Портфолио – коллекция работ и результатов ученика, демонстрирующая его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Портфолио – вид аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамику образовательных достижений ученика в широком образовательном контексте.
В 2004 году в Министерстве образования науки РФ была представлена концепция портфолио достижений ученика.
Портфолио позволяет:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (и том числе самооценочной) деятельности учащихся;
формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
функции портфолио
диагностическая (фиксирует изменения и рост знание учащихся за определенный период времени);
целеполагания (поддерживает учебные цели ученика);
содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ);
развивающая (обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году);
мотивационная (поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей);
рейтинговая (позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения ученика)
I. Необходимость включения в состав портфолио материалов, дающих представление о степени достижения образовательным учреждением, педагогами, обучающимися основных результатов начального образования:
формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
дифференцированные оценки, характеризующие уровень и качество освоения выпускниками начальной школы каждой из учебных и сквозных (междисциплинарных) программ;
интегральные оценки, характеризующие способность применять приобретенные знания и умения по разным предметам в целях решения учебно-практических задач;
продвижение обучающихся в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы с момента поступления в школу до ее окончания;
индивидуальный прогресс и особенности личностного развития обучающихся в эмоциональной и познавательной сферах, и сфере саморегуляции.
II. Общие требования к системе оценки достижения планируемых результатов
Портфолио должно строиться на критериальной основе.
поэтому портфолио должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфолио, критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника
III. Каждый материал, включаемый в состав портфолио, должны фиксироваться письменно и храниться в определенной системе.
Только этом случае портфолио может получить признание как элемент системы оценки достижения планируемых результатов начального образования.
Школьная деятельность:
учебных занятий (уроков, творческих мастерских, экскурсий и иных форм организации учебного процесса), проводимые традиционно в первой половине дня в рамках основной общеобразовательной программы;
групповых и индивидуальных занятий по выбору, проводимых в первой половине дня в рамках основной общеобразовательной программы;
общеклассных и/или общешкольных мероприятий, проводимых в рамках основной общеобразовательной программы (например, смотры, праздники, массовые выезды, культпоходы, туристические слеты, субботники, посещение подшефных организаций и т.п.);
Внешкольная деятельность:
групповых и индивидуальных учебных занятий, реализуемых общеобразовательным учреждением во второй половине дня в рамках программы дополнительного образования;
внеклассных и/или внешкольных мероприятий, реализуемых общеобразовательным учреждением в рамках программы дополнительного образования (например, районные и городские олимпиады);
свободно избираемой образовательной деятельности, реализуемой учеником и семьей в рамках программы дополнительного образования (в том числе участие в конкурсах, олимпиадах, посещение музыкальной школы, изостудии, спортивных секций и т.п.);
свободно избираемой социальной и/или трудовой деятельности, реализуемой учеником и семьей (например, работа на приусадебном участке, помощь семье, соседям и т.п.).
Особенности работы с портфолио
формировать портфель индивидуальных достижений должны не учителя, а сами дети;
портфолио в начальной школе носит обучающий характер и предназначено для формирования контрольно-оценочной самостоятельности учащихся;
необходимо наличие перечня материалов и рецензий или отзывов на работы учеников;
эстетичность оформления;
цель портфолио - представить отчет по процессу образования учащегося;
работа с портфолио должна быть организована в системе;
создание портфолио - совместная деятельность обучающихся, родителей и учителя, обмен информацией;
родители - участники создания портфолио
Основная цель и задача портфолио -
внедрения портфолио в начальной школе является формирование активной жизненной позиции ученика, воспитание неравнодушного человека, способного принести пользу современному обществу.
Структуру портфолио каждое учебное заведение определяет самостоятельно.
Информационную и консультативную помощь ученику обязаны оказывать родители и классный руководитель.
В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником в ходе учебной и в иных формах деятельности (творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно -оздоровительной, трудовой).
Выборки детских работ - формальных и творческих
Выполненные в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, в ходе посещаемых факультативов, в рамках образовательной программы школы.
Обязательная составляющая портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
диктанты, изложения, сочинения
аудиозаписи монологов, диалогов
дневники читателя
иллюстрированные авторские работы
материалы самоанализа и рефлексии
Математика
математические диктанты
мини-исследования,
модели, решения задач
аудиозаписи устных ответов
материалы самоанализа и рефлексии
Окружающий мир
дневники наблюдений
мини-исследования и мини-проекты
интервью, творческие работы
аудиозаписи устных ответов
материалы самоанализа и рефлексии
Музыка
ИЗО
Технология
аудио-, фото- и видео-материалы
продукты собственного творчества
аудиозаписи устных ответов
материалы самоанализа и рефлексии
Выборки детских работ
Физкультура
видео-материалы
дневники наблюдений и самоконтроля
самостоятельные работы
материалы самоанализа и рефлексии
Примерный состав
портфолио
Выборки детских работ
Результаты стартовой
диагностики
Материалы текущей
оценки: листы наблюдений ,оценочные листы
Результаты и материалы тематических работ
Результаты и матери-
алы итогового контроля
Достижения во внеучеб-
ной деятельности
Система оценки: портфолио
русский язык и литературное чтение, иностранный язык | диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п. |
математика | математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счета, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т.п. |
окружающий мир | мир дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т.п. |
предметы эстетического цикла | аудиозаписи, фото и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т.п. |
технология | фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т.п. |
физкультура | видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т.п. |
Систематизированные материалы наблюдений
за процессом овладения универсальными учебными действиями (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.), которые ведут:
учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), другие
учителя-предметники,
школьный психолог,
организатор воспитательной работы и пр. непосредственные участники образовательного процесса.
2) «Карта знаний» - фиксация собственного пути движения каждого ребенка с указанием «мест открытий», «мест-ловушек (трудностей)», «мест-вопросов», «возвратных ходов» (возврат к материалу прошлых лет).
3) «Тетрадь открытий»
4) Экспертные листы по оценке работы группы
5) Анкетирование учащихся («Итоги недели»)
6) сводные результаты работы детей класса в ходе решения проектной задачи (обобщенные данные на основе экспертных карт)-экспертные листы по оценке работы группы.
Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности
три основные группы результатов:
личностные
метапредметные
предметные
Личностные результаты.
становление самоопределения личности, развитие основ гражданской идентичности и формирование внутренней позиции школьника;
развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности;
развитие системы ценностных ориентации выпускников начальной школы (в том числе морально-этической ориентации), отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.
Метапредметные результаты.
универсальные способы деятельности - познавательные, коммуникативные - и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или тех учебных предметов и применяются в рамках образовательного процесса, и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты.
освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Разделы портфолио | Универсальные учебные действия |
Раздел 1. Знакомьтесь это я. Мои первые документы | Личностные универсальные учебные действия |
Самоопределение | |
Коммуникативные универсальные учебные действия | |
Раздел 2. Моя школа | Личностные универсальные учебные действия |
Нравственно-этическая ориентация |
Разделы портфолио | Универсальные учебные действия |
Раздел 3. Мой класс | Личностные универсальные учебные действия |
Нравственно-этическая ориентация | |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
Разделы портфолио | Универсальные учебные действия |
Раздел 4. Мои учебные достижения | Личностные универсальные учебные действия |
Смыслообразование | |
Регулятивные универсальные учебные действия | |
Умение учиться и способствовать к организации своей деятельности | |
Познавательные универсальные учебные действия | |
Общеучебные универсальные учебные действия | |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
Разделы портфолио | Универсальные учебные действия |
Раздел 5. Мои достижения | Личностные универсальные учебные действия |
Самоопределение | |
Регулятивные универсальные учебные действия | |
Умение учиться и способствовать к организации своей деятельности |
Разделы портфолио | Универсальные учебные действия |
Раздел 6. Участие в проектах | Личностные универсальные учебные действия |
Смыслообразование | |
Регулятивные универсальные учебные действия | |
Умение учиться и способствовать к организации своей деятельности | |
Познавательные универсальные учебные действия | |
Общеучебные универсальные учебные действия | |
Коммуникативные универсальные учебные действия | |
Раздел 7. Пожелание и отзывы | Личностные универсальные учебные действия |
Самоопределение | |
Регулятивные универсальные учебные действия | |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
«зачет/незачет»(«удовлетворительно/неудовлетворительно») - т.е. оценками, свидетельствующими об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
«хорошо», «отлично» - оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте интересов.
Не исключена возможность использования традиционной системы отметок по 5-ти балльной шкале, но требуются уточнения и переосмысления их наполнения.
Выводы:
сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
сформированности основ умения учиться, т.е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Преимущества портфолио
Портфолио интегрирует три составляющие процесса обучения (преподавание, учение и оценивание).
Портфолио позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.
Поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.
Портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащеюся с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.
Портфолио - форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.
Подготовительный этап
На заседании методобъединения учителей начальных классов необходимо разработать «Положение о портфолио учеников начальных классов»
общие положения, цели и задачи,
порядок формирования, структура, содержание, оформление портфолио,
критерии оценки достижений учащихся.
изучается мотивацию учащихся, подготовка рабочих материалов;
учащихся и их родителей информируются о значимости портфолио и необходимости его ведения (лучше это сделать на собрании, где присутствуют классный руководитель, школьный психолог, родители).
Портфолио можно торжественно вручить на линейке 1 сентября первоклассникам или на родительском собрании.
Для оформления портфолио используются краски, ручки, карандаши, цветная бумага, переводные картинки, наклейки и т.д.
Основной этап (как и чем наполнить портфолио ученика начальной школы)
Титульный лист: содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество ученика; учебное заведение, класс).
Возможные разделы портфолио:
Раздел 1. Знакомьтесь, это я!
Раздел 2. Моя школа
Раздел 3. Мой класс
Раздел 4. Мои учебные достижения
Раздел 5. Мои достижения
Раздел 6. Мои проектные работы
Раздел 7. Пожелания и отзывы
Заключительный этап
Проводится:
работа по развитию навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
диагностика возможностей: анализ результатов успеваемости и досуговой деятельности учащихся;
формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
получение промежуточных результатов по формированию портфолио (классный руководитель, школьный психолог);
диагностика интересов, потребностей и склонностей учащихся;
анализ результатов диагностики интересов, потребностей и склонностей учащихся;
индивидуальное консультирование родителей по итогам диагностик (классный руководитель, школьный психолог);
проводится анализ результативности работы по накоплению портфолио (классный руководитель).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.