У уточки (утята)
У мышки(мышата)
У лягушки(лягушата)
У ежа(ежата)
Логопед: назовите слова с твёрдыми и мягкими согласными звуками?
Дети: в словах поросята, жеребята, щенята, цыплята, гусята, мышата,
лягушата, ежата твердый звук «т»;
в слове лошадь мягкий звук «ть»,
Логопед: а почему пишем букву « д» ?
Дети вспоминают правило проверки согласного звука на конце слова.
Логопед: А сейчас вы узнаем продолжение сказки «Теремок».
Гуляла лиса по лесу и заметила теремок.
Подкралась лиса к теремку , заглянула и
увидела петушка.
Схватила xитрая лиса петушка и побежала в лес.
Помчались друзья за лисой ,ёж ружьё взял, отобрали петушка.
Закрыли теремок на замок, а ежик стал его сторожить.
.
Тихо в теремке. Посмотрите, какой он красивый! Найдите на картинке
слова со звуками «т» «д», «ть», «дь» (устная работа).
А что мы видим внутри теремка?
Запишите слова со звуками «т,д,ть.дь» в тетрадь
Есть ли в названии этих предметов звуки «тд»?
Слова с мягкими и твердыми звуками запишем в тетрадь
А волк и лиса все ближе подбираются к теремку Вдруг на помощь пришел
«Далеко мой стук слышится вокруг, червякам я враг , а деревьям
дятел . Он застучал по дереву:
Давайте выполним пальчиковую гимнастику под стук дятла .
Физминутка
друг».
Логопед: Разогнал всех врагов дятел . Убежали далеко в лес волк и лиса,
а медведь не захотел лисе помогать . Как вы думаете, почему?
Логопед: Правильно, дети, медведь был добрым, потому что слово
«медведь» заканчивается на мягкий звук «ть».
Логопед а почему пишется буква «д»?
Звери спят в теремке. А мы посмотрим вокруг и назовемо кружающие
нас предметы, в названии которых есть звуки« т, д, ть, дь»
Составьте устно предложение со словами:
Ежик, сторожит, дом, врагов, от, добрый.
Двор, гулять, в, красивая, лошадь.
Подведение итога занятия: прочитайте по тетради слова с твердыми и
мягкими согласными звуками « тд», « тьдь». Расскажите дома сказку «
Теремок» по новому.