Слайд 1
«Современный урок в основной школе с позиции формирования универсальных
учебных действий в условиях введения ФГОС ООО»
Слайд 2
Цель педсовета:
направленных на формирование УУД
развитие профессиональных компетентностей педагогов,
Слайд 3
Задачи:
• проанализировать сформированность УУД;
• рассмотреть отличительные особенности построения урока с позиции ФГОС
нового поколения;
• показать способы и формы формирования универсальных учебных действий (из
опыта работы учителей);
определить дальнейшие шаги педагогического коллектива по освоению инновационных
технологий формирования УУД на уроках и во внеурочной деятельности
Слайд 4
Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС ООО
Управлять – значит вести других к успеху
Слайд 5
ФГОС ООО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:
Умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и
деятельности, способный применять полученные знания на практике
Слайд 6
Личностные
Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению,
сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные
установки обучающихся, социальные компетенции
Метапредметные
Освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия,
способность их использовать в учебной познавательной и социальной практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности
и организации учебного сотрудничества, построение
индивидуальной образовательной траектории
Предметные
Освоенные умения специфические для данной предметной
области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного
предмета, его преобразованию и применению в учебных и проектных ситуациях,
формирование научного типа мышления, научных представлений
о теориях, владение терминологией, понятиями,
методами и приемамиСлайд 7
Определение УУД
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение
учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить
как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков
учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению
новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 8
Универсальность УУД
носят надпредметный, метапредметный характер;
обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития
и саморазвития личности;
обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо
от ее специальнопредметного содержания;
обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических
способностей учащегося.
Слайд 9
Функции УУД
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность
учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы
достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к
непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в
поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины
мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Слайд 10
Виды УУД
Классификация УУД
Личностные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся (знание моральных
норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить
нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
самоопределение личностное, профессиональное, жизненное;
смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее
мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего
она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для
меня учение? и уметь на него отвечать; нравственноэтическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя
из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним
относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом;
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных
характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция внесение необходимых дополнений и корректив в план действия в случае расхождения
эталона, реального действия и его результата;
оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что, еще нужно усвоить,
осознание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в
ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия: общеучебные, логические, постановка и решение
проблемы.
►
Общеучебные
действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и
официальноделового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
знаковосимволические действия составляют особую группу общеучебных универсальных
действий:
моделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены
существенные характеристики объекта (пространственнографическая или знаковосимволическая);
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную
область.
►
Логические
универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением
недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствия;
установление причинноследственных связей;
построение логической цепи рассуждении;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
►
Постановка и решение проблемы:
постановка и формулирование проблемы;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность. К коммуникативным
действиям относятся:
умение слушать и вступать в диалог;
учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций
участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных
способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка.
Слайд 11
Условия формирования УУД
Учитель умеет:
Отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД
Использовать диагностический инструментарий успешности формирования УУД
Привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УУД
Учитель знает:
Важность формирования УУД
Сущность и виды УУД
Педагогические приемы и способы их формирования
Слайд 12, 13,14
Анализ урока по ФГОС
1.Основные цели урока:
образовательная, развивающая, воспитательная.
Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?
2. Организация урока: тип урока, структура урока, этапы и их логическаяи
на
урока
урока
создание
вопросов,
содержания
поставленной
Содержание
требованиям
формирование
материала
Соответствие
Ориентация
Соответствие
Соответствие
требованиям
образовательный
на
новый
деятельности
Нацеленность
последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его
цели.
содержания
3
ФГОС:
результат.
3.1.
3.2.
УУД
3.3. Использование современных технологий (проектная, исследовательская, ИКТ и тд.)
4.
урока.
возрастным возможностям учащихся.
4.1.
4.2.
программы.
4.3. Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью
развития у них познавательной активности и самостоятельности.
4.4. Связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи.
5. Методика проведения урока.
5.1. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем
проблемных
ситуаций.
5.2. Какие методы использовались учителем? Какова доля репродуктивной и поисковой
(исследовательской) деятельности? Сравните их соотношение ("прочитай",
"перескажи", "повтори", "вспомни" репродуктивный характер; "докажи", "объясни",
"оцени",
характер)
5.3. Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер
самостоятельной
работы.
5.4. Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт,
поиск информации, сравнение, чтение).
общения.
5.5.
5.6. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся.
5.7.
связи.
5.8. Сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работ.
5.9. Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного
уровня
обученности.
5.10. Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой,
этапом
обучения.
5.11. Использование наглядного материала: в качестве иллюстраций, для
эмоциональной поддержки, для решения обучающей задачи. (наглядный материал:
избыточен, достаточен, уместен, недостаточен)
6.
Психологические
Осуществление
проблемных
Применение
диалоговых
поисковый
"сравни",
обратной
ошибку"
основы
урока.
"найди
форм
воображение,
Формирование
6.1. Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего
развития.
6.2. Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятие,
внимание,
речь.
6.3.
самооценки.
6.4. Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности,
разнообразие
деятельности.
6.5. Наличие психологических пауз и разрядки. Эмоциональная атмосфера урока.
7.
доступность инструктажа,
выбора.
дифференциация,
оптимальный объем,
предоставление
самоконтроля
Домашнее задание:
навыков
память,
мышление,
учебной
видов
права
и8. Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствие
шаблона)
Слайд 15
Проект решения педагогического совета:
1. Продолжить работу методической службы школы по повышению уровня
профессиональной компетентности педагогов школы по развитию УУД (отв.
руководители МО).
2. Провести фронтальный контроль (посещение уроков) с целью определения уровня
владения учителями современными образовательными технологиями для
формирования УУД (администрация – февраль).
3. Педагогам посещать практические семинары по конструированию уроков с
использованием современных образовательных технологий,
нацеленных на
формирование универсальных учебных действий (отв. учителяпредметники, в теч.
года);
4. Разработать
диагностический инструментарий соответственно программе
формирования УУД школы для определения уровня сформированности УУД у
обучающихся 1,2,3,4,5 классов (отв. Горбань А. М., Ирикина А. Н. до 30.03.2016).