Презентация к уроку химии на тему:"Водород" ( 9 класс химия)
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Презентация к уроку химии на тему:"Водород" ( 9 класс химия)

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Карточки-задания +2
ppt
химия
9 кл
10.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Публикация является частью публикации:
Свойства и получение водорода.ppt
Чернова Надежда Викторовна МБОУ Кринично­Лугская СОШ Тема: Водород.  Эпиграф к уроку:   Если вчера человечество благоговело перед новым видом энергии ­электричеством, а позавчера перед паровым котлом, то сегодня мы управляем реакцией распада  атомного ядра, а завтра будем управлять реакцией синтеза ядер  ­создадим земные  солнца!                                                                                            Д. И.Щербаков Цели: Образовательные: организовать деятельность учащихся по систематизации и  развитию знаний о водороде как самом распространенном  химическом элементе во  Вселенной; расширить их представления о химических и физических свойствах  водорода, способах его получения и применении; на примере водорода показать  окислительно­восстановительную двойственность неметаллов; закрепить умения  работать с лабораторным оборудованием. Развивающие:   развивать  умения устанавливать  межпредметные связи  между химией, биологией, физикой, историей, экологией, литературой,  информатикой; выдвигать гипотезы и находить их подтверждения; продолжить   развитие умений учащихся самостоятельно работать с  дополнительной литературой и Интернет­ресурсами. Воспитательные: создать условия для формирования научного  мировоззрения, умения работать в группе, объективно оценивать работу товарищей,  воспитывать коммуникационные способности учащихся; обеспечить условия для  экологического просвещения учащихся. Методические задачи:   Продолжить формирование понимания зависимости между составом,  строением,  свойствами и применением веществ на примере водорода;
 Используя интерактивные формы организации  урока, создать условия для  усвоения обучающимися основных знаний по изучаемой теме;  Продолжить развитие умений обучающихся работать с информационно­ коммуникатиционными источниками; развивать логическое мышление, умение анализировать и сравнивать;  Способствовать экологическому воспитанию обучающихся через знакомство с темами  «Водород на службе у человека», «Водород в природе». Методы: Эвристическая беседа, групповая работа, рассказ, лабораторные  опыты, элементы игры. Оборудование и реактивы: Прибор для получения газов, пробирки, цинк, соляная  кислота, спиртовка, спички, лабораторный штатив, мультимедийный проектор,  компьютер, стенд «Правила техники безопасности при проведении лабораторных  опытов». Ход урока  Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности. Учитель. Здравствуйте, ребята!   Советский учёный Д.И.Щербаков говоря о развитии науки сказал:  Если вчера человечество благоговело перед новым видом энергии  ­электричеством, а позавчера перед паровым котлом,  то сегодня мы управляем реакцией распада атомного ядра,  а завтра будем управлять реакцией  синтеза ядер  ­ создадим земные солнца!  Действительно человечество шагает семимильными шагами, наука не стоит на месте людям уже многое известно об источнике жизни на нашей планете –солнце Фильм 10 интересных фактов  о солнце Попробуйте отгадать о каком элементе мы будем сегодня говорить?(слайд1)
Газ этот легок и летуч, Он очень может быть могуч: Его нагрев неосторожно, Взорвать в округе все возможно, А если с «О» соединить, То можно воду получить. Я много вам о нем сказала, Его подробно описала. Итак, подумав, пять минут, Скажите, как его зовут?( водород) Учитель. Какая же тема сегодняшнего урока ? Учащиеся: «Водород». Учитель:  Вы ранее слышали об этом веществе? Что вы о нём знаете? А что хотели  бы узнать?   Физические свойства Строение атома Положение в ПСХИ знаю Хотел бы  узнать Историю открытия Способы получения Химические свойства применение Исходя из этого кластера сформулируйте цель нашего урока. Учащиеся: Более глубокое знакомство с химическим элементом и простым  веществом водородом. II.Основная часть. 1.Актуализация знаний.
Учитель. При изучении курса химии мы неоднократно встречались с водородом.  Пришло время обобщить и расширить знания об этом химическом элементе,  познакомиться с областями и перспективами его применения. Проблема Посмотрите внимательно на периодическую таблицу.  Найдите в каком  периоде и в какой группе находится водород? В первом периоде в первой и седьмой  группах. А как вы думаете, почему водород в  двух группах?  Это проблема для вас? Сегодня мы с вами на уроке и будем работать над решением этой проблемы. Историческая справка. В трудах химиков 16 и 17 веков неоднократно упоминалось о выделении горючего газа при действии кислот на металлы. В 1766 году Г.  Кавендиш собрал и исследовал выделяющийся газ, назвав его "горючий воздух".  Будучи сторонником теории флогистона, Кавендиш полагал, что этот газ и есть  чистый флогистон. В 1783 году А. Лавуазье путем анализа и синтеза воды доказал  сложность ее состава, что в её состав входит «горючий газ», а в 1787 А. Гитон де  Морво французский химик определил "горючий воздух" как новый химический  элемент (Водород) и дал ему  название hydrogene (от греч. hydor – вода и gennao –  рождаю), что означает "рождающий воду"; этот корень употребляется в названиях  соединений Водорода и процессов с его участием (например, гидриды,  гидрогенизация). Современное русское наименование "Водород" было предложено  М. Ф. Соловьевым в 1824 году.  2. Этап усвоения новых знаний (20 мин.) Ребята, для активизации вашей работы мы разделимся на 2 группы. И работать  будем на время. В каждой команде вы должны будете выбрать капитана и хранителя времени. Капитан определяет кто из участников команды отвечает на поставленный  вопрос, а хранитель времени следит за временем, выделенным на задание. Команда  первой правильно  ответившая на поставленный вопрос получает житон, если  команда отвечает неверно право ответить переходит команде сопернице. Давайте с вами разберемся, почему водород занимает двойственное положение в  ПСХЭ.  Строение атома водорода
– Назовите «адрес проживания» водорода. 1. обсуждение в группе (1 минута) (1 ученик работает у доски – составляет схему строения атома водорода,  остальные пишут в тетради, демонстрируется слайд) Характеризуя водород по положению в периодической системе химических  элементов Д. И. Менделеева, следует обратить внимание на особенности строения  атома водорода – самого простейшего из химических элементов (состоит из ядра,  представляющего собой один протон, и одного электрона).  Символ – Н;  порядковый номер – 1; массовое число – 1. Наиболее распространенная степень окисления водорода + 1. Водороду свойственна  валентность, равная единице. Молекула водорода двухатомная, связь ковалентная неполярная. Вывод: строение обусловливает разнообразие свойств водорода, его двойственное  положение в системе Д. И. Менделеева – в I и VII группах, т.е. у него как у  элементов 1 группы 1 электрон на внешнем уровне, а также до завершения первого  уровня ему не хватает одного электрона как элементам 7 группы.   Физические свойства водорода Демонстрация видеофрагмента «Водород» Водород – газ без цвета и запаха, плохо растворим в воде, в 14,5 раз легче воздуха. Водород – самый распространенный элемент во Вселенной. На Земле водород  содержится в воде, природном газе, нефти.  Химические свойства водорода Учитель организует работу  в группах по изучению химических свойств водорода и  подводит к выводу об ОВ свойствах водорода  1 команда ; Выберите из предложенных реакций те,  в каких водород является  окислителем 2 команда выбирает реакции, в которых водород является восстановителем.
Учитель в это время даёт информацию: При обычных условиях молекулярный Водород сравнительно мало активен,  непосредственно соединяясь лишь с наиболее активными из неметаллов (с фтором, а на свету и с хлором). Однако при нагревании он вступает в реакции со многими  элементами. Атомарный Водород обладает повышенной химической активностью по сравнению с молекулярным.  а) С кислородом Водород образует воду:  2Н2 + О2 = 2Н2О + Q  (285,937 кДж/моль) Восстановитель Н 0 – 1е = Н+1 – окисление Окислитель О0 + 2е = О–2 – восстановление При обычных температурах реакция протекает крайне медленно, выше 550°С – со  взрывом. Пределы взрывоопасности водородо­кислородной смеси составляют (по  объему) от 4 до 94% Н2, а водородо­воздушной смеси – от 4 до 74% Н2 (смесь 2  объемов Н2 и 1 объема О2 называется гремучим газом). Не шутите с Водородом! Он горит, рождая воду, В смеси с Кислородом­братом Он взрывается, ребята! Вам скажу на всякий  случай – Эту смесь зовут « гремучей». В процессе работы  представители команд выходят к доске и размещают  карточки с примерами реакций по надписями восстановитель окислитель б) С галогенами Водород образует галогеноводороды, например:  Н2 + Cl2 = 2НСl хлороводород в) С азотом Водород взаимодействует с образованием аммиака:  3Н2 + N2 = 2NН3 лишь на катализаторе и при повышенных температуpax и давлениях.
г) При нагревании Водород энергично реагирует с серой:  Н2 + S = H2S (сероводород) д) С чистым углеродом Водород может реагировать без катализатора только при  высоких температуpax:  2Н2 + С (аморфный) = СН4 (метан) е) Водород непосредственно реагирует с некоторыми металлами (щелочными,  щелочноземельными и другими), образуя гидриды:  Н2 + 2Li = 2LiH  Li0 – 1e = Li+1   окисление. (Восстановитель) H0 + 1e = H–1 восстановление. (Окислитель) 2. Взаимодействие со сложными веществами: CuO + H2 = Cu + H2O  Учитель. Ребята, а теперь  объясните, почему водород в периодической системе  химических элементов расположен в двух местах, исходя из полученных сегодня  на уроке знаний. А почему в 7 группе он в скобках?                                                          Вывод: С металлами водород является окислителем (как галогены), а с  неметаллами и со сл. веществами– восстановителем (как ЩМ), поэтому его  располагают и в 1 и 7 группах. Водород, водород – элемент наоборот! От щелочных металлов не отстал и И к галогенам не пристал!  Основные способы получения  Проблемный вопрос: Если бы перед вами стояла задача: получить большое  количество водорода:  ­ Какое сырье вы бы выбрали и почему? Учащиеся: Воду! Она доступна, её много.
Учитель: Да, верно, вода – самый доступный источник водорода.  Действительно, в промышленности получают водород из воды действием тока, идет  реакция разложения воды с образованием двух веществ: водорода и кислорода.  .   В лаборатории водород получают при взаимодействии металлов с  растворами кислот, например соляной: Zn + 2HCl = ZnCl2 + Н2 Лабораторный опыт 3.    Творческое задание для групп Перед вами на карточках изображены два  способа собирания водорода. Предложите название способа, и на каком физическом свойстве водорода он  основан?                           метод вытеснения воздуха                            методом вытеснения воды водород легче воздуха                                  водород не растворяется в воде 4. Области применения водорода.  Работа с учебником Следующим заданием для команд будет определить области применения водорода.  Как только вы определили область применения водорода, вы её вписываете в  приготовленный для вас кластер. Как только все ячейки кластера будут заполнены,  представитель команды вывешивает его на доке, побеждает команда первой  заполнившая кластер.
Учитель:  Наработав в достаточном количестве этот легкий газ,  люди сначала приспособили его для воздушных полетов.  В этом качестве первый элемент ПСХЭ Д.И. Менделеева применяли вплоть до 1937  года, когда в воздухе сгорел крупнейший в мире, размером в два футбольных поля,  заполненный водородом немецкий дирижабль «Гинденбург». Катастрофа унесла  жизни 36 человек. С тех пор аэростаты заправляют исключительно гелием. Гелий –  газ более плотный, но зато негорючий.   (Фильм об этой трагедии я вам приготовила для домашнего просмотра) Советские аэростаты воздушного заграждения сыграли огромную роль в ВОВ. Они  предназначались для защиты наиболее важных объектов от нападения пикирующих и низколетящих самолетов. Аэростатные заграждения наряду с другими средствами  противовоздушной обороны препятствовали снижению немецких бомбардировщиков для прицельного бомбометания. В целом над Москвой  за Великую  Отечественную  войну аэростатными  заграждениями было уничтожено           150 самолетов    противника.  Учитель: Ум человеческий безграничен он смог создать из водорода смертоносное  оружие – водородную бомбу, которая  по своей мощности в разы превышает  ядерную бомбу.  1 марта 1954 году берегов кораллового острова Бикини  американцы испытали  до селе неизвестное оружие, последствия оказались  ужасающими на площади в один миллион миль рыба оказалась отравленной , на  площади в 4 тысячи миль люди получили радиоактивное заражение.  Люди должны  задуматься о том, что водород нужно использовать только в мирных целях, чтобы он приносил только пользу человечеству.  Кейс­технология Перед вами выдержки из научно­популярной литературы, прочтите их и ответьте на  вопрос  в низу текста. На эту работу вам 3 минуты. Энергетики и ученые считают, что в недалеком будущем водород станет идеальным топливом,  так как при его сгорании образуется экологически чистое вещество – вода и выделяется  огромное количество энергии. Человечество навсегда забудет уголь и нефть как топливные  ресурсы.  Получать водород возможно будут путем электролиза воды. Ученые  придумали, как использовать водород в качестве горючего и при этом не  взорваться. В газ стали добавлять специальные присадки­ингибиторы (химические  «тормоза»). Например, пропилен. Всего 1% этого дешевого газа — и водород из  грозного оружия превращается в безопасный газ.  В 1979 г. компания BMW выпустила первый автомобиль, вполне успешно ездивший на  водороде, при этом не взрывавшийся и выпускавший из выхлопной трубы водяной пар.
Вопрос:   «Если водород обладает  такими чудесными характеристиками,  ­ воскликните вы, ­ почему же его практически не используют  на автотранспорте?». Этап закрепления новых знаний (10 мин.)  Индивидуальная работа с ноутбуками. Выполнение тестовых заданий по теме  «Водород» Оценивание до 36 % работы – «2» 36­64 % ­ «3» 65­85%­ «4» 86­100% ­«5» 5. Рефлексия Сейчас мы с вами выполним творческое задание.  Расскажем в стихотворной форме  о свойствах водорода. Для этого вам предстоит составить синквейн Пример:                                                   Водород Лёгкий,  летучий. Горит, восстанавливает, окисляет. Водород ­ основа жизни! Нужный! 6.Домашнее задание: § 17,  просмотр фильмов: ­Водород ­Взрыв водородной бомбы  ­Гибель немецкого дирижабля «Гиндебург» 7.Итог урока Сегодня я узнал…. Было трудно….. Я понял, что…..
Меня удивило, что…. Урок дал мне для жизни…..
скачать по прямой ссылке