Цель урока: изучить гипотезы о происхождении жизни. Самопроизвольное зарождение.
Задачи урока:
- познакомить с основными гипотезами о происхождении жизни, показать проблемность этого вопроса. Повторить строение эукариотической клетки.
– продолжить формировать представления о познаваемости мира, показать ведущую роль эксперимента в формировании научных знаний.
– продолжить формирование умений составлять тезисы, анализировать и выдвигать предположения.
Тип урока: комбинированный
Теория самопроизвольного
зарождения
(Живое возникло из неживого)
• Альтернатива креационизма.
• Зародилась в Древнем Китае,
Вавилоне и Египте.
• Приверженцами теории были:
Эмпедокл, Демокрит и особенно
Аристотель.
Аристотель
(IV в. до н. э.)
• Утверждал наличие «активного начала».
• «Живое может возникать не только в
результате спаривания животных, но и от
разложения почвы».
самозарождении жизни
сохраняли власть над умами
многих видных ученых очень
Идеи Аристотеля о
долго, вплоть до XIX в.
Известный врач
Парацельс пытался
опытным путем
доказать
самозарождение
лягушек, мышей,
черепах, угрей из
воды, воздуха,
соломы, гниющего
дерева и других
неживых предметов.
Парацельс
(1493 – 1541)
Ян Баптист ван
Гельмонт
(1577 – 1644)
Описал эксперимент, в котором он
за три недели якобы создал
мышей. Для этого были нужны
грязная рубашка, темный шкаф и
горсть пшеницы. Активным
началом в процессе зарождения
мыши ван Гельмонт считал
человеческий пот.
Жан Батист Ламарк
(1744 – 1829)
Писал о
самозарождении
некоторых грибов.
Опровержение теории
самопроизвольного зарождения
жизни
В своей работе «Эксперименты
над зарождением насекомых»
в 1668 г. он, обобщая свои
наблюдения, высказал
предположение, что «черви»
появились в результате
полового размножения мух на
гниющем мясе, а у самого
гнилого мяса нет другой
функции, кроме как служить
питанием для мух и быть
местом откладки их яиц.
Франческо Реди
(1626 – 1698)
Ладзаро Спалланцани
(1729 – 1799)
Выступил против самозарождения бактерий.
В 1765 г. провел следующий опыт:
прокипятив мясной бульон в течение часа,
он запаял вытянутое горлышко колбы. В
запаянной колбе микроорганизмы не
возникали. Из этого Спалланцани сделал
вывод, что высокая температура
уничтожила все формы живых существ и
что без них ничто живое уже не могло
возникнуть.
Французская Академия наук
назначила в 1859 г. специальную
премию за попытку ответить на
вопрос о самопроизвольном
зарождении
Эту премию спустя
три года, в 1862
г., получил
французский
ученый Луи
Пастер (1822 –
1895)
Виталистам, и сторонникам
самозарождения вообще, был
нанесен сокрушительный удар
Опыт Л.Пастера с колбами.
«Все живое из живого!»
Подтверждение теории
биогенеза породило другую
проблему
Коль скоро для возникновения
живого организма необходим
другой живой организм, то
откуда же взялся самый
первый живой организм?