Этот конспект-презентация представляет материал для уроков по романам Ф.М. Достоевского , а также может быть использован на уроках МХК Подобные уроки нравятся детям, они дают возможность участвовать в диалоге,узнавать много нового, показывать свои способности, свой кругозор.Отмолчаться на таком уроке не удаётся, как правило, никому. Подобранный общими усилиями видео и музыкальный ряд делает урок более ярким и волнующим.Презентация-конспект урока для учителя, может быть использована при подготовке урока и непосредственно на уроке.
Библейские мотивы в мировой художественно культуре.ppt
Презентация к урокам литературы и МХК
Подобные уроки очень нравятся ученикам, они
дают возможность узнать много нового как в
процессе подготовки, так и в ходе урока,
участвовать в диалоге, самовыражаться.
Отмолчаться на таком уроке не удается никому,
как правило.
Более начитанные ученики, с широким
кругозором, интересующиеся искусством, имеют
возможность показать свои способности в
выступлениях, как заранее подготовленных, так
и в экспромтах.
Подобранный общими усилиями видеоряд
(выставка картин, слайды), музыкальный ряд
делают урок более ярким, волнующим, если это
органично сочетается одно с другим и с главной
темой.
Презентация к урокам литературы и МХК
Интегрированный урок по МХК
и литературе.
Библейские мотивы в мировой художественной культуре.
Евангельские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Цель: Постижение нравственного смысла библейских сказаний и художественныx
ценностей произведений МХК. Постановка вопроса о нравственных устоях
личности. Формы: Моделирование диалога ( в группах). Эвристическая беседа с
нерегламентированными ответами. Погружение; «мозговой штурм».
Словарь: religio (лат. восстановленные связи).
Эпиграфы:
Есть ценностей незыблемые
скалы над скучными
ошибками веков.
(О. Мандельштам).
1. Шуберт "Аве Мария" звуковой ряд
Рафаэль "Сикстинская мадонна".
Дьявол начинается с пены
на губах ангела, вступившего
в бой за святое и правое
дело (?)
Презентация к урокам литературы и МХК
В. Брюсов "Библия" стихотворение.
O, Книга книг! Кто не изведал,
В своей изменчивой судьбе,
Как ты целуешь того, кто передал
Свой утомленный дух – тебе!
В среде видений неизменных,
Как совершенна и чиста –
Твоих страниц проникновенных
Младенческая простота!
Не меркнут образы святые,
Однажды вызваны тобой:
Пред свой – искушенье змия,
С голубкой возвращенной – Ной!
Резец и карандаш и кисть,
И струны, и певучий стих –
Еще светлей, еще лучистей
Творят ряд образов твоих!
Какой поэт, какой художник
К тебе не приходил любя!
Еврей, христианин, безбожник,
Все, все учились у тебя!
И сколько мыслей гениальных
С тобой невидимо слиты:
Презентация к урокам литературы и МХК
Сквозь блеск твоих страниц кристальных
Нам светят гениев мечты.
Ты вечно новой, век за веком,
За годом, год, за мигом миг,
Встаешь – алтарь пред человеком,
О Библия! О Книга книг!
Ты – правда тайны сокровенной,
Ты – откровенье, ты – завет,
Всевышним данный всей вселенной
Для прошлых и грядущих лет!
Слово учителя.
Библию справедливо называют спутницей человечества.
Многообразие ее влияния на жизнь и творчество общеизвестно.
Обращение к библейским темам восходит еще к античным временам.
Авторы древних апокрифов стремились дать собственную версию жизни Христа,
домыслить сюжеты, диалоги. С эпохи Ренессанса христианские мастера отдают
предпочтение ветхозаветным темам, .к. человек в Ветхом Завете нарисован со
всеми присущими ему страстями, конфликтами, противоречиями. А. Евангелие,
меняя перспективу, говорят об ответе самой вечности на человеческие
вопрошания. Созданные на библейские сюжеты произведения искусства никогда
не были простой иллюстрацией Священного писания. Они несли в себе огромное
духовное
содержание и глубокий нравственный смысл.
Презентация к урокам литературы и МХК
Разминка.
Какие библейские сюжеты нашлия отражение в изобразительном искусстве ?
Приведите пример и сопроводите их комментариями из Библии ( афоризмы).
(Благая весть, Рождество Христово, Поклонение волхвов, поклонение пастухов,
Сретенье, Избиение младенцев, Бегство в Египет, Крещение Христа, Чудеса и
проповеди христа: Брак в Кане, Воскрешение дочери Иаира, Чудесный улов).
Притчи: Сеятели, Блудный сын (Рафаэль, Босх, Рембрандт).
Каждый выступающий показывает репродукции картин на выбранный сюжет,
сопровождая кратким рассказом сюжета Библии.
В произведениях, написанных писателем верующим или ориентированным на
христианскую традицию, в образе персонаже воспроизводится не только и не
столько социальнопсихологический тип личности, сколько ее душевное
устроение. Это важно, поскольку во II половине
19 века в споре о человеке новые люди отрицали сам понятие "душа", упростив
представление о человеческой природе.
Писатели иного направления утверждали, что основание образа Божия в человеке
находится в способностях души: в памяти, разуме и воле или любви. Память –
отражение истины, разум ведает добром и злом, воля дает возможность
выбора.
Религия ( от "лат. re ligio )" восстановление связи", именно в религии любви, по
Достоевскому, возможно восстановление утраченной связи человека и бога,
человека и природы.
Презентация к урокам литературы и МХК
Почему у древа познания Господь не поставил ангела с мечом ?
( Он дал человеку свободу. Это великий дар, но и великий соблазн.
И там, где начинается своевол и произвол, там подстерегают
человека духи тьмы).
1) Какие библейские сюжеты нашли отражение в романе "Преступление
и наказание" ?
(Прослушивание заранее подготовленных заданий).
"Не хлебом единым"
Евангельская символика ( числа 7,11)
Вавилонское столпотворение, притчи, воскресение,
древо познания.)
Споры о романе: "Страдалец за человечество или неудавшейся
Наполеон? Бога или Дьявола носит в душе ? (Отрицание Бога приводит
к
Отголоски Апокалипсиса и Вавилонского столпотворения.
оправданию дьявольского начала).
Достоевский показывает, что произошло бы
с человечеством, если бы теория его героя полностью осуществилась
Обращается к текстам Священного Писания. Здесь отзвуки Вавил.
Столпотворения, Апокалипсиса, используются Евангельске притчи. (Сон
в эпилоге рассказать).
Презентация к урокам литературы и МХК
Сюжет "воскресения" связан с духовным возрождением Раскольникова.
Возникает параллель с картиной Ганса Гольбейна "Смерть И.Христа".
Только конкретно жертвенная любовь к рядом находящемуся ближнему, которая
не завидует, не гордится, не превозносится, не ищет своего, дающая, а не
берущая любовь, которая долго терпит и все переносит, способна возвысить и
облагородить приниженную душу человека. (Библия).
А герой романа "Идиот" Ипполит о картине Г. Гольбейна
говорит: " От такой картины вера может пропасть". Рассмотрите репродукцию и
ответьте Почему ? (Христос, изображенный Гольбейном, не воскресает и поэтому
не дарует человеку потребность нравственности.
Перед лицом равнодушной природы тщетными
оказываются духовные усилия человека, ведь единственным законом бытия
становится необходимость жизни и смерти. Бездуховная природа, т.о., побеждает ,
но Достоевский против. Для него Иисус прекрасен, «красота его – бесконечной
любви, смирении, способности преодолеть смерть. Иисусу Гольбейна теряет
способность воскресать и этим спасать падшего человека от вечного плена)
4.Убийца и блудница.
Анализ ключевой сцены романа.
«Чтение вечной книги».
Презентация к урокам литературы и МХК
Христианский бог простил блудницу 19 столетий назад. Но в Евангелии сказано: «
Блаженны нищие духом, ибо ваше есть царствие небесное». И словами этими
прощен Родион Романович Раскольников. Но есть еще более важный смысл этой
фразы. Дело в том, что все люди : святые, грешники, блудницы, убийцы и
праведники равны перед Вечной книгой. Она стирает отличия.
5. «Достоевский та, величайшая ценность, которой оправдает русский народ свое
бытие в лице, того, на что может указать он на страшном суде народов». Н.
Бердяев.
Отрицание Бога приводит к оправданию дьявольского начала.
Герой делает свой выбор, опираясь на разум, на рассудок, подходя к человеческим
жизням с качественными измерениями, отринув Бога, презрев Христианскую
заповедь любви к ближнему.
Так кто же перед нами: дьявол в маске гуманиста или лицо трагическое ?
Моделирование диалога по заранее предложенным оппонентам заданиям.
Полемика возникает спонтанно, в зависимости от аргументации сторон.
Какие мотивы произведений Достоевского, Библейские
мотивы вы узнаете в драме К.Скворцова «Дар божий». Сформулируйте их в виде
вопросов к тексту произведения. (Беседа по домашним заготовкам).
1) Какое новое понимание жизни приходит к писателю на
пороге смерти ?
Каждому свой путь
От дерева до дерева... Пройти,
Пройти его незрячим и в конце
Увидеть вдруг за пять минут до смерти,
Что небо это небо... Осознать
В мелькнувшей в небе птице знак креста
На теле вечности... И воздух пить...
Презентация к урокам литературы и МХК
2) Что есть гордость, гордыня ?
Возмечтать, словом коснуться истины, не узрев Бога. Т.е., не постигнув
Бога, не узнаешь истины. И тогда что есть Бог ?
3) Какой груз, непосильный для смертных, взваливает на себя писатель ?
«Мир изменить глаголом» это груз Христа, но и писателя тоже.
4) Как понимать слова:
«Мир возможно изменить лишь словом, рожденным на Кресте»?
А возможно ли это, по Достоевскому?
5) Каковы откровения о человеке, открывшиеся писателю?
Не сострадание любопытство;
Нелепые и смешные гримасы, разочарование толпы, т.к. зрелище не
Казнь представление;
состоялось.
6) В чем открывается Истина?
Истина открывается в страданье и, несмотря на все,
что есть мерзкого в человеке, она прекрасна:
«Мгновенье... Как ты безмерно, если ты Любовь.»
7) Какие литературные реминисценции узнали?
« Провозглашать пророками себя...»
« Мгновенье, как ты безмерно...»
(Пушкин)
(Гете).
В конце урока звучит «Аве Мария» Шуберта.
Урок заканчивается на высокой ноте.
Презентация к урокам литературы и МХК
Презентация к урокам литературы и МХК
Презентация к урокам литературы и МХК
Презентация к урокам литературы и МХК
Презентация к урокам литературы и МХК
Презентация к урокам литературы и МХК
Презентация к урокам литературы и МХК
В течение двух тысячелетий весь мир воспитывается на сказках и
преданиях, песнях и притчах, взятых из Библии. Библия дошла до
нас сквозь толщу веков. Её запрещали, жгли, но она уцелела.
Понадобилось 18 столетий, чтобы составить Библию. Над ней
работало свыше 30 авторов. Было написано 66 книг Библии на
разных языках людьми, жившими в разное время.
Великие художники мира отображали в своих картинах библейские
сюжеты.
РЕМБРАНДТ
В истории изобразительного искусства прошлых веков гениальный
голландский художник Рембрандт, пожалуй, более, чем ктолибо
другой, сумел глубоко волнующе, правдиво раскрыть
неисчерпаемое богатство внутреннего мира человека.
Голландские живописцы впервые увидели человека таким, каков
он есть в жизни, и отразили в искусстве различные стороны его
повседневного бытия. Некоторые из них подошли к решению
более сложной задачи — к тому, чтобы отразить красоту и
значительность духовного мира обычного человека.
Казалось бы, обращаясь к библейским и евангельским темам, Рембрандт
уходит от изображения общества своего времени. На самом деле, его
библейские и евангельские герои во многом напоминают современных
ему простых людей, неизменно привлекающих симпатии художника В его
сознании библейские герои служат ярким олицетворением прекрасных
человеческих качеств.
Презентация к урокам литературы и МХК
Художник видит в них духовное величие, внутреннюю цельность, суровую
простоту, большое благородство. Они совсем не похожи на мелочных,
самодовольных бюргеров — его современников. Все большее отражение
в полотнах художника находят подлинные человеческие страсти, все
чаще театральная драма, «ужасное» событие сменятся подлинной
драмой жизни. Эти новые черты отчетливо выступают в эрмитажной
картине «Снятие с креста», написанной в 1634 году: Ночь. Скорбная
тишина. Молчаливая толпа людей окружила огромный крест, на котором
распят Христос. Они пришли на Голгофу отдать последний долг своему
учителю. При холодном свете факелов они снимают с креста его
мертвое тело. Один из мужчин, взобравшись по приставной лестнице,
вытаскивает гвозди, с помощью которых Христос распят на перекладине;
другие принимают на руки его сползающее вниз тело; женщины готовят ложе для
останков, расстилая на земле большую тяжелую ткань. Все совершается
неторопливо, в почтительном и печальном безмолвии. Различны переживания
собравшихся: одни лица выражают горькое отчаяние, другие — мужественную
скорбь, третьи — благоговейный ужас, но каждый из присутствующих людей
глубоко проникнут значительностью события. Безгранична скорбь старика,
принимающего мертвого Христа. Он держит его с заметным усилием, но очень
бережно, осторожно, трогательно прикасаясь щекой к бездыханному телу.
Изнемогает от горя Мария. Она не в силах стоять, теряет сознание, падает на
руки
заботливо обступивших ее людей. Мертвенно бледно ее изможденное лицо,
сомкнуты веки, бессильно поникла ослабевшая кисть протянутой вперед руки.
Презентация к урокам литературы и МХК
Картина захватывает глубокой проникновенностью, жизненной
правдой. Лишь преувеличенность некоторых движений и жестов
напоминает о барочных увлечениях Рембрандта.
На протяжении 40х годов Рембрандт несколько раз обращается к
теме святого семейства. Одно из лучших решений этой темы —
эрмитажная картина «Святое семейство», созданная художником
в 1645 году. Евангельская сцена рождает у зрителя множество
ассоциаций с повседневной народной жизнью, современной
Рембрандту. Тишина, покой нарушаются лишь привычными
звуками жизни дома. Потрескивают горящие дрова, слышится
негромкий однообразный стук плотничьего топора. Комната
окутана нежным полумраком; из разных источников мягко
вливается свет, трепетно скользя по лицу Марии, освещая
колыбель, придавая изображенному оттенок одухотворенности.
Слегка пошевельнулся во сне ребенок, и женщина, повинуясь
тонкому материнскому инстинкту, отрывается от чтения,
приподнимает полог и озабоченно смотрит на малыша. Она — сама
чуткость, сама настороженность. По существу, большая человечность и
проникновенность картины создается лишь одним ее взглядом. Светлая
возвышенность запечатленного мгновения сказывается и в том, что к
матери и мальчику неслышно спускаются ангелы.
В 1660 году Рембрандт создает известную картину «Ассур, Аман и Эсфирь».
Сюжетом картины послужил библейский миф, известный под названием «Пир у
Эсфири».
Презентация к урокам литературы и МХК
Аман, первый визирь и друг персидского царя Ассура, жестоко
оклеветал иудеев перед царем, надеясь добиться их
истребления. Тогда царица Эсфирь, происходившая из Иудеи,
вступилась за свой народ. Пригласив на пир Ассура и Амана, она
рассказала о клевете визиря, и перед царем раскрылось
коварное лицо человека, которого он считал своим другом.
Художник изображает тот момент пира, когда Эсфирь закончила
рассказ и воцарилось глубокое, тягостное молчание. Печальны красивые
глаза царицы. Не глядя на руки, Эсфирь машинально сминает платок.
Она еще целиком во власти пережитого. Ей было мучительно трудно
произнести слова обличения; как и царь, она верила визирю, относилась
к нему, как к другу. Потрясен услышанным, горько разочарован Ассур. Его
большие глаза наполняются слезами. В то же время в нем пробуждается
благородный гнев, и он властно сжимает скипетр. В глубокой тени, в
одиночестве изображен Аман. Невидимая пропасть отделила его от царя
и царицы. Сознание обреченности давит его, как непосильный груз: он
сидит ссутулившись, опустив голову, закрыв глаза; рука, держащая чашу,
бессильно лежит на столе. Его гнетет даже не страх смерти, а тяжкое
сознание морального одиночества. Он понимает, что Ассур и Эсфирь
никогда не простят его, как ни тяжело им осуждать друга.
Если в картинах, посвященных истории Амана, результатом конфликта является
непримиримое
осуждение, как бы ни было тяжело оно для самих выносящих приговор, то V о гуманном
прощении и о глубоком раскаянии человека, совершившего горькую ошибку, повествует
знаменитое произведение Рембрандта «Возвращение блудного сына».
Презентация к урокам литературы и МХК
Произведение написано Рембрандтом в год смерти. Забытый
современниками, совсем одинокий, он создает свое последнее
гениальное творение.
Снова большая человеческая трагедия. После долгих скитаний во
враждебном, неуютном мире с мольбой о прощении приходит к
покинутому отцу блудный сын. Полный стыда и раскаяния, он стоит на
коленях, оборванный, с бритой головой каторжника, в стоптанных
сандалиях, демонстрируя зрителю огрубевшие пятки. Впервые за много
лет ощутив тепло человеческой ласки, он прильнул к отцу, спрятал лицо у
него на груди, стремясь забыться в отцовских объятиях. Ни удивления, ни
возмущения не выражает старик; он давно простил сына и давно ждал
этой встречи. Во взгляде его опущенных глаз можно прочесть и немой
укор, и горестную смиренность. Он нежно склонился над сыном, опустив
ему на спину слабые старческие руки. Снова Рембрандт воплощает свою
мысль о том, что суровые испытания судьбы сближают людей. Выше
заблуждений, обид, тщеславия оказываются любовь, доверие,
взаимопонимание. Но все же в этой встрече больше горя, чем радости:
трагическая ошибка сына оставила слишком глубокий след в жизни и
того, и другого. Сломлен не только сын, но и отец. Достаточно обратить
внимание на выражение лица, горестно наклоненную голову,
сгорбленную фигуру, поникшие старческие плечи, чтобы это
почувствовать
Презентация к урокам литературы и МХК
«Возвращение блудного сына» — это как бы итог мудрых раздумий
Рембрандта о мире и людях. Его пессимистическое отношение к
действительности в последние годы жизни с одной стороны и ничем не
сломленная вера в человека, в нравственную высоту его с другой с
равной силой звучат в последнем произведении гениального художника.
БРЕЙГЕЛЬ.
Мало найдется в истории искусства личностей столь загадочных и
неоднозначных, как Брейгель. Он не писал статей и трактатов, не
оставил переписки и за исключением двухтрех близких по духу лиц не
знал друзей. Брейгель не оставил портретов ни своей жены, ни детей, ни
друзей. Полагают, что он иногда изображал самого себя среди
собственных персонажей однако никаких подтверждений тому нет. Его
портреты, выгравированные его друзьями, не имеют сходства между
собой.
Ренессансное представление о важности человеческой личности не
вписывалось в художественные концепции Брейгеля. На своих рисунках и
картинах он зачастую вообще скрывает лица, лишая фигуры всякой
индивидуальности. Схожая тенденция прослеживается и в изображении
библейских персонажей. Он сдвигает их кудато вбок, скрывает среди
обычных людей. Такими мы видим Марию и Господа на деревенской
площади, Иоанна Крестителя с Христом в толпе народа, а "Поклонение
волхвов" вообще скрыто за завесой снегопада.
Презентация к урокам литературы и МХК
Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои
несчастья несет сам. Выбор между добром и злом, между верой и
неверием человек вынужден делать постоянно, на протяжении всей
жизни так же, как были вынуждены делать этот выбор его предки и как делают
его сегодня множество других людей. Отсюда еще одна примета произведений
Брейгеля, роднящая их с иконами, но очень редко встречающаяся в современном
искусстве, совмещение временных и пространственных пластов. На таких
картинах, как "Шествие на Голгофу", "Перепись в Вифлееме", "Избиение
младенцев", "Проповедь Иоанна Крестителя", "Обращение Павла", "Рождество",
на гравюре "Успение Богоматери" библейские персонажи присутствуют среди
современников Брейгеля, ведущих свою повседневную нормальную жизнь,
библейские сцены разыгрываются на фоне фламандских городских и сельских
пейзажей. Например, фигура согбенного под тяжестью креста Спасителя почти
теряется среди множества других впечатлений любого из изображенных на
картине людей, и люди эти делают свой нравственный выбор, не догадываясь, что
видят перед собой Бога.
Годы творческой зрелости Брейгеля проходят в период обострения противоречий
между Нидерландами и монархией Филиппа II, в условиях грозно нарастающей
революционной ситуации. Антифеодальное движение сливается с национально
освободительной борьбой против владычества Испании. В 15611562 годах
Брейгелем создаются картины, объединенные предчувствием надвигающихся
исторических катаклизмов, "Триумф смерти" (Мадрид), "Падение мятежных
ангелов" (Брюссель), "Безумная Грета", "Битва израильтян с филистимлянами".
Презентация к урокам литературы и МХК
Брейгель писал "Вавилонскую башню" по крайней мере три раза. Сохранились
Вавилонская башня (1563) и "Малая" Вавилонская башня (ок.1563). Гигантское
строение было запечатлено дважды. Никогда ранее не удавалось художникам
передать так живо чудовищную величину
башни, размах строительства, превосходящего все ранее известное человеку.
В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического
раздумья. В прославленных "Слепых" (1568) евангельская притча использована
для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и
пассивно следующем за судьбойфортуной. Вожак, возглавляющий цепочку калек
слепых, падает, остальные, спотыкаясь, неудержимо следуют за ним; судорожны
их беспомощные жесты, в оцепенелых от ужаса лицах резко проступает печать
разрушительных страстей и пороков, превращающая их в мертвенные маски.
Прерывистонеравномерный ритм движения фигур развивают тему
неминуемой гибели. Однако попрежнему контрастной альтернативой
человеческой суете предстает безмятежно гармоническая природа заднего плана,
своим идиллическим покоем словно подсказывающая выход из трагического
тупика.
КАРАВАДЖО.
Картины Караваджо (15731610) вызывали горячие споры , так как поражали своей
необычностью. Также незауряден был характер этого художника дерзкий,
насмешливый, высокомерный.
Среди картин Караваджо нет праздничных сюжетов таких, как «Благовещение»,
«Обручение», «Введение в храм» , которые так любили мастера Возрождения. Его
влекут темы трагические.
Презентация к урокам литературы и МХК
На его полотнах люди страдают, испытывают жестокие мучения.
Караваджо наблюдал эти тяготы жизни. На картине «Распятие
святого Петра» мы видим казнь апостола, который был распят на кресте
вниз головой. «Обращение Савла» показано безжалостное гонение на
христиан, их смерть под пятой коня и момент озарения Савла. По пути в
Дамаск его внезапно ослепил небесный луч, и, упав с коня, он услышал
голос Христа: «Савл, за что ты гонишь меня?» После прозрения Савл
становится одним из самых преданных учеников Христа – апостолом
Павлом.
Как народную драму Караваджо показывает сцену «Положения во гроб».
Безжизненное тело Христа бережно поддерживают ученики. Застывшая
рука Спасителя свисает к гробовой плите, над черным пространством
могилы.
В картинах Караваджо на евангельские сюжеты поражает будничный
облик персонажей. В евангельских сценах он показывает жизнь
простого
народа. Современники Караваджо свидетельствуют: он призирал все,
что не было скопировано с жизни. Художник называл такие картины
безделушками, детскими и кукольными вещами.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.