Презентация по теме: Изучение развития ученического коллектива" предназначена для выступления на педагогическом совете. В презентацию включены теоретические вопросы изучения школьного коллектива, методы изучения школьного коллектива, разные методики изучения, даны обоснования для чего необходимо изучать коллектив и как изучать, какие формы использовать при изучении.Презентация по теме: "Изучение развития школьного коллектива" предназначена для использования на педагогическом совете.
Изучение развития
ученического
коллектива
Лишь в коллективе
личность ребенка может
наиболее полно и
всесторонне развиваться.
Н. К. Крупская
Изучение уровня сформированности
эмоционально-психологических
отношения в коллективе:
1. Межличностные отношения.
2. Типы взаимоотношений.
3. Выявление трудностей в общении.
Как изучать?
• Методы « Социометрия»,
«Референтометрия»
• Методика Л.Г. Жедуновой
«Психологическая атмосфера в
коллективе»
• Методика «Мои отношения»
• Анкетирование «Общение»,
«Взаимоотношения в классе»
• Методы экспертной оценки педагогов и
самооценки учащихся
• Педагогическое наблюдение
Для чего изучать?
• Диагностика межличностных отношений
позволяет выделить группы внутри
коллектива, узнать какое место каждый
ребёнок занимает в системе
межличностных отношений.
• Помогает выделить группу лидеров,
имеющих авторитет среди учащихся.
• Оказание помощи в налаживании
дружественных связей пренебрегаемым и
изолированным детям, поднять их
авторитет.
• Оказание доверия, сохранение атмосферы
Метод «Социометрия»
1. Анкетирование.
-. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?
а)…, б)…, в)…
2. Составление социоматрицы.
3. Составление социограммы.
Социоматрица
№
Фамилия, имя
Иванов Иван
Гришина Анна
Данилов Дмитрий
Иметова Ангелина
Казакова Полина
Кожанова Виктория
Карабанова Виктория
Зайцева Екатерина
Емельянов Тимофей
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 Карсакова Валерия
11 Козин Кирилл
12 Королёва Яна
13 Леонтьев Егор
14 Липченко Олеся
15 Логунова Ксения
16 Макушин Егор
1 7 Митрозаева Диана
1 8 Пономаренко Ева
1 9 Прошкин Иван
2 0
2 1 Соломенцев Андрей
2 2 Софронова Валерия
2 3 Сергеева Вероника
2 4
2 5
2 6 Узбекова Нелли
2 7 Урванов Никита
2 8 Фадеева Екатерина
2 9 Федотова Диана
3 0 Хуснутдинов Марат
31 Ятманова Анастасия
Рыжов Александр
Титова Дарья
Трофимов Михаил
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Социограмма
Лидеры –
«Зона Звёзд»
Зона
предпочитаем
ых
Зона
пренебрегаем
ых
Зона
изолированны
х
Изучение уровня сформированности
и сплочённости в коллективе:
• Степень удовлетворённости
учащихся
своим коллективом.
Как изучать?
• Методика Р.С. Немова «Социально –
психологическая самоаттестация
коллектива»
• Анкетирование «Коллектив глазами
учащихся»
• Методы экспертной оценки педагогов и
самооценки учащихся.
• Педагогическое наблюдение.
Для чего изучать?
• Приобщение детей к организаторской
деятельности.
• Формирование перспективного плана
развития коллектива.
• Создание традиций коллектива.
• Вовлечение учащихся на участие в
коллективно-творческих делах школы
и класса.
Изучение уровня развития
• Методика «Определение уровня развития
ученического
самоуправления
ученического самоуправления».
• Методика определения общественной
активности учащихся.
• Методы экспертной оценки педагогов и
самооценки учащихся.
• Педагогическое наблюдение.
Как изучать?
• Методика «Определение уровня
развития ученического
самоуправления»
• Методика определения общественной
активности учащихся
• Методы экспертной оценки педагогов и
самооценки учащихся.
• Педагогическое наблюдение.
Для чего изучать?
• На основе изученного учитель
организует разнообразную
деятельность учащихся, обеспечивая
развитие самостоятельности в
принятии и реализации решения для
достижения общественно значимых
целей.
Изучение уровня
сформированности совместной
деятельности
• Отношение учащихся к делам класса и
школы.
• Мотивы участия в совместной
деятельности.
• Коллективные достижения.
Как изучать?
• Методика «Выявление мотивов участия
учащихся в делах классного и
общешкольного коллектива»
• Методы экспертной оценки педагогов и
самооценки учащихся.
• Педагогическое наблюдение.
Для чего изучать?
• Выбирает активные формы
деятельности детей с учётом их
интересов
• Создаёт в коллективе атмосферу
радости от коллективных достижений
и успехов.