Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Оценка 4.7
Презентации учебные
pptx
русский язык
7 кл
04.04.2018
Данная презентация предлагает знакомство учащихся с грамматическими характеристиками частиц и с их семантикой, особенностями функционирования в разных стилях речи, ролью в организации предложения и текста; помогает организовать творческую и исследовательскую деятельность школьников через поиск, путем постановки серии проблемных задач, создания и разрешения проблемных ситуаций.Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
П Разряды частиц.pptx
Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Тема: Разряды частиц
Класс: 7
Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Цели урока:
1.знакомство учащихся с грамматическими
характеристиками частиц и с их семантикой,
особенностями функционирования в разных
стилях речи, ролью в организации предложения и
текста;
2.организация творческой и
исследовательской деятельности школьников
через поиск, путем постановки серии проблемных
задач, создания и разрешения проблемных
ситуаций
Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Частица – служебная часть речи, которая
придаёт различные дополнительные оттенки
словам или предложениям или служит для
образования форм слова.
По значению частицы делятся на
формообразующие,
отрицательные,
модальные.
Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Формообразующие частицы служат для образования форм:
а)условного и повелительного наклонения глагола : хотел бы
прочесть книгу, да здравствует солнце, да скроется тьма; б)степеней
сравнения имён прилагательных и наречий: более аккуратный
человек .
Частицы служат так же для образования неопределённых
местоимений то, кое, нибудь, либо: ктото, какойнибудь, коечто
и др. По своей роли такие частицы сближаются с морфемами.
Отрицательные частицы: не, ни, нет. НЕ презирай совета ничьего,
но прежде рассмотри его! Нет, я не сдамся! Вокруг ни души! Не
видно ни кустика!
Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Модальные частицы придают всему предложению
или отдельным словам различные оттенки.
Указательные: вот (а вот), вон (а вон).Вот мой дом
родной. Вон там стоит мой дом.
Уточняющие: именно, как раз, точно, ровно. Именно
это я и хотел сказать.
Выделительноограничительные: лишь,
только,исключительно,единственно, только лишь,
почти, разве лишь. Лишь это задание я не смог
выполнить. Усилительные:
даже, же, ведь, всётаки, ни, всё, всё же. Вы даже
представить себе не можете!
Утвердительные: да, так, ага. Напишешь письмо? –
Ага.
Вопросительные: ли, разве, неужели, да, да ну.
Прочитали ли вы эту повесть?
Сомнительные: вряд ли, едва ли. Вряд ли это
возможно.
Восклицательные: что за, как. Что за прелесть эти
сказки! Смягчение
требования: ка. Скажика , сколько времени.
Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Второй этап — анализ текста с помощью вопросов и
исследовательских заданий.
Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты.
• Угадай, кто я? Ем жуков и муравьев и живу на елке.
• Неужели, дятел?
• Нет, вот и не угадал! Еще я ем ос и шмелей.
• Так ты птица осоед.
• Как же, осоед! Еще я ем гусениц и личинок.
• Как раз гусениц и личинок любят дрозды.
• Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.
• Ну тогда ты, наверное, лесная мышь.
• Вот еще — мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.
• Хорошо! Тогда ты, конечно, кошка.
• Куда уж — кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.
• Ладно, ты — цапля.
• Где уж — цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.
• Точно, куница!
• Вот именно не куница. Куница — мой старый враг. А ем я еще почки, орехи,
семена елок и сосен, ягоды и грибы.
• Скорее всего ты свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья,
которая сглупу забралась на елку!
• Нет, нет и нет! Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не
только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только
орешки. (по Н. И. С л а д к о в у).
Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Организовать исследовательскую деятельность школьников на основе
этого текста позволяют следующие вопросы и задания:
Прочитайте выразительно текст. Понравился ли он вам? Чем?Как его
можно озаглавить? Сравните свое название с авторским («Скажи, что
ты ешь, и я скажу, кто ты»). Какое точнее, удачнее? Почему?
Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.Сравните два
предложения: Ты ошибся, потому что я не лесная мышь. Вот еще —
лесная мышь! Можно ли их употребить в диалоге? В каком
предложении содержание передано сжато, энергично? Какими
средствами? Где решительно и резко опровергается суждение,
высказанное собеседником? В какой конструкции обнаруживается
отношение говорящего к предмету разговора (к тому, о чем говорится)
и к собеседнику?Найдите в тексте аналогичные конструкции, по
которым можно определить отношения собеседников. Каковы эти
отношения? Какая часть речи помогла нам узнать о них?
Укажите в тексте все частицы, их разряды по значению и функциям,
обратившись за справками к обобщающей таблице и к следующему
предписанию: Роль частиц в предложении и тексте:
1.Укажите частицу (или сочетание частиц).
2.С какой целью употреблена частица в предложении (в тексте)?
Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
1) Для образования наклонения глагола.
2) Для выражения значений модальности
(каких?).
3) Для внесения в предложение значения
утверждения или отрицания.
4) Для оформления предложения по цели
высказывания.
5) Входит в структуру предложения как
необходимый компонент («Пойдем?» «Давай».
согласие; «Лентяй он». «Ну уж» сомнение).
6) Связывает части предложения, его члены
или целые предложения.
Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Признаком какого стиля является употребление
частицы в данном контексте?
1.В словаре некоторые частицы имеют особые
стилистические пометы: Ну да, тактаки, идет —
разговорные, аж эк, ага, ишь, вишь —
просторечные.На что указывают эти пометы? Можно
ли просторечные и разговорные частицы
употреблять в диалоге? Почему? Какие из названных
слов встречаются в вашей речи? Замените
просторечные частицы синонимичными
нейтральными.
2.Сделайте вывод: почему в тексте разговорного
стиля используется множество частиц?
Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Обилие частиц в разговорной речи
объясняется тем, что в условиях устного и
не подготовленного заранее общения
собеседникам нужно не просто передать
определенную информацию, но
одновременно выразить свое отношение к
ней и к собеседнику, причем сжато,
эмоционально, энергично. Это удается
сделать с помощью частиц.
В разговорном стиле используются
частицы всех разрядов, причем и такие,
которые не принято употреблять, в других
стилях.
Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Третий этап урока — конструирование
микротекстов по предложениям.
Вопросы и задания:
1.Сравните четыре предложения.
2.Одинаковую ли информацию они содержат?
3. Как вы это установили?
1) Я приглашаю вас сегодня в гости.
2) И я приглашаю вас сегодня в гости.
3) Я приглашаю И вас сегодня в гости.
4) Я приглашаю вас И сегодня в гости.
Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
2.Какой частью речи является и в этих
предложениях? Аргументируйте свое
мнение. (Частица, так как союз связывает
однородные члены или части сложного
предложения.)
3.Сконструируйте микротекст по каждому
предложению. Какие получились
микротексты: одинаковые или разные?
Почему?
Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
4.Сделайте выводы:
1) Могут ли частицы «путешествовать»
по предложению? Произвольна ли
позиция частицы в высказывании?
2) Помогают ли частицы восстановить
контекст, подсказать, о чем
говорилось прежде, и предсказать
продолжение текста? Докажите
своими примерами.
Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Частицы могут «путешествовать» по
предложению,
но их место строго закреплено:
каждая частица употребляется
говорящим или пишущим
перед тем словом, словосочетанием и
даже целым высказыванием, которое
важно, значительно для автора.
Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Прочитайте предложение. Произведите его
синтаксический разбор.
В нашем классе девочки коллекционируют
марки, а мальчики марок не коллекционируют.
Замените сложное предложение простым,
сохранив основную информацию.
Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
В нашем классе т о л ь к о девочки
коллекционируют марки.
Придумайте свой пример,
доказывающий, что частицы
помогают сжать информацию,
превратить сложное предложение в
простое.
Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Четвертый этап урока — лингвистический
эксперимент. Его цель — обучение
коммуникативно целесообразному
употреблению частиц в тексте.
Прочитайте выразительно текст. Какие факты
показались вам интересными?
У птиц забавные встречаются имена.
Поверишь, что водится птица поганка.
Поганка рогатая. И птичка завирушка
есть. Или юла.
Совсем милые имена: овсянка,
просянка, коноплянка и чечевица. А
плохое название чиж или чечетка?
Непонятными будут для вас имена:
зеленушка, синехвостка, белолобик?
Названияпрозвища лучше всего!
(По Н. И. С л а д к о в у).
Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Дополните текст необходимыми, на
ваш взгляд, частицами.
Докажите целесообразность
употребления каждой вставленной
вами частицы.
Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
(Именно) у птиц забавные встречаются
имена. (Едва ли) поверишь, что водится
птица поганка. Поганка (да еще и) рогатая.
(Ведь) и птичка завирушка есть. Или
(просто) юла.
(А вот) совсем милые имена: овсянка,
просянка, коноплянка и (даже) чечевица. А
(разве) плохое название чиж или чечетка?
(Неужели) непонятными будут для вас
имена: зеленушка, синехвостка, белолобик?
(Всетаки) названияпрозвища лучше всего!
(По Н. И. С л а д к о в у).
Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Сравните ваш вариант с текстом Н.И.Сладкова.
Какой интереснее, богаче, точнее? Почему?
Отредактируйте свой текст. Прочитайте его
выразительно.
Определите значение каждой употребленной
вами частицы. Укажите предложения, в
которых частицы относятся к одному слову
(какому?), к словосочетанию, ко всему
предложению.
Сделайте вывод о роли частиц в данном тексте.
Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
УПРАЖНЕНИЕ
№ 408
Презентация к уроку "Частица как часть речи. Разряды частиц." ( русский язык, 7 класс)
Спасибо!
Молодцы!
Удачи!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.