Общение облагораживает и возвышает; в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве.
Л. Фейербах
Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения.
Антуан Сент-Экзюпери
Самая главная формула успеха — знание, как обращаться с людьми.
Теодор Рузвельт
Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Обмен действиями и
информацией
Восприятие и понимание
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. ”Коммуникация” в переводе с латыни означает “общее, разделяемое со всеми”.
Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми
Роль речи в процессе общения
Речь в процессе обмена информации играет очень важную роль. Большинство информации от одного человека к другому передается речью. Из речи другого человека мы можем узнать какую-либо информацию, а также, путем вопросов, выведать именно ту информацию, которая нам нужна. Конечно, информацию можно передавать многими другими способами, но речь является основным способом передачи информации.
Однажды баснописцу Эзопу хозяин, у которого он служил, приказал приготовить самое лучшее, что есть на свете к обеду. Эзоп принес и приготовил язык какого-то домашнего животного. На вопрос, почему, раб ответил: "Язык - самое лучшее, что есть на земле. С его помощью можно завести друзей, передать опыт, помирить людей, признаться в любви...« На другой день хозяин велел приготовить наихудшее блюдо. И Эзоп опять принес язык. Мотивировал так: "С помощью языка люди ссорятся, возводят напраслину, сплетничают...«
Так что, друзья, язык есть у всех, а цели выбирает каждый на свое усмотрение.
Что препятствует общению?
Есть три ошибки в общении людей: первая - это желание говорить прежде, чем нужно; вторая - застенчивость, не говорить когда это нужно; третья - говорить, не наблюдая за вашим слушателем.
Факторы, которые мешают правильновоспринимать и оценивать людей:
Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений.
Наличие уже сформированных стереотипов.
Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека.
Безотчетное структурирование личности другого человека.
Эффект “ореола”
Эффект “проецирования”
“Эффект первичности”
Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей.
Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей.
“Эффект последней информации”
ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Отклонения в психическом развитии у умственно отсталых вызваны нарушениями их высшей нервной деятельности, которые обусловлены органическими поражениями головного мозга.
У у/о детей прослеживаются нарушения нейродинамики протекания нервных процессов возбуждения и торможения.
У у/о детей выявляются некоторые особенности рефлекторной деятельности (условные рефлексы вырабатываются с опозданием (у 70% с опозданием появляется речь)
Наблюдается нарушение деятельности первой и второй сигнальной систем (недоразвитие регулирующей функции речи)
Особенности системы отношений умственно отсталых школьников
сравнительно с нормой низкий уровень активности отношений;
затрудненность процесса формирования отношений, пониженной потребности в общении, недоразвитие познавательной деятельности и эмоционально-волевой cферы;
сравнительно элементарная мотивация отношений;
недостаточно осознанный характер отношений и их регуляция;
нарушение избирательности отношений
Особенности межличностных отношений
Задержка, неустойчивость, слабая дифференцированность в различии межличностных отношений;
снижена потребность в общении, малая инициатива, отсутствие интереса к совместной деятельности;
не всегда можно распознать неофициальных лидеров;
характерно большое количество мелких микрогрупп;
наличие большого количества отверженных (вспыльчивые, аффективные, обидчивые, неуравновешенные);
совпадение формальных и неформальных групп
1. Несформированность потребности в общении2. Трудности в овладении средствами общения (речью и социально-перцептивными навыками)3. Сложности социализации (усвоения социальных норм и правил, формирования нравственной и моральной сфер личности)4. Отсутствие достаточной саморегуляции, нарушения эмоционально-волевой сферы.
Сложности общения умственно отсталых детей связано с такими особенностями их развития как:
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Развитие речи, коррекция речевых недостатков;
развитие внимания, интереса к партнеру по общению;
развитие умения входить в контакт, вести диалог;
развитие навыков невербального общения;
развитие навыков взаимодействия детей в группе;
преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт.
Целевые установки:
создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви;
обучать умению слушать и слышать другого;
учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;
учить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
научить детей входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том влиянии, какое их поведение, словесные высказывания могут оказать на других;
формировать чувства симпатии между участниками общения;
объяснять детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
научить детей владеть собой;
научить умению анализировать ситуацию
Совместная с педагогом деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить проблемы в общении у детей в дальнейшем, что в свою очередь окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения.
Примеры игр на развитие внимания, интереса к партнеру по общению
«Кто говорит?»
Цель: развитие внимания к партнеру, слуховое восприятие.
Дети стоят в полукруге. Один ребенок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребенок узнал, занимает его место.
«Комплименты»
Цель: развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам.
Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребенку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, предают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.
Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог
«Вопрос — ответ»
Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера.
Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. (например: «Какое у тебя настроение?» — «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» — «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» — «Выжигалы» и т.д.).
«Разговор по телефону»
Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.
Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).
Игры на развитие навыков невербального общения
«Как говорят части тела»
Цель: учить невербальными способам общения.
Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи:
— как говорят плечи «Я не знаю»;
— как говорит палец «Иди сюда»;
— как ноги капризного ребенка требуют «Я хочу!», «Дай мне!»;
— как говорит голова «Да» и «Нет»;
— как говорит рука «Садись!», «Повернитесь!», «До свидания».
Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.
«Зоопарк»
Цель: развитие невербальных способов общения.
Каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.
Игры на развитие навыков взаимодействия в группе
«Удержи предмет»
Цель: развивать способность к согласованности действий с партнером.
Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.
«Змея»
Цель: развивать навыки группового взаимодействия.
Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи (или за талию). Первый ребенок — «голова змеи», последний — «хвост змеи». «Голова Змеи» пытается поймать «хвост», а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз «головой» становится тот ребенок, который изображал «хвост» и не дал себя поймать. Если же «голова змеи» его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.
Игры на телесный контакт
«Возьмемся за руки, друзья»
Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека.
Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребенку, стоящему рядом. И только после того, как ребенок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдает соседу. Постепенно круг замыкается.
«Рисунок на спине»
Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.
Дети разбиваются на пары. Один ребенок встает первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнера образ (домик, солнышко, елку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнер должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.