Данная презентация предлагает знакомство учащихся с грамматическими характеристиками частиц и с их семантикой, особенностями функционирования в разных стилях речи, ролью в организации предложения и текста; помогает организовать творческую и исследовательскую деятельность школьников через поиск, путем постановки серии проблемных задач, создания и разрешения проблемных ситуаций.Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Тема: Разряды частиц
Класс: 7
Цели урока:
1.знакомство учащихся с грамматическими
характеристиками частиц и с их семантикой,
особенностями функционирования в разных
стилях речи, ролью в организации предложения и
текста;
2.организация творческой и
исследовательской деятельности школьников
через поиск, путем постановки серии проблемных
задач, создания и разрешения проблемных
ситуаций
Частица – служебная часть речи, которая
придаёт различные дополнительные оттенки
словам или предложениям или служит для
образования форм слова.
По значению частицы делятся на
формообразующие,
отрицательные,
модальные.
Формообразующие частицы служат для образования форм:
а)условного и повелительного наклонения глагола : хотел бы
прочесть книгу, да здравствует солнце, да скроется тьма; б)степеней
сравнения имён прилагательных и наречий: более аккуратный
человек .
Частицы служат так же для образования неопределённых
местоимений то, кое, нибудь, либо: ктото, какойнибудь, коечто
и др. По своей роли такие частицы сближаются с морфемами.
Отрицательные частицы: не, ни, нет. НЕ презирай совета ничьего,
но прежде рассмотри его! Нет, я не сдамся! Вокруг ни души! Не
видно ни кустика!
Модальные частицы придают всему предложению
или отдельным словам различные оттенки.
Указательные: вот (а вот), вон (а вон).Вот мой дом
родной. Вон там стоит мой дом.
Уточняющие: именно, как раз, точно, ровно. Именно
это я и хотел сказать.
Выделительноограничительные: лишь,
только,исключительно,единственно, только лишь,
почти, разве лишь. Лишь это задание я не смог
выполнить. Усилительные:
даже, же, ведь, всётаки, ни, всё, всё же. Вы даже
представить себе не можете!
Утвердительные: да, так, ага. Напишешь письмо? –
Ага.
Вопросительные: ли, разве, неужели, да, да ну.
Прочитали ли вы эту повесть?
Сомнительные: вряд ли, едва ли. Вряд ли это
возможно.
Восклицательные: что за, как. Что за прелесть эти
сказки! Смягчение
требования: ка. Скажика , сколько времени.
Второй этап — анализ текста с помощью вопросов и
исследовательских заданий.
Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты.
• Угадай, кто я? Ем жуков и муравьев и живу на елке.
• Неужели, дятел?
• Нет, вот и не угадал! Еще я ем ос и шмелей.
• Так ты птица осоед.
• Как же, осоед! Еще я ем гусениц и личинок.
• Как раз гусениц и личинок любят дрозды.
• Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.
• Ну тогда ты, наверное, лесная мышь.
• Вот еще — мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.
• Хорошо! Тогда ты, конечно, кошка.
• Куда уж — кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.
• Ладно, ты — цапля.
• Где уж — цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.
• Точно, куница!
• Вот именно не куница. Куница — мой старый враг. А ем я еще почки, орехи,
семена елок и сосен, ягоды и грибы.
• Скорее всего ты свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья,
которая сглупу забралась на елку!
• Нет, нет и нет! Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не
только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только
орешки. (по Н. И. С л а д к о в у).
Организовать исследовательскую деятельность школьников на основе
этого текста позволяют следующие вопросы и задания:
Прочитайте выразительно текст. Понравился ли он вам? Чем?Как его
можно озаглавить? Сравните свое название с авторским («Скажи, что
ты ешь, и я скажу, кто ты»). Какое точнее, удачнее? Почему?
Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.Сравните два
предложения: Ты ошибся, потому что я не лесная мышь. Вот еще —
лесная мышь! Можно ли их употребить в диалоге? В каком
предложении содержание передано сжато, энергично? Какими
средствами? Где решительно и резко опровергается суждение,
высказанное собеседником? В какой конструкции обнаруживается
отношение говорящего к предмету разговора (к тому, о чем говорится)
и к собеседнику?Найдите в тексте аналогичные конструкции, по
которым можно определить отношения собеседников. Каковы эти
отношения? Какая часть речи помогла нам узнать о них?
Укажите в тексте все частицы, их разряды по значению и функциям,
обратившись за справками к обобщающей таблице и к следующему
предписанию: Роль частиц в предложении и тексте:
1.Укажите частицу (или сочетание частиц).
2.С какой целью употреблена частица в предложении (в тексте)?
1) Для образования наклонения глагола.
2) Для выражения значений модальности
(каких?).
3) Для внесения в предложение значения
утверждения или отрицания.
4) Для оформления предложения по цели
высказывания.
5) Входит в структуру предложения как
необходимый компонент («Пойдем?» «Давай».
согласие; «Лентяй он». «Ну уж» сомнение).
6) Связывает части предложения, его члены
или целые предложения.
Признаком какого стиля является употребление
частицы в данном контексте?
1.В словаре некоторые частицы имеют особые
стилистические пометы: Ну да, тактаки, идет —
разговорные, аж эк, ага, ишь, вишь —
просторечные.На что указывают эти пометы? Можно
ли просторечные и разговорные частицы
употреблять в диалоге? Почему? Какие из названных
слов встречаются в вашей речи? Замените
просторечные частицы синонимичными
нейтральными.
2.Сделайте вывод: почему в тексте разговорного
стиля используется множество частиц?
Обилие частиц в разговорной речи
объясняется тем, что в условиях устного и
не подготовленного заранее общения
собеседникам нужно не просто передать
определенную информацию, но
одновременно выразить свое отношение к
ней и к собеседнику, причем сжато,
эмоционально, энергично. Это удается
сделать с помощью частиц.
В разговорном стиле используются
частицы всех разрядов, причем и такие,
которые не принято употреблять, в других
стилях.
Третий этап урока — конструирование
микротекстов по предложениям.
Вопросы и задания:
1.Сравните четыре предложения.
2.Одинаковую ли информацию они содержат?
3. Как вы это установили?
1) Я приглашаю вас сегодня в гости.
2) И я приглашаю вас сегодня в гости.
3) Я приглашаю И вас сегодня в гости.
4) Я приглашаю вас И сегодня в гости.
2.Какой частью речи является и в этих
предложениях? Аргументируйте свое
мнение. (Частица, так как союз связывает
однородные члены или части сложного
предложения.)
3.Сконструируйте микротекст по каждому
предложению. Какие получились
микротексты: одинаковые или разные?
Почему?
4.Сделайте выводы:
1) Могут ли частицы «путешествовать»
по предложению? Произвольна ли
позиция частицы в высказывании?
2) Помогают ли частицы восстановить
контекст, подсказать, о чем
говорилось прежде, и предсказать
продолжение текста? Докажите
своими примерами.
Частицы могут «путешествовать» по
предложению,
но их место строго закреплено:
каждая частица употребляется
говорящим или пишущим
перед тем словом, словосочетанием и
даже целым высказыванием, которое
важно, значительно для автора.
Прочитайте предложение. Произведите его
синтаксический разбор.
В нашем классе девочки коллекционируют
марки, а мальчики марок не коллекционируют.
Замените сложное предложение простым,
сохранив основную информацию.
В нашем классе т о л ь к о девочки
коллекционируют марки.
Придумайте свой пример,
доказывающий, что частицы
помогают сжать информацию,
превратить сложное предложение в
простое.
Четвертый этап урока — лингвистический
эксперимент. Его цель — обучение
коммуникативно целесообразному
употреблению частиц в тексте.
Прочитайте выразительно текст. Какие факты
показались вам интересными?
У птиц забавные встречаются имена.
Поверишь, что водится птица поганка.
Поганка рогатая. И птичка завирушка
есть. Или юла.
Совсем милые имена: овсянка,
просянка, коноплянка и чечевица. А
плохое название чиж или чечетка?
Непонятными будут для вас имена:
зеленушка, синехвостка, белолобик?
Названияпрозвища лучше всего!
(По Н. И. С л а д к о в у).
Дополните текст необходимыми, на
ваш взгляд, частицами.
Докажите целесообразность
употребления каждой вставленной
вами частицы.
(Именно) у птиц забавные встречаются
имена. (Едва ли) поверишь, что водится
птица поганка. Поганка (да еще и) рогатая.
(Ведь) и птичка завирушка есть. Или
(просто) юла.
(А вот) совсем милые имена: овсянка,
просянка, коноплянка и (даже) чечевица. А
(разве) плохое название чиж или чечетка?
(Неужели) непонятными будут для вас
имена: зеленушка, синехвостка, белолобик?
(Всетаки) названияпрозвища лучше всего!
(По Н. И. С л а д к о в у).
Сравните ваш вариант с текстом Н.И.Сладкова.
Какой интереснее, богаче, точнее? Почему?
Отредактируйте свой текст. Прочитайте его
выразительно.
Определите значение каждой употребленной
вами частицы. Укажите предложения, в
которых частицы относятся к одному слову
(какому?), к словосочетанию, ко всему
предложению.
Сделайте вывод о роли частиц в данном тексте.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
УПРАЖНЕНИЕ
№ 408