Презентация к уроку "Деепричастие как часть речи" 7 класс
Оценка 4.8
Презентации учебные
ppt
русский язык
7 кл
09.07.2017
Цель: путём самообразовательной деятельности получить представление об общем значении, морфологических признаках, синтаксической роли деепричастия. Научиться правильно писать не с деепричастиями. Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия. Подобно другим формам глагола, деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида, например: улыбаясь – несовершенного вида.
деепричастие как часть речи.ppt
Презентация к уроку "Деепричастие как часть речи" 7 класс
Цель: путём
самообразовательной деятельности
получить представление об общем значении,
морфологических признаках, синтаксической роли
деепричастия. Научиться правильно писать не с
деепричастиями.
Презентация к уроку "Деепричастие как часть речи" 7 класс
• Деепричастие – особая форма глагола.
Не с деепричастиями
•Наблюдаем и сопоставляем
•Развиваем умение устанавливать ро
ль деепричастий в тексте
•Проведём наблюдение
•Запомним определение
•Развиваем конструкторскотво
рческие способности
•Тренировочные упражнения
•Задание 1 Текст
•Задание 2
•Задание 3
•Применяем изученное на практик
еЦифровой диктант
•Развиваем творческие способн
ости и связную речь
•Редактируем предложения
• Принимаем участие в игре «Найд
и лишнее»
Презентация к уроку "Деепричастие как часть речи" 7 класс
Деепричастие – особая форма
глагола. Не с деепричастиями
•К истокам слова
Прочитай сведения о толковании слова «деепричастие»
В термине «деепричастие» мы хорошо понимаем вторую часть. Но
что же означает первая? Её мы тоже можем обнаружить в таких словах, как
деятель, дееспособный.
Из краткого этимологического словаря русского языка под
редакцией Н. М. Шанского узнаём, что в XVII веке учёный Мелентий
Смотрицкий ввёл в русскую грамматику термин «деепричастие». Он
состоит из двух частей: дее + причастие, и объяснить его можно как
«причастность к действию». Действительно, эта форма глагола обозначает
добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на
наречие, потому что не изменяется. А когдато деепричастия были
краткими причастиями, изменялись по падежам и были определениями.
Со временем эти свойства утратились, деепричастия стали походить на
наречия и полностью зависят от сказуемого.
(Из книги В. А. Ивановой, З. А. Потихи, Д. Э. Розенталя
«Занимательно о русском языке»)
Меню
Презентация к уроку "Деепричастие как часть речи" 7 класс
Наблюдаем и сопоставляем
Рассмотри таблицу. Сопоставь признаки причастия и
деепричастия. Сделай вывод о деепричастии как
особой форме глагола.
форма глагола
Причастие
Признак предмета по
действию Какой?
Играющий (ая, ее, ие)
Деепричастие
Добавочное действие
Что делая? Что сделав?
Играя, поиграв
Признаки глагола (вид,
время,возвратность);
признаки прилагательного
(род, число, падеж)
Признаки глагола (вид,
возвратность)
Признаки наречия
(неизменяемость)
План разбора
I. Общее значение
(лексическое и
грамматическое)
II.Морфологические
признаки
III. Синтаксическая
роль
Определение,
сказуемое (краткая форма)
Обстоятельство
(не употребляется без
сказуемого)
меню
Презентация к уроку "Деепричастие как часть речи" 7 класс
Запомним определение
Сравни свой вывод с правилом.
• Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает
добавочное действие при основном действии, выраженном
глаголом. В деепричастии совмещены признаки глагола и
наречия. Подобно другим формам глагола, деепричастия
бывают совершенного и несовершенного вида, например:
улыбаясь – несовершенного вида. Вопросы, котрые ставятся к
деепричастиям, напоминают вопросы к глаголам
несовершенного и совершенного вида: что делая? и что
сделав?
• Зависимое слово – существительное или местоимение –
ставится при деепричастии в том же падеже, что и при глаголе,
от которого образовано деепричастие, например: покрасить
(что?) стену (В.) – покрасив (что?) стену (В.). С наречием
деепричастие сходно тем, что не изменяется (не склоняется и
не спрягается).
• В предложении деепричастие бывает обстоятельством,
например:
(как?) улыбаясь.
• Космонавт, улыбаясь, рассказывает о полёте. – Рассказывает
• Приземлившись, он с радостью посмотрел вокруг. – Посмотрел
меню
(когда?) приземлившись.
Презентация к уроку "Деепричастие как часть речи" 7 класс
Развиваем контрукторско
творческие способности
Посмотри на рисунок. Составь три предложения, из которых
было бы ясно, какие действия совершил ученик. Используй для
этого слова, написанные на классной доске. Какие слова в
составленных предложениях обозначают основное действие, а
какие – добавочное?
меню
Презентация к уроку "Деепричастие как часть речи" 7 класс
Тренировочные упражнения
Задание 1
• Определи, о каких
основных и
дополнительных
действиях говорится в
отрывке из повести Н. В.
Гоголя «Тарас Бульба»?
Подчеркни глаголы и
деепричастия с
зависимыми от них
словами как члены
предложения. При
определении
деепричастий
воспользуйся
алгоритмом рассуждения
в рамке.
Внимание!
Применяя данное выше
определение,
рассуждай так:
Выглянув в окно,
Петя увидел. – Петя
увидел – выглянув;
увидел – основное действие,
а добавочное –
выглянув, значит, выглянув –
деепричастие.
меню
Презентация к уроку "Деепричастие как часть речи" 7 класс
А из города уже выступало
неприятельское войско, гремя в литавры и
трубы.
Подбоченясь, выезжали паны,
окружённые несметными слугами. И стали
наступать они, тесно на козацкие таборы,
грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая
очами и блеща медными доспехами. Дымом
затянуло всё поле, а запорожцы всё палили
и палили, не переводя дух.
Проверь себя
меню
Презентация к уроку "Деепричастие как часть речи" 7 класс
Задание 2
• Определи, какие действия совершают действующие
лица (предметы)? Подчеркни глаголы, обозначающие
основные действия, и деепричастия, обозначающие
дополнительные действия, как члены предложения,
рядом с деепричастиями запиши в скобках
соответствующие глаголы по образцу 1го
предложения.
• 1. Схватив (схватил) котелок, Димка помчался за водой.
• 2. Спускаясь (____________________) по тропинке, Димка
вдруг остановился.
• 3. Он пополз, спотыкаясь (____________________) о
разбросанные остатки кирпичей.
• 4. У берегов вода тихонько играла, перекатываясь
(____________________) через мелкое каменистое дно.
(А. Гайдар)
меню
Презентация к уроку "Деепричастие как часть речи" 7 класс
Задание 3
• Укажи, какие выделенные слова обозначают
основные действия, раскрась их синим цветом, а
какие – добавочные, раскрась их красным
цветом. Вставьте пропущенные буквы,
раскройте скобки.
• Бе…жизненные туманы дымчато висят над водой,
отражаясь призрачными оч…ртаниями. Ветер чутко
дремл…т, затаившись в иглистых ветвях, (не)
зарябит уснувш…й воды, (не) шелохнёт зелёной
хвои.
• Стаи перелётных уток, шлёпая крыл…ями, бе…
покойно подымаются с воды, изогнув длинные шеи,
белея в воде отр…жениями, чутко прислушиваясь к
лесному эху.
• (А. С. Серафимович)
меню
Презентация к уроку "Деепричастие как часть речи" 7 класс
Развиваем умение устанавливать роль
деепричастий в тексте
•Прочитай текст, объясни, почему вариант предложения с
деепричастием оказался лучше. Придумай подобное предложение,
чтобы деепричастие «дорисовывало» основное действие.
Фёдору Михайловичу Достоевскому не понравилось одно выражение.
У меня было написано так: «Когда шарманка* перестаёт играть,
чиновник* из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика».
«Не то, не то, – раздражённо вдруг заговорил Достоевский, – совсем
не то! У тебя выходит слишком сухо: «пятак упал к ногам». Надо сказать:
«Пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая».
Замечание это – помню хорошо – было для меня целым откровением.
Да, действительно, «звеня и подпрыгивая» выходит гораздо
живописнее, дорисовывает движение.
(В. Д. Григорович)
* Шарманка – (здесь) переносный музыкальный механизм в виде
ящика с лямкой, надеваемой на плечо.
* Чиновник – (здесь) в России государственный служащий, имеющий
служебное звание.
меню
Презентация к уроку "Деепричастие как часть речи" 7 класс
Проведём наблюдение
•Сравни правописание не с деепричастиями и с
глаголами. Сделай самостоятельный вывод, одному ли
правилу они подчиняются.
1. Не зная (дееприч.) броду, не суйся (глал.) в воду. 2.
Не накормив (дееприч.) лошадь, далеко не уедешь
(глагол). 3. Не продавай (глал.) шкуры, не убив
(дееприч.) медведя. 4. Говорить не думая (дееприч.) –
что стрелять не целясь (дееприч.). 5. Не развязав
(дееприч.) мешок, не узнаешь (глал.), что в нём.
меню
Презентация к уроку "Деепричастие как часть речи" 7 класс
Применяем изученное на практике
1. В походе каждый должен знать своё дело и (не) тратить
время на лишние разговоры. 2. Путешественники (не)
доумевали: разве рассказанное местными жителями –
правда? 3. Мы ещё долго оставались на краю обрыва, (не)
чувствуя усталости после длительного перехода. 4. (Не)
дооценивая мелочи при подготовке к походу, вы можете
столкнуться со многими проблемами. 5. Путешественники,
(не) определившие заранее свой маршрут, обречены на
долгие часы блужданий. 6. Мне вся эта сцена
представилась главой ещё (не) написанной сказки. 7.
Повинную голову меч (не) сечёт. 8. Заря, ещё (не) закрытая
чёрной тучей, освещала окна. 9. Эта (не) забываемая гроза
закончилась, и мы заснули. 10. (Не) прочитав правила,
семиклассники (не) смогли выполнить упражнения. 11.
Дети слушали рассказ бабушки молча, (не) перебивая.
Презентация к уроку "Деепричастие как часть речи" 7 класс
Развиваем творческие
способности и связную речь
Расскажи, как ты возвращаешься домой после
удачного, хорошего дня в школе и как после
неудачного. Описывая свои действия, стремись к
точности и выразительности. Воспользуйся
материалами для справок, включающими
деепричастия. При необходимости используй
свои примеры.
•Материал для справок:
Бежать, весело перепрыгивая через лужи;
идти, спотыкаясь на каждом шагу;
возвращаться, гордясь полученной оценкой;
мучиться, предчувствуя огорчение мамы.
меню
Творческая работа
Презентация к уроку "Деепричастие как часть речи" 7 класс
Редактируем предложения
Определи, какая ошибка допущена в данных ниже
предложениях. Запиши их в исправленном виде.
Воспользуйся опорной схемой в рамке.
Как?
Журча, ещё бежит за мельницу ручей.
1. Открывая книгу, из неё выпал листок.
2. Открывая дверь, она скрипнула.
3. Закончив выступление, все стали аплодировать
фигуристам.
4. Возвращаясь домой, шёл дождь.
5. Заканчивая чертёж, у меня сломался карандаш.
6. Прочитав рассказ, он показался мне слишком
грустным.
меню
Презентация к уроку "Деепричастие как часть речи" 7 класс
Принимаем участие в игре
«Найди лишнее»
В каждой из четырёх групп слов есть одно
лишнее, найди его.
1. (Не) написав,
(не) слушая,
(не) домогая,
(не) зная,
(не) соглашаясь.
3. (Не) читая,
(не) люблю,
(не) поднимаясь,
(не) уезжая,
(не) сказав.
2. (Не) хотя,
(не) взлюбив,
(не) досыпая,
(не) понимая,
(не) навидя
меню
4. (Не) скошено,
(не) глядя,
(не) спросив,
(не) услышав,
(не) умолкая
Презентация к уроку "Деепричастие как часть речи" 7 класс
Рефлексия
Ты познакомился с новой для тебя частью речи.
Это деепричастие. Оно обладает особенными
свойствами. Вспомни их и заполни предложенную
таблицу.
Узнал новое
Узнал новое
Научился
Научился
распознавать
распознавать
Понял
Понял
разницу
разницу
меню
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.