Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Оценка 4.7

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)

Оценка 4.7
Презентации учебные
pptx
русский язык
7 кл
04.04.2018
Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Данная презентация предлагает знакомство учащихся с грамматическими характеристиками частиц и с их семантикой, особенностями функционирования в разных стилях речи, ролью в организации предложения и текста; помогает организовать творческую и исследовательскую деятельность школьников через поиск, путем постановки серии проблемных задач, создания и разрешения проблемных ситуаций.Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
П Разряды частиц.pptx

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Тема:     Разряды частиц Класс:     7

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Цели урока: 1.знакомство учащихся с грамматическими  характеристиками частиц и с их семантикой,  особенностями функционирования в разных  стилях речи, ролью в организации предложения и  текста; 2.организация творческой  и  исследовательской деятельности школьников  через поиск, путем постановки серии проблемных  задач, создания и разрешения проблемных  ситуаций

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Частица – служебная часть речи, которая  придаёт различные дополнительные оттенки  словам или предложениям или служит для  образования форм слова.  По значению частицы делятся на  ­формообразующие, ­отрицательные, ­модальные.

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Формообразующие  частицы служат для образования форм:  а)условного и повелительного наклонения глагола : хотел бы  прочесть книгу, да здравствует солнце, да скроется тьма; б)степеней  сравнения имён прилагательных и наречий: более аккуратный  человек . Частицы служат так же для образования неопределённых  местоимений ­  ­то, кое­, ­нибудь, ­либо: кто­то, какой­нибудь, кое­что  и др. По своей роли такие частицы сближаются с морфемами. Отрицательные  частицы: не, ни, нет.  НЕ презирай совета ничьего,  но прежде рассмотри его! Нет, я не сдамся! Вокруг ни души! Не  видно ни кустика!

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Модальные частицы придают всему предложению  или отдельным словам различные оттенки.  Указательные: вот (а вот), вон (а вон).Вот мой дом  родной. Вон там стоит мой дом.      Уточняющие: именно, как раз, точно, ровно. Именно  это я и хотел сказать.                            Выделительно­ограничительные: лишь,  только,исключительно,единственно, только лишь,   почти, разве лишь. Лишь это задание я не смог  выполнить.                                              Усилительные:  даже, же, ведь, всё­таки, ни, всё, всё же. Вы даже  представить себе не можете!  Утвердительные: да, так, ага.  ­Напишешь письмо? –  Ага.                                                                Вопросительные: ли, разве, неужели, да, да ну.    Прочитали ли вы эту повесть?                                   Сомнительные: вряд ли, едва ли. Вряд ли это  возможно.                                                                      Восклицательные: что за, как. Что за прелесть эти  сказки!                                                          Смягчение  требования: ­ка.  Скажи­ка , сколько времени.

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Второй этап — анализ текста с помощью вопросов и  исследовательских заданий. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты. • Угадай, кто я? Ем жуков и муравьев и живу на елке. • Неужели, дятел? • Нет, вот и не угадал! Еще я ем ос и шмелей. • Так ты птица осоед. • Как же, осоед! Еще я ем гусениц и личинок. • Как раз гусениц и личинок любят дрозды. • Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога. • Ну тогда ты, наверное, лесная мышь. • Вот еще — мышь! Бывает, я даже сама ем мышей. • Хорошо! Тогда ты, конечно, кошка. • Куда уж — кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу. • Ладно, ты — цапля. • Где уж — цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца. • Точно, куница! • Вот именно не куница. Куница — мой старый враг. А ем я еще почки, орехи,  семена елок и сосен, ягоды и грибы. • Скорее всего ты ­свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья,  которая сглупу забралась на елку! • Нет, нет и нет! Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не  только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только  орешки. (по Н. И. С л а д к о в у).

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Организовать исследовательскую деятельность школьников на основе  этого текста позволяют следующие вопросы и задания: Прочитайте выразительно текст. Понравился ли он вам? Чем?Как его  можно озаглавить? Сравните свое название с авторским («Скажи, что  ты ешь, и я скажу, кто ты»). Какое точнее, удачнее? Почему? Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.Сравните два  предложения: Ты ошибся, потому что я не лесная мышь. ­ Вот еще —  лесная мышь! Можно ли их употребить в диалоге? В каком  предложении содержание передано сжато, энергично? Какими  средствами? Где решительно и резко опровергается суждение,  высказанное собеседником? В какой конструкции обнаруживается  отношение говорящего к предмету разговора (к тому, о чем говорится)  и к собеседнику?Найдите в тексте аналогичные конструкции, по  которым можно определить отношения собеседников. Каковы эти  отношения? Какая часть речи помогла нам узнать о них? Укажите в тексте все частицы, их разряды по значению и функциям,  обратившись за справками к обобщающей таблице и к следующему  предписанию:   Роль частиц в предложении и тексте: 1.Укажите частицу (или сочетание частиц). 2.С какой целью употреблена частица в предложении (в тексте)?

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
1) Для образования наклонения глагола. 2) Для выражения значений модальности  (каких?). 3) Для внесения в предложение значения  утверждения или отрицания. 4) Для оформления предложения по цели  высказывания. 5) Входит в структуру предложения как  необходимый компонент («Пойдем?» ­ «Давай».  ­ согласие; «Лентяй он». ­ «Ну уж» ­ сомнение). 6) Связывает части предложения, его члены  или целые предложения.

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Признаком какого стиля является употребление  частицы в данном контексте? 1.В словаре некоторые частицы имеют особые  стилистические пометы: Ну да, так­таки, идет —  разговорные, аж эк, ага, ишь, вишь —  просторечные.На что указывают эти пометы? Можно  ли просторечные и разговорные  частицы  употреблять в диалоге? Почему? Какие из названных  слов встречаются в вашей речи? Замените  просторечные частицы синонимичными  нейтральными. 2.Сделайте вывод: почему в тексте разговорного  стиля используется множество частиц?

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Обилие частиц в разговорной речи  объясняется тем, что в условиях устного и  не подготовленного заранее общения  собеседникам нужно не просто передать  определенную информацию, но  одновременно выразить свое отношение к  ней и  к собеседнику, причем сжато,  эмоционально, энергично. Это удается  сделать с помощью частиц.                                                                        В разговорном стиле используются  частицы всех разрядов, причем и такие,  которые не принято употреблять, в других  стилях.

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Третий этап урока — конструирование  микротекстов по предложениям.    Вопросы и задания: 1.Сравните четыре предложения.  2.Одинаковую ли информацию они содержат? 3. Как вы это установили? 1) Я приглашаю вас сегодня в гости. 2) И я приглашаю вас сегодня в гости. 3) Я приглашаю И вас сегодня в гости. 4) Я приглашаю вас И сегодня в гости.

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
2.Какой частью речи является и в этих  предложениях? Аргументируйте свое  мнение. (Частица, так как союз связывает  однородные члены или части сложного  предложения.) 3.Сконструируйте микротекст по каждому  предложению. Какие получились  микротексты: одинаковые или разные?  Почему?

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
4.Сделайте выводы: 1) Могут ли частицы «путешествовать»  по предложению? Произвольна ли  позиция частицы в высказывании? 2) Помогают ли частицы восстановить  контекст, подсказать, о чем  говорилось прежде, и предсказать  продолжение текста? Докажите  своими примерами.

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Частицы могут «путешествовать» по  предложению,  но их место строго закреплено:  каждая частица употребляется  говорящим или пишущим  перед тем словом, словосочетанием и  даже целым высказыванием, которое  важно, значительно для автора.

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Прочитайте предложение. Произведите его  синтаксический разбор. В нашем классе девочки коллекционируют  марки, а мальчики марок не коллекционируют. Замените сложное предложение простым,  сохранив основную информацию.

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
В нашем классе т о л ь к о девочки  коллекционируют марки. Придумайте свой пример,  доказывающий, что частицы  помогают сжать информацию,  превратить сложное предложение в  простое.

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Четвертый этап урока — лингвистический  эксперимент. Его цель — обучение  коммуникативно целесообразному  употреблению частиц в тексте. Прочитайте выразительно текст. Какие факты  показались вам интересными?  У птиц забавные встречаются имена.  Поверишь, что водится птица поганка.  Поганка рогатая. И птичка завирушка  есть. Или юла. Совсем милые имена: овсянка,  просянка, коноплянка и чечевица. А  плохое название чиж или чечетка?  Непонятными будут для вас имена:  зеленушка, синехвостка, белолобик?  Названия­прозвища лучше всего!                            (По Н. И. С л а д к о в у).

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Дополните текст необходимыми, на  ваш взгляд, частицами.  Докажите целесообразность  употребления каждой вставленной  вами частицы.

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
(Именно) у птиц забавные встречаются  имена. (Едва ли) поверишь, что водится  птица поганка. Поганка (да еще и) рогатая.  (Ведь) и птичка завирушка есть. Или  (просто) юла.      (А вот) совсем милые имена: овсянка,  просянка, коноплянка и (даже) чечевица. А  (разве) плохое название чиж или чечетка?  (Неужели) непонятными будут для вас  имена: зеленушка, синехвостка, белолобик?  (Все­таки) названия­прозвища лучше всего!  (По Н. И. С л а д к о в у).

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Сравните ваш вариант с текстом Н.И.Сладкова.  Какой интереснее, богаче, точнее? Почему? Отредактируйте свой текст. Прочитайте его  выразительно. Определите значение каждой употребленной  вами частицы. Укажите предложения, в  которых частицы относятся к одному слову  (какому?), к словосочетанию, ко всему  предложению. Сделайте вывод о роли частиц в данном тексте.

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ УПРАЖНЕНИЕ № 408

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)

Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Спасибо!   Молодцы!   Удачи!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018