Презентация к уроку биологии в 5 классе на тему: "Жизнь в морях и океанах".Предназначена для самопроверки изученного материала в виде теста и изучения новой темы. По ходу изучения нового материала заполняется табличка из трех колонок, которая проверяется в конце урока.Презентация к уроку биологии в 5 классе на тему: "Жизнь в морях и океанах".
Найди лишнее слово и назови
природную зону
1. Сайгак, хомяк, суслик, лось, ковыль
2. Лиана, термит, попугайара, ель, обезьяна
3. Песец, бурундук, ель, рысь, глухарь
Найди лишнее слово и укажи
материк
4. Утконос, зебра ,баобаб, горилла
5.Кенгуру, пиранья, ехидна, эвкалипт
6.тигр, горилла, лось, выхухоль
7.ленивец, бегемот, ягуар, арахис
8. Белый медведь, мох, пингвин, тюлень
ответы
1.лось степь
2.ель тропический лес
3. песец широколиственный и смешенный лес
4.утконос Африка
5.пиранья Австралия
6.горилла Евразия
7. бегемот Южная Америка
8.Белый медведь Антарктида
оценка
1614баллов «5»
1310 баллов «4»
97 баллов «3»
6 и менее «2»
Тема: «Жизнь в морях и
океанах».
В океане:
• Более 160 тыс. видов животных
моллюски
кишечнополостные
ракообразные
рыб
ы
простейшие
• Около 10 тыс. видов растений
7
Многие живые организмы, живущие в воде, настолько
малы, что не способны противостоять течению воды. В
результате они перемещаются вместе с водными массами,
порой на очень большие расстояния. Эти живые организмы
получили название — планктон. Чаще всего планктон
составляют одноклеточные водоросли, различные
• Моря и океаны можно сравнивать с огромным домом, который
заселен от самых верхних до самых нижних этажей. На разных
этажах этого дома складываются разные природные
сообщества. Знакомство с ними мы начнём с поверхности воды.
10
Таблица: «Жизнь в морях и океанах»
Название
природного
сообщества.
Живые
организмы
сообществ
в
ах.
Особенности
строения и
жизнедеятельн
ости.
1) Сообщество поверхности воды.
• Португальский
военный кораблик.
Вот плывет небольшое (около 30 см. в длину) странное существо. Синее с
красным парусом. Это животное с необычным названием португальский
военный кораблик ( в старину португальцы ярко окрашивали свои боевые
корабли). Существо это – родственник медуз. Оно не тонет, потому что
имеет большой легкий воздушный пузырь. Сверху на этом пузыре есть
гребень, который и служит парусом. А в низ, в воду, уходят длинные
щупальца. С их помощью кораблик ловит себе еду: рачков, рыбок.
Как
удержаться
на
поверхности
Воздушный пузырь
воды?
Сверху - гребень
Плоское, как плот,
тело
14
• На поверхности воды живут морские водомерки, похожие на
пресноводных. Они часто отдыхают на «палубе» парусника.
• Морские водомерки насекомые небольшие, обычно они
меньше пресноводных. Тело их покрыто мелкими волосками,
не смачивающимися водой, потому водомерки и держатся на
воде. Хотя при необходимости могут нырять. Возможно, так
они спасаются от ударов волн.
«матросы»
Морская уточка
Крабик
Парусники у них плоское, как плот, овальное тело, на котором
возвышается треугольный парус. Парусник, как и кораблик,
хищник, свою добычу он захватывает щупальцами. Плоское
тело парусника похоже на палубу корабля, на ней можно
увидеть «матросов» маленьких крабиков. Захотев есть, такой
крабик осторожно спускается к «днищу» своего живого
корабля и выхватывает из его щупалец пойманных рачков.
• Хищный моллюск янтина – не столь безобиден: он объедает
мягкие ткани парусника.
Летучая рыба
Водомерка
Летучая рыба
20
Летучие рыбы.
• Длина самых крупных рыбок не превышает 50 см.
• Находясь в воде, такая рыба достигает скорости около 30 км/час,
а на поверхности увеличивает её до 6065 км/час. Оторвавшись
от воды и раскрыв брюшные плавники, она планирует над
поверхностью воды. Находится в полёте не более 10 секунд.
2) Сообщество толщи воды.
Планктон.
Рачки
Водоросли
Лучевики
22
Планктон живые существа, не способные к активному
передвижению (водоросли, лучевики, рачки). Они
мелкие и на теле имеют выросты и щетинки, чтобы
вода лучше поддерживала их.