Данная презентация по теме "Русский портрет XVIII века" содержит сведения об истоках русского портретного искусства, примеры портретов неизвестного художника. Далее представлены примеры портретов художников Матвеева, Аргунова, Рокотова, Левицкого, Боровиковского. Затем в презентации представлены мастера скульптурного портрета: Растрелли, Шубин, Козловский, Мартос.
Русский
портрет
XVIIIвека
МОУ «Никольская СОШ
№9»
Дружинина Т.Ю.
XVIII столетие – век
портрета.
«Одним из главных
факторов, решивших судьбу
русской живописи, было
появление портрета…
Портрет – единственная
область живописи, в
которой Россия…временами
шла в уровень с Европой».
И. Э. Грабарь
У истоков русского
портретного искусства
• Жанр портрета в русском
изобразительном искусстве
восходит к парсуне (от «персона»),
получившей распространение в XVI-
XVIIвв.
• Первые портреты еще тесно
связаны с традициями иконописных
изображений (в них есть некая
застылость, идеализация и
отвлеченность образов).
Портрет воеводы князя М.В.
Скопина-Шуйского. Неизвестный
художник.
Сходство с
изображаемым
человеком –
обязательное
условие,
закрепленное в
документах того
времени.
Портрет Федора
Алексеевича.
Неизвестный
художник.
Портрет Якова Тургенева.
Неизвестный художник.
Черты не только
парсунной живописи, но
и новая техника
изображения.
Широкоплечая фигура
командира роты и
царского шута занимает
почти всё пространство
холста, поставлена
фронтально, лишена
объёмности.
Но иначе написано лицо,
передающие
характерные черты:
усталые умные глаза,
проницательный взгляд,
крупный нос, седеющая
борода. Нелепо
смотрится в правой руке
жезл военачальника
«потешных» войск.
Андрей Матвеевич Матвеев
(1701-1739)
Автопортрет с
женой.
1729 г.
Иван Петрович Аргунов
Зрел ли ты…
(1729-1802)
Как их лентами златыми
Челы белые блестят,
Под жемчугами драгими
Груди нежные дышат.
Как сквозь жилки голубые
Льётся розовая кровь,
На ланитах огневые
Ямки врезала любовь.
Как их брови соболины,
Полный искр соколий взгляд,
Их усмешка – души львины
И орлов сердца – разят.
Г.Р. Державин «Русские
девушки».
Портрет крестьянки
в русском костюме.
1784 г.
И.П. Аргунов. Прасковья
Жемчугова.
Великая русская
актриса, бывшая
крепостная графа
Шереметева.
Фёдор Степанович Рокотов
Её глаза – как два
(1735-1808)
тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза – как два
Покрытых мглою
обмана,
неудач.
Соединенье двух
загадок,
Полувосторг,
полуиспуг,
Безумной нежности
припадок,
Предвосхищенье
смертных мук…
Н. Заболоцкий
Портрет А.П.
Струйской.
1772 г.
Дмитрий Григорьевич
Левицкий
(1735-1822)
Известный
горнозаводчик,
богатейший человек
своего времени
изображен на фоне
величественных колонн,
драпировок. За
колоннами – здание
Воспитательного дома,
на строительство
которого он
пожертвовал большие
денежные суммы.
Портрет П.А.
Демидова.
1773 г.
Молодые смолянки
пытаются серьёзно
разыграть галантную
сценку для взрослых.
Бойкая Хрущова,
облаченная в мужской
костюм, уверенно
чувствует себя на
сцене. Очаровательна и
её партнёрша
Хованская. Её высокая,
угловатая фигура в
пышном платье
кажется неловкой и
Левицкий. Портрет Е.Н.
Хованской и Е.Н. Хрущовой.
трогательной.
Сюжет сценки
позволяет художнику
раскрыть два разных,
но очаровательно
милых детских образа.
Владимир Лукич Боровиковский
На этом портрете Марии
(1757-1825)
Ивановне Лопухиной 18 лет, в
24 года она ушла из жизни…
Она давно прошла, и нет уже
тех глаз
выражали
И той улыбки нет, что молча
Страданье – тень любви, и
мысли – тень печали,
Но красоту её Боровиковский
Так часть души её от нас не
спас.
улетела,
И будет этот взгляд и эта
прелесть тела
К ней равнодушное потомство
привлекать,
Уча его любить, страдать,
прощать, молчать.
Портрет М.И.
Я.
Лопухиной. 1797 г.
Полонский
Боровиковский. Безбородко с
дочерьми.
Мастера скульптурного
портрета.
• В начале XVIII века в России работали
в основном скульпторы-иноземцы. В их
произведениях воплотились черты
барочного парадного портрета, а
также простота и ясность классицизма.
• Существенный вклад в развитие
скульптуры внёс итальянец
Бартоломео Карло Растрелли (1675-
1744), отец прославленного
архитектора, приглашенный на службу
из Франции в 1716 г.
Растрелли. Пётр I. 1723-
1730 гг.
Федор Иванович Шубин
«Первый статуйных дел
(1740-1805)
портрета.
мастер» – сын
холмогорского помора.
Как и его знаменитый
земляк М.В. Ломоносов.
Он прошел суровую
школу жизни . Еще в
юности он овладел
искусством резьбы по
кости. Благодаря
ходатайству Ломоносова
Шубин был отдан на
учение В Петербургскую
академию художеств, а
затем стажировался в
Европе. Во Франции он
увлекся портретной
скульптурой, а в Италии
изучал искусство
римского скульптурного
Могила Шубина в некрополе
Александро-Невской лавры.
На надгробном
памятнике
Шубину написано:
«…и под его
рукою мрамор
дышит…»
Шубин. Портрет М.В.
Ломоносова.
1792 г.
Обаятельный образ
выдающегося русского
ученого, поэта и
мыслителя. Вопреки
существующим
традициям и моде,
Шубин выполнил
портрет Ломоносова
без парика. В лице
ученого нет ни
напыщенной
чопорности, ни
вельможной
надменности, но есть
живость ума,
благородство.
Шубин. Портрет Павла.
1800 г.
Правдивость
граничит с гротеском
и едким сарказмом.
Величие монарха
подчеркнуто
торжественным
облачением,
императорскими
регалиями: двумя
звёздами, цепью из
двуглавых орлов,
орденом Святого
Андрея
Первозванного.
Шубин. Портрет графини
Паниной. Портрет Екатерины II.
М.И. Козловский. Самсон,
раздирающий пасть льву.
• Творчество Шубина - одна из
вершин русской и мировой
реалистической скульптуры.
Его лучшие традиции были
восприняты целой плеядой
крупнейших русских мастеров
- Козловским, Мартосом и
скульпторами XIX века.