выяснить причины гражданской войны,
рассуждая и анализируя, выяснить, почему белое движение не смогло стать общенациональным движением против большевизма.
ЗАДАЧА УРОКА
Гражданская война – это …
Академик Ю.А.Поляков:
«Вооруженная борьба между различными группами населения, имевшая в своей основе глубокие социальные, национальные и политические противоречия», которая первоначально имела локальный, а затем приобрела общенациональный масштаб.
Особенности гражданской войны
Тесное переплетение с антисоветской военной интервенцией
Не имеет четких границ – ни временных ,ни пространственных ;
Нет четких линий фронта
Жестокие формы борьбы;
Использование цветов для обозначения противоборствующих сил
На первый план выходят классовые интересы
7. Главный принцип – «КТО НЕ С НАМИ, ТОТ ПРОТИВ НАС»
ПРЕДПОСЫЛКИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
*Российская революция с самого начала несла в себе угрозу Гражданской войны потому, что она разделила общество на враждующие силы
*Ситуация усугублялась тем, что революционный процесс развивался в условиях Первой мировой войны
*Бедность широких масс, слабость демократической культуры, также способствовали ожесточению борьбы
Задание.
В предложенном перечне укажите причины Гражданской войны
1) Изменение характера политической власти в стране.
2) Введение всеобщей воинской повинности
3) Отказ большевиков от идеи однородного социалистического правительства и принципов парламентаризма
4) Отмена выкупных платежей
5) Недемократические меры большевиков (диктатура, репрессии, деятельность
чрезвычайных органов)
6) Заключение Брестского мира.
7) Экономическая политика советской власти в деревне (установление продовольственной
диктатуры, организация продотрядов, комбедов и т.д.)
8) Созыв Учредительного собрания.
Определите основные причины гражданской войны?Политические: Социально-экономические:
Изменение характера политической власти в стране.
Отказ большевиков от идеи однородного социалистического правительства и принципов парламентаризма.
Недемократические меры большевиков (диктатура, репрессии, деятельность чрезвычайных органов)
Заключение Брестского мира.
Экономическая политика советской власти в деревне.
(фактическая отмена Декрета о земле, установление продовольственной диктатуры,
организация продотрядов, комбедов и т.д.)
Периодизация Гражданской войны (по признакам «главного противника советской власти»):
1эт. – Подготовительный (с ноября 1917 по март 1918гг.) –
зарождение «белого движения» на Юге России – создание Добровольческой армии на Дону (генералы Корнилов, Алексеев, Деникин, атаман Каледин).
2 эт. - Социалистический (с марта 1918 по ноябрь1918гг.) –
восстание Чехословацкого корпуса и начало интервенции Германии и стран Антанты в Советскую Россию., формирование эсеровско – меньшевистских правительств в Сибири, на Севере, на юге России, Советская республика в кольце фронтов.
3 эт. - Военные диктатуры (с ноября 1918 – март 1920 гг.) –
установление военных диктатур, консолидация всех сил Советской республики – «Все на борьбу…», политика «Военного коммунизма». Разгром Колчака, Юденича, Миллера и Деникина.
4 эт. - Попытка «экспорта революции» (март- ноябрь1920 г.) –
Советско – польская война 1920 года.
5 эт. – Крестьянский (декабрь 1920 – октябрь 1922гг.) –
«малая гражданская война» внутри России и движение зеленых, Кронштадское восстание в марте 1921года,
изгнание интервентов.
№ п/п | Этап | Общая характеристика |
I. | Октябрь 1917 г. – весна 1918 г. | период «мягкой Гражданской войны». Военные действия имели локальный характер |
Весна – лето 1918 г. | перерастание политической борьбы в форму открытого военного противостояния между большевиками и их противниками. Выступление Чехословацкого корпуса. | |
II. | Лето – осень 1918 г. | период эскалации войны, вызванный введением продовольственной диктатуры, организацией комбедов и разжиганием классовой борьбы в деревне. |
Декабрь 1918 г. – июнь 1919 г. | период противоборства регулярных красных и белых армий. Белое движение добилось наибольших успехов в вооруженной борьбе с советской властью. | |
Вторая половина 1919 г. – осень 1920 г. | период военного поражения белых армий | |
III. | конец 1920 – 1922 г. | период «малой Гражданской войны»: массовые крестьянские восстания против экономической политики большевиков, рост недовольства рабочих, выступление кронштадтских матросов. Введение НЭПа. Завершение вооруженной борьбы в Средней Азии и на Дальнем Востоке. |
ЗАДАНИЕ
Население разделилось на два лагеря
КРАСНЫЕ
БЕЛЫЕ
Попробуйте самостоятельно определить социальный состав этих лагерей
Для всего населения России встал вопрос: “Чью сторону принять?”. Этот выбор в нарастающей стихии гражданской войны был нелегким нравственным выбором.
вопросы | «БЕЛЫЕ» | «КРАСНЫЕ» | «ЗЕЛЕНЫЕ» |
Дата создания | Конец 1917года | Январь 1918 | |
Личности | Алексеев, Колчак, Корнилов, Деникин, Юденич,Врангель | Фрунзе, | Махно |
Вооруженные силы | Добровольческая армия | Красная армия | «Революционная повстанческая армия Украины» |
Социальная основа | Офицеры, юнкера, казаки, интеллигенция | Фабрично-заводские рабочие, беднейшее и среднее крестьянство, маргинальные слои | Крестьяне, Дезертиры из Красной и Белой армий |
Политическая основа | Кадеты, правые эсеры, | большевики | Националисты, анархисты |
СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ
Попробуйте сравнить военные
силы противоборствующих сторон
«Красные» | «Белые» | ||
Деятельность | Значение | Деятельность | Значение |
Январь . – декрет об организации РККА , июнь . – мобилизация военных специалистов | Рост численности армии, усиление за счет царских военных специалистов | Создание Добровольческой армии на юге | Не было сплоченности и единства действий |
Создание Реввоенсовета и Совета рабочей и крестьянской обороны | Концентрация государственной власти, превращение страны в «единый военный лагерь» | Поддержка со стороны интервентов | Подрывало авторитет Белого движения |
Восстановление смертной казни, расширение полномочий ВЧК, «красный террор» | Парализация, запугивание политических противников | «Белый террор» | Запугивание противников, народных масс |
Массовая пропаганда среди населения | Психологическая поддержка, энтузиазм разных слоев общества | Идеология «непредрешенчества» лозунг «единой и неделимой России» | Не затрагивала серьезных проблем, оттолкнула национальные силы |
Политика «военного коммунизма» | Сосредоточение всех материальных ресурсов в руках советского государства | Отмена «Декрета о земле» | Отталкивание крестьянства от «белого движения» |
Анализ деятельности противоборствующих сторон
Обобщение.« Веllum omnia contra omnes» («Война всех против всех»)
«… Гражданская война есть
ни с чем несравнимая народная трагедия,
в которой никогда не было победителей…»
(Борис Васильев)
Итоги Гражданской войны:
Причины поражения белых:
В белом движении многим нравилась национальная идея – «единой и неделимой» России, а также то, что население считало их приверженцами старых порядков, монархии, и помещичьего землевладения.
Белое движение было разобщено, у него не было единого авторитетного лидера.
Причины победы красных:
Большевики смогли простыми и понятными лозунгами увлечь массы людей идеей новой жизни, отказом от старого мира.
Наличие жесткой дисциплины и централизованного государственного руководства экономикой, помноженной на классовый террор по отношению к несогласным
Последовательная и осмысленная экономическая и социальная политика большевиков
Закрепление. Была ли победа большевиков по – настоящему победой? Закончилась ли эта война?
Победа большевиков, могла стать окончательной в двух случаях:
Если бы враждующие стороны подписали между собой мир (ведь разгром армии противника – еще не победа)
Это полное физическое уничтожение своего противника
Вывод:
Независимо от того, кто победил, главной жертвой войны стал человек.
Для России гражданская война и интервенция обернулись величайшей
трагедией.
Все рядом лежат
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат
Где свой, где чужой?
Белый был—красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был—белым стал
Смерть побелила.
/М. Цветаева/
Гражданская война
ЗАДАНИЯ ГРУППАМ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Синквейн -
Первая строчка – одно существительное
Вторая строчка - два прилагательных, характеризующих данное понятие
Третья строчка - три глагола, показывающие действие понятия
Четвертая строчка - краткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.
Пятая строчка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием
Ответьте на вопросы.
а) Как Я работал:
глубоки знания – 9-10 баллов;
частично усвоил материал – 7-8 баллов;
мало что понял – 4-5 баллов?
б) Как МЫ работали:
четко, согласовано – 9-10 балов;
нарушали ритм – 7-8 баллов;
неорганизованно – 4-5 балл?
в) ДЕЛО:
тема изучена глубоко – 9-10 баллов;
тема изучена частично – 7-8 баллов;
затруднения в новом способе получения знаний – 4-5 баллов?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.