Характеристика урока: Автор УМК: В.В. Пасечник. Биология . Человек: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М. Дрофа, 20010 г.; Рабочая тетрадь.
Тема урока: Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: проблемный
Методы: проблемно - поисковый, групповой.
L/O/G/O
МБОУ СОШ № 65 г. Пенза
Силкина
Г.М.
Борьба организма
с инфекцией.
Иммунитет
Решаем проблемный вопрос?
Нас окружаю миллионы микроорганизмов.
Большинство из них являются возбудителями
различных заболеваний. Но почему
большинство из них не могут проникнуть в
организм человека?
Защитные барьеры организма
Кровь
Кожа
Слизистые оболочки
Какие клетки крови участвуют в формировании
внутренних механизмов защиты? С чем это связано?
Фагоцитарная теория иммунитета
Кто это?
За что этот ученый получил
Нобелевскую премию?
Как взаимосвязаны эти термины:
фагоцитоз, фагоциты?
При чем тут морская звезда?
Иммунитет - …
Решаем проблемную ситуацию
В пробирку с кровью человека,
перенесшего дифтерию, добавляли микробы
дифтерии, и наблюдали гибель этих
микроорганизмов. В пробирке с кровью
человека, не болевшего этой болезнью, этого
не случилось.
Почему?
Одетые в белые халаты санитары нашего организма
эозинофил
Антигистаминное действие
нейрофилы
Активные фагоциты
лимфоцит
Вырабатывают антитела
Незернистые
лейкоциты
Агрануциты
1 куб. мм. – 4-10 тыс.
Зернистые
лейкоциты
Гранулоциты
моноцит
Активные фагоциты
базофил
Участвуют в аллергических реакциях
Работаем с тетрадью
Заполните таблицу используя дополнительный материал
и слайд презентации. Вклейте таблицу в тетрадь.
Виды
лейкоцитов
Число в 1 куб .
мм.
Место
образования
Функции
Нейрофилы
Эозинофилы
Базофилы
Моноциты
Лимфоциты
4900
105
35
280
1650
Иммунная система
Центральные органы
Периферические органы
Красный костный мозг
Тимус
Миндалины
Лимфатические узлы
Селезенка
Клетки иммунной системы
Лейкоциты
Специфический иммунитет
лимфоциты
и ч е с к и й
и
ф
м у н и т е т
фагоциты
Н е с п е ц
м
и
Клеточный иммунитет
Т – система
Тимус
Т - клетки
Т – хелперы
Т – супрессоры
Т - киллеры
Гуморальный иммунитет
В – система
Красный костный мозг
В - клетки
Клетки плазмы
Клетки памяти
Клетки пораженные вирусом
Интерферон
Антитела
Иммуноглобулины
Решаем проблемную ситуацию
Как объяснить, что если в пробирку с кровью
человека, перенесшего дифтерию, добавляли
микробы дифтерии, то они погибали, а если
добавляли в кровь человека, не болевшего этой
болезнью, этого не случилось?
История одного открытия
столкнулись
В 1957 г. сотрудники Лондонского
национального
института
вирусологи англичанин А. Айзек и
швейцарец Дж. Линдеман во
время опытов
с
явлением: мыши,
непонятным
заражали
которых
определенными
не
заболевали. Поиски причин этого
явления показали, что мыши, не
поддавшиеся
заражению
вирусами, в момент заражения
уже болели другой вирусной
инфекцией.
вирусами,
Почему мыши не
заболели?
История одного открытия
Таким образом выяснилось, что в организме мышей один из вирусов
препятствует размножению другого. Это явление антагонизма
вирусов назвали интерференцией (помеха, препятствие, англ.),
данное явление встречается при введении в организм двух вирусов
одновременно или с интервалом не более 24 часов. Таким образом
случайно был открыт интерферон.
Интроферон
получают из донорской крови
иммунизированых доноров
Воспаление
Проникающие в организм микробы
сосредоточились в одном месте.
Это вызывает местную реакцию –
воспаление.
Объясните, используя полученные знания:
- Почему происходит покраснение
пораженного участка?
- Почему возникает боль?
- Почему на пораженном участке
появляется гной?
Работа с таблицей
Изучив таблицу «Инфекционные болезни» дайте ответы на вопросы:
1. Какие заболевания называются инфекционными?
2. Что такое «ворота инфекции»?
3. Основные пути распространения инфекционных заболеваний?
4. Основные симптомы проявления инфекционных заболеваний?
5. Основные меры предупреждения инфекционных заболеваний?
6. Скрытый период болезни, острый период болезни, период
выздоровления – чем отличаются эти периоды?
Словарик
Иммунитет
Антигены
Антитела
Воспаление
Инфекционные болезни
Паразитарные болезни
Ворота инфекции
Интерферон
Неспецифический иммунитет
Специфический иммунитет
Домашнее задание
Параграф 18.
Подготовиться к терминологическому диктанту.
Сформулировать и записать в тетрадь основные
правила укрепления иммунитета.
Хорошо здоровым быть!
Соков надо больше пить!
Закаляться, обливаться,
Спортом разным заниматься!
И болезней не боясь,
В тёплом доме не таясь,
По Земле гулять свободно,
Красоте дивясь природной!!!
Вот тогда начнёте жить!
Здорово здоровым быть!!!